2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Социальная психология_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Социальная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся представлений о социально-психологических феноменах и процессах, их основных особенностях и формах их проявления
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся основ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
1.4
освоение обучающимися знаний о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей для осуществления процессов обучения, воспитания и развития
1.5
развитие у обучающихся навыков командной работы, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.2
Детская психология
2.1.3
Дошкольная педагогика
2.1.4
Общая психология
2.1.5
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Теория обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Педагогика раннего возраста
2.2.3
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.4
Психолого-педагогический практикум
2.2.5
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.8
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.9
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.10
Организация дошкольного образования
2.2.11
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.12
Поликультурное образование
2.2.13
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.14
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.15
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.16
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.19
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.22
Работа с одарёнными детьми
2.2.23
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.24
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.25
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.26
Методика социально-личностного развития дошкольников
2.2.27
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.28
Психология семьи и семейного воспитания
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
основные принципы командной работы, понятие толерантности
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
Уметь:
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные закономерности процесса общения, групповых процессов, закономерности взаимодействия личности и группы;
3.1.2
основные принципы командной работы, понятие толерантности;
3.1.3
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
3.1.4
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социально-психологические явления и процессы, раскрывая их значимость для решения профессиональных задач;
3.2.2
работать в команде, учитывая закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
3.2.3
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение, применять социально-психологические методы для будущей практической деятельности в образовательных учреждениях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками социально-психологического взаимодействия (коммуникативные навыки, навыки установления контакта, разрешения конфликтов и др);
3.3.2
навыками командной работы, с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей;
3.3.3
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социальная психология как наука. 

 
1.1
Предмет  и задачи социальной психологии.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
1.2
Этапы развития социальной психологии как науки. Отрасли социальной психологии, взаимосвязь с другими науками. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
1.3
Методы социально-психологического исследования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
1.4
Дискуссия о предмете социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
1.5
Место социальной психологии в системе научного знания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 2. Психология общения. Структура общения. Конфликт

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1
Понятие общения. Содержание процесса общения: виды, цели и средства общения. Функции общения. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
2.2
Общение в системе межличностных и общественных отношений.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
2.3
Социально-психологическое содержание понятия «конфликт».  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
2.4
Виды, структура и динамика конфликта. Функции конфликта. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
2.5
Структура общения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 3. Группа как социально-психологический феномен

 
3.1
Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики социальной группы. Классификация групп. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
3.2
Понятие малой группы в социальной психологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
3.3
Стадии и уровни развития группы. Эффективность деятельности малой группы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
3.4
Характеристика больших групп  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
3.5
Феномены межгруппового взаимодействия. Большие группы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5

6
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 4. Проблема личности в социальной психологии. 

 
4.1
Личность как предмет исследования в социологии и псипсихологической проблематики .

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
4.2
Понятие личности. Проблема личности в зарубежных психологических теориях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
4.3
Специфика социально-психологической проблематики личности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
 
Раздел 5. Социализация и социальная установка 

 
5.1
Социально-психологические аспекты социализации и социальных установок. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э6

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
5.2
Понятие социальной установки, ее структура и функции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э6

2
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
5.3
Динамика социальных установок. Социальные стереотипы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

6
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
5.4
Содержание процесса социализации, стадий и институтов социализации. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э6

6
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5.5
Проблема личности в социальной психологии. Социально-психологическая структура личности. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
5.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э6 Э7 Э8

4
ОК-5 ОПК-2 ОПК-3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Социальная психология как наука.

2. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

3. Этапы развития социальной психологии.

4. Методы исследования в социальной психологии.

5. Отрасли социальной психологии.

6. Группа как социально-психологический феномен.

7. Первые теоретические концепции в области социальной психологии.

8. Лидерство и руководство. Стили лидерства. Понятие авторитета.

9. Понятие отношений в психологической науке. Общественные и психологические отношения.

10. Понятие общения. Сущность общения.

11. Виды общения.

12. Средства общения.

13. Структура общения.

14. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

15. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация.

16. Типы взаимодействий (кооперация, конкуренция, конфликт).

17. Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

18. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия,  каузальная атрибуция).

19. Общение и деятельность.

20. Понятие малой группы. Классификация малых групп.

21. Структура малой группы.

22. Стадии и уровни развития группы.

23. Феномен межгруппового взаимодействия.

24. Психологические процессы в малой группе.

25. Понятие больших социальных групп, их особенности.

26. Структура психологии больших социальных групп.

27. Этнопсихология.

28. Понятие класса в социальной психологии.

29. Стихийные группы и массовые движения.

30. Механизмы психологического воздействия.

31. Характеристика и проблема личности в социальной психологии.

32. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.      Место социальной психологии в системе научного знания.

2.    История формирования социально-психологических идей.

3    Методологические проблемы исследования в социальной психологии.

4.    Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными  дисциплинами.

5.      Основные этапы развития социально-психологических взглядов.

6. Место общения в жизни общества.

7. Социально-психологические теории личности.

8. Деформация социальных отношений и общений.

9. Малые неформальные группы, их структура и динамика.

10.     Социальная психология семьи.

11.     Социальная психология производственных общностей.

12.     Социально-психологическая характеристика преступных общностей.

13.     Лидерство и руководство.

14.     Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.

15.     Психологическая теория коллектива.

16.     Общение и деятельность.

17.     Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
18.     Структура, содержание и формы общения. Основные функции процесса общения.

19.     Основные стороны процесса общения и их характеристика.

20.     Особенности проявления коммуникативной функции общения в коллективе.

21.     Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах.

22.     Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях.

23.     Психологические условия эффективной коммуникации.

24.     Психология толпы. Стихийные группы и массовые движения.

25.     Культура и образование как социальный институт.

26.     Социальная психология напряженности и конфликтов.

27.     Социальная психология моды и пропаганды.

28.     Феноменология личности в социальной психологии.

29.     Сущность феномена социализации в психологии.

30.     Механизмы социализации и их проявление в коллективе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Социальная психология"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко.
Социальная психология : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02629-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431839:  учебное пособие для прикладного бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С. В. Сарычев, О. В. Чернышова
Социальная психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, О. В. Чернышова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 127 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-03250-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438382 :  учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Л. Г. Почебут
Почебут, Л. Г.  Психология социальных общностей : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09035-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514392  : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова
Социальная психология [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 98 с. http://bibl:81/books/Эл.Библ./Коновалова, Анисимова_уч-метод пособие по Социальной психологии 1.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Социальная психология (курс лекций МГУ). - URL:https://www.youtube.com/watch?v=H2ltrQQKz-M&list=PLt3fgqeygGTXaga9dhpH3jzmz2HkVI8UO    
 
Э2
Социальная психология. Лекция 1.1. Что изучает социальная психология.- URL:https://www.youtube.com/watch?v=VclaiU7lLOo&list=PLxR_blx94OEyetUV5FYmrBAQRD6D3o5uE&index=4  
 
Э3
Видеолекция Социальная психология. Коммуникация.- URL: :https://www.youtube.com/watch?v=rBjEUUtz9wQ   
 
Э4
Социальная психология. Видеофильм. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=1gCvmH2h_gQ    
 
Э5
Социальная психология Стереотипы восприятия Малые и большие социальные группы.- URL: https://www.youtube.com/watch?v=QPmGXRN744I  
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Э6
Эксперимент по социальной психологии. Видеофильм.  - URL::https://www.youtube.com/watch?v=GvLk2PjKHZ8 
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.