2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Социальная психология_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Социальная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания о социально-психологических феноменах и процессах, их основных особенностях и формах проявления
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся навыки работы в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
1.4
сформировать у обучающихся навыки осуществления сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Предварительная подготовка осуществляется в процессе школьного обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиническая психология детей и подростков
2.2.2
Конфликтология
2.2.3
Основы дефектологии (с практикумом)
2.2.4
Производственная педагогическая  практика
2.2.5
Психология семьи
2.2.6
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.7
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.8
Организационная психология
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.11
Психология общения
2.2.12
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.13
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.14
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Объясняет закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности, детско-родительские отношения
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.2: Способен занимать активную, ответственную, лидерскую позицию в команде, демонстрирует лидерские качества и умения
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные закономерности социального взаимодействия, групповых процессов, закономерности взаимодействия личности и группы
3.1.2
социально-психологические особенности социальных групп, в том числе детско-взрослых ообществ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать социально-психологические явления и процессы, раскрывая их значимость для решения профессиональных задач;
3.2.2
работать в команде, демонстрировать лидерские качества и умения;
3.2.3
применять социально-психологические методы для будущей практической деятельности в образовательных организациях
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.3.1
навыками социально-психологического взаимодействия (коммуникативные навыки, навыки установления контакта, разрешения конфликтов и др.)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социальная психология как наука. 

 
1.1
Предмет  и задачи социальной психологии.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-7.1
2
0
 
1.2
Этапы развития социальной психологии как науки. Отрасли социальной психологии, взаимосвязь с другими науками. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ОПК-7.1
2
0
 
1.3
Дискуссия о предмете социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
1.4
Место социальной психологии в системе научного знания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ОПК-7.1 УК-3.1
2
0
 
 
Раздел 2. Психология общения. Структура общения. Конфликт

 
2.1
Понятие общения. Содержание процесса общения: виды, цели и средства общения. Функции общения.Общение в системе межличностных и общественных отношений.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

5
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
2.2
Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Виды, структура и динамика конфликта. Функции конфликта. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
2.3
Структура общения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
 
Раздел 3. Группа как социально-психологический феномен

 
3.1
Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики социальной группы. Классификация групп. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
3.2
Понятие малой группы в социальной психологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
3.3
Характеристика больших групп  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
3.4
Стадии и уровни развития группы. Эффективность деятельности малой группы. Феномены межгруппового взаимодействия. Большие группы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
 
Раздел 4. Проблема личности в социальной психологии. 

 
4.1
Понятие личности. Проблема личности в зарубежных психологических теорияхЛичность как предмет исследования в социологии и псипсихологической проблематики .

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
4.2
Специфика социально-психологической проблематики личности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 5. Социализация и социальная установка 

 
5.1
Социально-психологические аспекты социализации и социальных установок. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5.2
Понятие социальной установки, ее структура и функции. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5.3
Проблема личности в социальной психологии. Социально-психологическая структура личности. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5.4
Динамика социальных установок. Социальные стереотипы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5.5
Содержание процесса социализации, стадий и институтов социализации. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

9
ОПК-7.1 УК-3.1 УК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Определение социальной психологии.

2. Методологические предпосылки формирования новой отрасли научного знания.

3. Основные направления социально-психологических исследований. Классификация социально-психологических феноменов.

4. История развития социальной психологии.

5. Этапы становления социальной психологии.

6. История развития науки в России (В. Бехтерев, Н.Михайловский, А.Макаренко) и за рубежом (М.Лацарус, Г.Лебон, Г.Тардт, Ф.Олпорт).

7. Современное состояние науки.

8. Структура социальной психологии.

9. Теоретико-методологические положения социальной психологии.

10. Объект, предмет, функции социальной психологии.

11. Общая характеристика отраслевых наук.

12. Методы социально-психологического исследования.

13. Общая характеристика общения. Определение общения.

14. Функции общения. Формы общения. Межперсональное и ролевое общение. Виды межличностного общения (императив, манипуляция, диалог).

15. Основные правила построения диалогичного общения.

16. Вербальные и невербальные средства общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения.

17. Характеристика коммуникативной стороны общения.

18. Обратная связь в межличностном общении.

19. Коммуникативные барьеры.

20. Уровни обмена информацией. Конвенциональный и личный аспекты коммуникации.

21. Социальная перцепция. Понятие социальной перцепции.

22. Механизмы межличностного восприятия (стереотипия, идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция).

23. Понятие социального стереотипа, его функции.

24. Виды и содержание рефлексии.

25. Психологические особенности межличностного взаимопонимания.

26. Интерактивная сторона общения.

27. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия.

28. Структура межличностного взаимодействия.

29. Социально-психологическая характеристика конфликта, его структура и динамика.

30. Принципы управления конфликтом.

31. Понятие группы. Классификация групп.

32. Малые социальные группы, феномен группового давления, феномен конформизма, групповая сплоченность.

33. Структуры малой группы (коммуникативная, социометрическая, структура социальной власти).

34. Лидерство и руководство, стиль лидерства.

35. Принятие группового решения.

36. Социально-психологические процессы (групповая динамика) в малых группах: этапы развития малой группы, 

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
давление в малой группе, эффект огруппления мышления, понятие групповой нормы и групповых ожиданий, конфликтное взаимодействие в группе.

37. Эффективность деятельности малых групп. Феномены межгруппового заимодействия.

38. Группа как социально-психологический феномен.

39. Большие группы, виды больших социальных групп.

40. Психология этнических общностей, структура, свойства психологии нации.

41. Психология социальных классов. Структура социально-классовых различий.

42. Психология толпы. Стихийные группы и массовые движения, психологические особенности поведения человека в толпе.

43. Циркулярная реакция и коммуникация в толпе. Массовая паника, факторы и механизмы возникновения.

44. Приемы управления и манипуляции толпой. Предотвращение и ликвидация массовой паники.

45. Психология политики и религии. Сущность и содержание политико-психологических феноменов.

46. Психологические особенности политической активности. Понятие власти, ее свойства, функции (диспозиционная, психологическая, гносеологическая, организационная, политическая).

47. Типы политического сознания и характер властных отношений.

48. Психологическая война как особая форма борьбы за власть.

49. Религия как форма общественного сознания, социально-психологическая характеристика субъектов и объектов религии.

50. Своеобразие и структура религиозного сознания.

51. Слухи как социально-психологическое явление.

52. Феномен слухов и его изучение. Классификация слухов по экспрессивному (слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух) и информационному параметрам.

53. Психология рекламы и пропаганды. Роль психических процессов в формировании рекламных образов.

54. Социально-психологические особенности личности.

55. Особенности подхода к исследованию личности в социальной психологии.

56. Представления о личности в отечественной социальной психологии.

57. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии.

58. Психологическая структура личности.

59. Социально-психологические проблемы личности с позиции теории установки Узнадзе Д.Н., диспозиционная концепция регуляции поведения личности Ядова В.А.

60. Социально-психологические типы личности.

61. Социализация личности. Понятия социализации и социально-психологической адаптации. Этапы социализации. Институты социализации.

62. Факторы социализации личности. Механизмы социализации личности (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный и рефлексивный).

 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. История формирования социально-психологических идей.

3  Методологические проблемы исследования в социальной психологии.

4. Особенности взаимосвязи социальной психологии с другими научными  дисциплинами.

5. Основные этапы развития социально-психологических взглядов.

6. Место общения в жизни общества.

7. Социально-психологические теории личности.

8. Деформация социальных отношений и общений.

9. Малые неформальные группы, их структура и динамика.

10. Социальная психология семьи.

11. Социальная психология производственных общностей.

12. Социально-психологическая характеристика преступных общностей.

13. Лидерство и руководство.

14. Межличностная аттракция: дружба, любовь и взаимоотношения.

15. Психологическая теория коллектива.

16. Общение и деятельность.

17. Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.

18. Структура, содержание и формы общения. Основные функции процесса общения.

19. Основные стороны процесса общения и их характеристика.

20. Особенности проявления коммуникативной функции общения в коллективе.

21. Модель коммуникативного процесса: особенности рассмотрения в различных подходах.

22. Вербальная коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях.

23. Психологические условия эффективной коммуникации.

24. Психология толпы. Стихийные группы и массовые движения.

25. Культура и образование как социальный институт.

26. Социальная психология напряженности и конфликтов.

27. Социальная психология моды и пропаганды.

28. Феноменология личности в социальной психологии.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
29. Сущность феномена социализации в психологии.

30. Механизмы социализации и их проявление в коллективе.

 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Социальная психология
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. В. Сарычев, О. В. Чернышова
Социальная психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, О. В. Чернышова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 127 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-03250-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438382 :  учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л. Г. Почебут
Почебут, Л. Г.  Психология социальных общностей : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09035-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514392  : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова
Социальная психология [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 98 с. http://bibl:81/books/Эл.Библ./Коновалова, Анисимова_уч-метод пособие по Социальной психологии 1.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Примеры социально психологических экспериментов.  - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=-8_-aauVU_A
 
Э2
Психологические манипуляции | Газлайтинг.   - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VclaiU7lLOo&list=PLxR_blx94OEyetUV5FYmrBAQRD6D3o5uE&index=4 
 
Э3
Социальная психология. Лекция 1.1. Что изучает социальная психология. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=VclaiU7lLOo&list=PLxR_blx94OEyetUV5FYmrBAQRD6D3o5uE&index=4 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.