2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Психология физической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: сформировать у обучающихся  систему знаний в области психологии физической культуры и спорта и начальных умений использования полученных знаний в практической деятельности
1.2
Задачи освоения  дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся навыки решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.4
развивать у обучающихся умения психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Противодействие коррупции
2.1.2
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Системы гражданской защиты населения
2.2.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Психолого-педагогический практикум
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Оборона государства и основы военной службы
2.2.8
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.10
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.11
Патриотическое воспитание молодежи
2.2.12
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.13
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.14
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психологические основы физической культуры и здорового образа жизни;
3.1.2
основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе занятий физической культурой;
3.1.3
задачи физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе занятий физической культурой 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
3.2.2
анализировать задачи физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.3.2
навыками решения задач физического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе занятий физической культурой  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в современную психологию физической культуры

 
1.1
Общие представления о современной психологии физической культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
1.2
Введение в современную психологию физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
1.3
Связь психологии физической культура с другими разделами психологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 2. Психологические проблемы в физической культуре

 
2.1
Психологические проблемы в физической культуре /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
2.2
Общее представление о стрессе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3
3
0
 
2.3
Конфликт. Кризис. Кризисы спортивной карьеры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

1
ОПК-3
3
0
 
2.4
Развитие двигательных навыков в процессе занятий физической культурой и спортом /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Психологические основы физической культуры

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.1
Психологические особенности познавательных процессов в учебно-тренировочном процессе. Мотивация к занятиям физической культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

2
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
3.2
Особенности восприятия, внимания, памяти, мышления в процессе занятий на уроках физической культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
3.3
Психологические основы эмоций. Психологические основы преодоления /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
3.4
Психологические особенности познавательных процессов в учебном процессе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3
3
0
 
3.5
Особенности восприятия, внимания, памяти, мышления в процессе занятий на уроках физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

3
ОПК-3
3
0
 
3.6
Психологические основы эмоций /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

1
ОПК-3
3
0
 
3.7
Психологические основы преодоления /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

1
ОПК-3
3
0
 
3.8
Волевые качества личности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 4. Прикладная психология в физической культуре

 
4.1
Общие представления о личности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.2
Учет особенностей темперамента и характера в процессе спортивной подготовки и занятий физической культурой /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.3
Способности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.4
Психологические особенности личности учителя физической культуры и личности тренера /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
4.5
Общие представления о личности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.6
Учет особенностей темперамента в процессе спортивной подготовки и занятий физической культурой /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.7
Учет особенностей характера в процессе спортивной подготовки и занятий физической культурой /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3
3
0
 
4.8
Способности. Роль способностей при занятии ФКиС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2

4
ОПК-3
3
0
 
4.9
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников /Ср/
Л1.1Л2.2

4
ОПК-3
3
0
 
4.10
Взаимодействие в группе. Межличностные взаимоотношения в спортивной группе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 5. Личность учителя  физической  культуры

 
5.1
Психологические особенности личности учителя физической культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
5.2
Психологические особенности личности учителя физической культуры. Деятельность учителя физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
5.3
Способности, необходимые учителю физической культуры. Умения учителя  физической культуры. Авторитет учителя физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
5.4
Сравнительный анализ психологических особенностей личности учителя физической культуры и личности тренера /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-3
3
0
 
5.5
Организация психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности.

Диагностические задачи  и планирование психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности

Организация психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности.

Диагностические задачи  и планирование психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
5.6
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-3 ПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. История психологии физической культуры и спорта в СССР и в России.

2. История психологии физической культуры и спорта за рубежом.

2. Психология физической культуры и спорта как научная дисциплина

1. Предмет и объекты психологии физической культуры и спорта

2. Задачи и методы психологии физической культуры и спорта

3. Взаимосвязи психологии физической культуры и спорта с другими науками

4. Психологические характеристики физкультурно-спортивной деятельности и разделы психологии физической

5. культуры и спорта

6. Психология физического воспитания

7. Психология спорта

8. Психология активного отдыха

9. Психология реабилитационной и адаптивной физической культуры

10. Психология тренера

11. Психологические основы тренерской деятельности

12. Профессионально важные качества тренера

13. Стили общения и руководства спортивным коллективом

14. Общение и эффективность взаимодействия в спортивных коллективах

15. Конфликты в спорте

16. Спортивная команда: характеристики и стадии развития

17. Роли в спортивной команде

18. Лидеры спортивных коллективов

19. Стрессоустойчивость при психологической подготовке в спорте.

20. Биографические кризисы личности.

21. Кризисы в спортивной карьере.

22. Специфика волевых качеств у спортсменов.

23. Влияние спорта на формирование характера человека.

24. Роль задатков и способностей в жизни человека.

25. Роль среды и наследственности в формировании способностей.

26. Развитие способностей у спортсменов.

27. Способы борьбы с эмоциями на старте.

28. Методы психологической регуляции в физической культуре.

29. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности при занятии физической культурой и спортом.

30. Организация психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности

31. Диагностические задачи  и планирование психодиагностического исследования в спортивно-физкультурной деятельности

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
32. Особенности диагностики типологических свойств в спортивно-физкультурной деятельности

33. Методики диагностики свойств нервной системы в спортивно-физкультурной деятельности

34. Методики диагностики свойств темперамента в спортивно-физкультурной деятельности

35. Диагностика когнитивных процессов и психомоторной сферы в спортивно-физкультурной деятельности

36. Исследование когнитивных процессов в спортивно-физкультурной деятельности

37. Исследование характеристик психомоторной сферы в спортивно-физкультурной деятельности

38. Диагностика личностных свойств в спортивно-физкультурной деятельности

39. Особенности психологического исследования личности занимающихся физической культурой и спортом

40. Методики диагностики мотивационной сферы занимающихся физической культурой и спортом

41. Методики диагностики волевой сферы занимающихся физической культурой и спортом

42. Методики диагностики отношений и самооценки занимающихся физической культурой и спортом

43. Особенности диагностики психического состояния в спортивно значимых ситуациях

44. Методики диагностики психического состояния в спортивно-физкультурной деятельности

45. Диагностика общения и взаимодействия в спортивной команде

46. Специфика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах

47. Методики диагностики взаимодействия и общения в спортивно-физкультурной деятельности

48. Диагностика личности и деятельности тренера

49. Психологическое исследование тренерской деятельности

50. Методики диагностики профессионально важных качеств тренера

51. Психологические технологии развития спортивно важных качеств

52. Совершенствование навыков психической саморегуляции

53. Повышение уверенности в процессе социально-психологического тренинга

54. Совершенствование навыков общения и взаимодействия в спортивной команде

55. Оптимизация психологического климата в спортивном коллективе

56. Психологическая помощь в детско-юношеском спорте

57. Психологические особенности детско-юношеского спорта

58. Проблемы ранней спортивной специализации (профессионализации).

59. Психологическое сопровождение юных спортсменов

60. Психологическая помощь в спорте высших достижений

61. Психологическое сопровождение спортсмена в процессе тренировок и соревнований

62. Психологическая помощь на разных этапах спортивной карьеры.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Основные категории и понятия психологии ФКиС , психологические основы физической культуры и здорового образа жизни.

2. Личностные особенности учителя физической культуры.

3. Основы психологического сопровождения обучающихся в процессе занятий физической культурой.

4. Педагогическая направленность психологии ФКиС, периодизация психо-физиологического развития человека и его учет в системе требований к спортивно-физической подготовленности учащегося.

5. Истоки возникновения отечественного направления психологии ФКиС.

6. Общие и отличительные черты психологии физической культуры и психологии спорта.

7. Структура и психологические особенности соревновательной и тренировочной деятельности.

8. Психологическая систематика видов спорта. Характеристика противоборства и взаимодействия.

9. Организация эффективного восприятия на уроках ФК.

10. Психологическая характеристика физических качеств.

11. Психологическое напряжение и перенапряжение в спорте. Понятие доминанты.

12. Предсоревновательные психические состояния.

13. Экстремальные ситуации соревновательного характера.

14. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования.

15. Тактическое мышление спортсмена, его характеристики. Понятие антиципации.

16. Профессионально-важные умения спортивного педагога.

17. Психологическая характеристика и особенности деятельности тренера.

18. Факторы формирования личности спортсмена.

19. Социально-психологические особенности спортивной группы.

20. Система и методы психологического отбора в спорте.

21. Общая психологическая подготовка спортсменов.

22. Процесс и значение самовоспитания в структуре психологической подготовки спортсмена.

23. Общая и специальная психологическая подготовка спортсменов.

24. Основы психогигиены в спорте.

25. Организация режима жизни юного спортсмена.

26. Роль эмоционально-волевого компонента в успешности спортивных достижений.

27. Психологические критерии профессионализма спортивного педагога.

28. Принципы и основные методы психодиагностики в спорте.

29. Современные требования к профессиональной деятельности тренера.

30. Психологические критерии профессионализма спортивного педагога.

31. Индивидуальный и личностно-центрированный подход в спортивной деятельности.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
32. Особенности мотивационной сферы школьников и их влияние на активность на уроках ФК.

33. Специфика обучения подростков основам профессионально прикладной физической подготовки.

34. Принципы и основные методы психодиагностики в спорте.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Психология физической культуры"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. К. Серова
Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте : учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06393-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438412: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В.К. Сафонов
Психология спортсмена. Слагаемые успеха [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68542.html :  Электрон. текстовые данные
М. : Издательство «Спорт» , 2017
 
Л2.2
Т. П. Бегидова
Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07190-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438915 :  учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психология спорта | Основной элемент- URL: https://www.youtube.com/watch?v=-K1iaZaiP8o 
 
Э2
#019 Ольга Владимировна Тиунова. О значении психологической подготовки в современном спорте- URL: https://www.youtube.com/watch?v=188byoODgy4 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.