(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э4 Э5
Э4
Э1 Э4
Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
образования детей
Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э3 Э4 Э5
Э2 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Теоретические вопросы для зачета
1. Что вы знаете о возникновении и развитии экологической науки?
2. Каковы основные понятия, законы, правила экологии?
3. Как организмы адаптируются к условиям среды? В чем заключается основное отличие адаптаций у растений и у животных? Приведите примеры.
4. Что вы знаете об экологии популяций? Перечислите факторы риска для существования популяций. Расскажите о рациональном использовании и охране популяций.
5. Каково видовое разнообразие организмов на территории Республики Татарстан?
6. Что такое экологические факторы? Как они воздействуют на живые организмы?
7. Приведите примеры экосистем. Какие экосистемы считаются антропогенными? Что означает выражение: «Экосистема – безранговое понятие?».
8. Что такое трофические уровни в экосистеме?
9. Какие черты характеризуют экосистемы, находящиеся в состоянии экологического равновесия?
10. Что такое биологическая продуктивность, чем она измеряется?
11. Что такое ярусность лесной экосистемы?
12. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
13. Что такое рациональное природопользование?
14. Какие основные нарушения принципов рационального природопользования в естественных и антропогенных экосистемах вы знаете?
15. Охарактеризуйте благоприятную и неблагоприятную для здоровья человека экологические ситуации.
16. Как осуществляется охрана природы в России и Республике Татарстан?
18. Что такое экологическое образование дошкольников, в чём вы видите его необходимость?
19. Каковы современные подходы к содержанию экологического образования детей? Охарактеризуйте его многокомпонентный и интегративный характер.
20. Что такое экологическая культура? Охарактеризуйте способы формирования основ экологической культуры у дошкольников.
21. Каковы основные идеи об использовании природы в воспитании и обучении детей и их актуальность для решения проблемы экологического воспитания дошкольников в истории зарубежной прогрессивной педагогики?
22. Каковы основные идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики?
23. Каковы современные концепции развития личности дошкольников в процессе общения с природой?
24. Каковы принципы отбора содержания экологического образования дошкольников?
25. Каковы концептуальные идеи экологического содержания одной из предложенных комплексных программ (например, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика - синтез, 2015).
26. Каковы возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы?
27. Раскройте преемственные связи в формах и методах экологического образования в системе «детский сад – начальная школа».
28. В плане преемственности как можно осуществить трансформацию игровой деятельности в учебную в процессе реализации экологического образования детей старших групп?
Практическое задание:
Проанализируйте ситуацию: «В ДОО происходит процесс адаптации программ экологического образования дошкольников к условиям региона. Появляется новая тенденция: педагог по своему усмотрению выбирает наиболее понятные для него фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. Получившие в результате такого отбора программы часто называют авторскими».
1.Произведите анализ представленной Программы экологического образования на предмет соответствия ФГОС ДО и адаптации к условиям региона.
2.Ответьте на вопрос, можно ли назвать представленную Программу авторской и почему?
3. Внесите коррективы в предложенную программу, если она не соответствует требованиям.
Методические задания к экзамену:
1.Разработайте проект экологической предметно-развивающей среды с учетом требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.
2.Разработайте для дошкольников примерный алгоритм наблюдений за животным (растением).
3.Разработайте примеры воссоздающего, распознающего, сравнительного наблюдения для средней или старшей возрастной группы.
4.Предложите способы фиксации длительных наблюдений в разных возрастных группах. Покажите, как усложняется методика наблюдения за объектами и явлениями природы от группы к группе.
5.Проанализируйте конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы в разных возрастных группах, представленные в учебно-методических пособиях или в Интернет-ресурсах. Какова цель наблюдения? Доводились ли цели (планируемые результаты) до детей? Соблюдались ли этапы (структурные компоненты) наблюдения? Какие виды деятельности детей входили в содержание наблюдения? Какие получены образовательные результаты?
6.Проанализируйте план-конспект образовательного мероприятия экологической направленности с точки зрения организации игровой деятельности детей. Каковы цели используемых игр?
7.Продумайте способы вовлечения ребенка в процесс экспериментирования.
8.Составить классификацию видов труда дошкольников в уголке природы и на участке детского сада. Как усложняется содержание труда детей в разных возрастных группах? Какова особенность руководства трудом в разных возрастных группах?
9.Охарактеризуйте, какими профессионально-организационными умениями должен обладать методист (старший воспитатель) ДОО.
10.Охарактеризуйте способы диагностики экологической воспитанности дошкольников и интерпретации ее результатов.
1.Деятельностный подход в экологическом образовании. Игры экологической направленности.
2.Исследовательская деятельность природоведческой и экологической направленности
3.Комплексные формы работы с детьми по экологическому воспитанию детей.
4.Методика организации экологических праздников.
5.Зачатки формирования некоторых УУД в ДОУ и их развитие в начальной школе на естествоведческом и экологическом материале.
7. Становление системы экологического образования дошкольников в России.
8. Характеристика содержания экологического образования в основных образовательных программах ДОУ.
9.Специфика наблюдения как познавательной и экологически ориентированной деятельности дошкольника.
10. Наблюдение как метод экологического образования. Основные требования к его организации.
11. Возрастные особенности взаимодействия дошкольников с природой.
12. Организация длительных наблюдений за изменением и развитием природы.
13. Целевые прогулки, экскурсии и походы в природу как формы осуществления экологического развития дошкольников, специфика их организации.
14. Труд по уходу за растениями и животными как экологически ориентированная деятельность дошкольника, психолого-педагогические основы ее развития.
15. Роль и место экспериментирования (поисковой деятельности в природе) для решения задач экологического образования детей.
16. Моделирование и его роль в экологическом образовании дошкольников.
17. Формы и методы обогащения знаний детей о природе.
18.Развитие нравственных отношения детей с природой. Предоление негативного отншения к «злым» и "некрасивым" животным.
19. Особенности эстетических отношений детей дошкольного возраста к природе
20. Психолого – педагогические основы воспитания у детей гуманного отношения к природе
21. Эстетическое восприятие природы как средство воспитания основ гуманного отношения к ней.
22. Детская природоведческая литература и се роль в экологическом развитии дошкольников.
23. Методика индивидуальной работы с дошкольниками по экологическому образованию с использованием рабочих тетрадей, экологических дневников, книжек-самоделок.
24. Авторские технологии (Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой) экологического образования детей дошкольного возраста.
25. Предметно-развивающая среда как важное условие экологического развития детей дошкольного возраста.
26. Требования к организации уголка природы и лаборатории природы как элементов экологически развивающей среды группы детского сада.
27. Готовность педагога к осуществлению экологического образования дошкольников.
28. Результат экологического образования дошкольников, его основные показатели.
29. Планирование работы по экологическому образованию детей.
30. Использование краеведческого материала в экологическом образовании дошкольников.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении