2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Проективная геометрия_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проективная геометрия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Проективная геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины: формирование у обучающихся геометрических понятий, представлений и умений; подготовка к изучению ряда смежных дисциплин; изучение геометрических фигур на основе аппарата аналитической геометрии; формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дискретная математика
2.1.2
Дифференциальные уравнения
2.1.3
Числовые системы
2.1.4
Аналитическая геометрия
2.1.5
Начала алгебры
2.1.6
Основы математического анализа
2.1.7
Теория чисел
2.1.8
Элементарная математика
2.1.9
Вводный курс математики
2.1.10
Базы данных
2.1.11
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.12
История математики
2.1.13
Курсовая работа по математике
2.1.14
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.15
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.16
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.17
Технологии программирования
2.1.18
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.19
Высокоуровневые методы программирования
2.1.20
Вычислительная математика
2.1.21
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.22
Численные методы
2.1.23
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.24
Объектно-ориентированное программирование
2.1.25
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.26
Программирование Python
2.1.27
Разработка WEВ-приложений
2.1.28
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.29
Архитектура компьютера
2.1.30
Компьютерное моделирование
2.1.31
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.32
Основы компьютерной графики
2.1.33
Теория преобразований плоскости
2.1.34
Теория рядов
2.1.35
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.36
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.37
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.38
Психолого-педагогический практикум
2.1.39
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.40
Общая и социальная психология
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.41
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.42
Теоретические основы информатики
2.1.43
История (история России, всеобщая история)
2.1.44
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.45
Основы мехатроники
2.1.46
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.47
Робототехника
2.1.48
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.49
Алгоритмы и структуры данных
2.1.50
Концепции современного естествознания
2.1.51
Философия  
2.1.52
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.53
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.54
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.1.55
Вычислительная математика
2.1.56
Разработка WEВ-приложений
2.1.57
Основы компьютерной графики
2.1.58
Учебная практика по программированию
2.1.59
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дифференциальная геометрия
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.5
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основной аппарат математики,
3.1.2
основы использования возможностей образовательной среды геометрии для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.1.3
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса в области математического образования,
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.2.1
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.2.3
на основе выявленной проблемы сформулировать исследовательскую задачу.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.3.2
педагогическими действиями, связанными с использованием ресурсов дисциплины (геометрии) и образовательной среды (работа с учебником, занятия предметного кружка,  использование ресурсов ЭОР, и т. д.),
3.3.3
навыками постановки и решения исследовательских задач в области математического образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Проективное пространство

 
1.1
Понятие проективного пространства. Первая модель проективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Понятие проективного пространства. Первая модель проективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э7

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Понятие проективного пространства. Первая модель проективной прямой и проективной плоскости. Проективные координаты. Свойства проективных координат точки. Задание  проективного репера точками проективного пространства. Согласованный проективный репер /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.4
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.5
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
1.6
Проективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая. Однородные аффинные координаты точек  прямой. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная  плоскость. Однородные  аффинные координаты точек плоскости. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой. Преобразование координат. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

6
УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.7
Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии. Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
1.8
Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии. Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.9
Принципы двойственности. Теорема Дезарга. Проективные отображения и проективные преобразования. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии. Перспективные отображения. Перспективное отображение прямой d на пучок прямых П(0) – проективное. Необходимое и достаточное условие перспективного отображения прямой  на прямую. Необходимое и достаточное условие перспективного ото-бражения пучка прямых П(0) на пучок прямых П( ) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2. Основные факты проективной геометрии

 
2.1
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек пря-мой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.2
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек прямой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.3
Двойное(сложное) отношение 4-х точек прямой. Независимость сложного отношения 4-х точек о выбора репера на проективной прямой. Геометрический смысл сложного отношения  4-х точек расширенной прямой. Свойства сложного отношения  4-х точек прямой. Необходимое и достаточное условие проективного отображения прямой   на прямую  . Сложное отношение 4-х прямых пучка. Нахождение сложного отношения 4-х точек прямой, зная их координаты относительно репера на плоскости. Гармонические четверки. Полный четырех вершинник /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э7

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.4
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.5
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.6
Проективные преобразования плоскости. Гомология, частные случаи гомологии на расширенной плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.7
Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка. Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.8
Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка. Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.9
Кривые второго порядка на проективной плоскости. Взаимное расположение кривой второго порядка и прямой. Касательная к кривой второго порядка. Полюс и поляра. Поляритет. Классификация кривых второго порядка на проективной плоскости. Приложение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.10
Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

2
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.11
Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.12
Геометрия на проективной плоскости  фиксированной прямой. Линии второго порядка на проективной плоскости,  фиксированной прямой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
2.13
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э7

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечеь вопросов к экзамену

1. Понятие проективного пространства

2. Проективные координаты

3. Перспективное отображение прямой в пучок прямых. Расширенная прямая

4. Перспективное отображение плоскости в связку прямых. Расширенная плоскость

5. Уравнение прямой на проективной плоскости. Координаты прямой.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6. Преобразование проективных координат.

7. Простейшие свойства проективной плоскости и трехмерного проективного пространства.

8. Принцип двойственности.

9. Теорема Дезарга

10. Проективные отображения и проективные преобразования.

11. Аналитическое задание проективных преобразований

12. Группа проективных преобразований. Предмет проективной геометрии

13. Перспективные отображения

14. Двойное (сложное) отношение

15. Гармонические четверки.   Полный четырехвершинник

16. Проективные преобразования прямой.

17. Проективные преобразования плоскости

18. Кривые второго порядка на проективной плоскости

19. Касательная к кривой второго порядка

20. Полюс и поляра. Поляритет

21. Классификация к кривых второго порядка на проективной плоскости

22. Мнимые элементы проективной плоскости

23. Конструктивные теоремы теории овальных кривых второго порядка

24. Геометрия на проективной плоскости с фиксированной прямой

25. Евклидова геометрия с проективной точки зрения

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вариант 4.

1. Даны четыре касательные к параболе. Построить один из ее диаметров.

2. Даны три точки параболы и ее диаметр. Построить еще одну параболы и касательную к параболе в этой точке.

3. Дана «несобственная» прямая d0. Построить изображение параллелограмма, если дан образ его диагонали, направление другой диагонали и одной из его сторон.

4. Дана «несобственная» прямая и образ треугольника АВС. Доказать, что средняя линия этого треугольника параллельная соответствующей стороне.  

5.Даны три точки A(1, 2, 3), B(-3, 2, 4), C(-2/7,4/7,1). Доказать, что они лежат на одной прямой и составить уравнение этой прямой.

6. Даны три прямые своими координатами a (0,1,1), b (3,2,-1), c (3,5,2). Поверить, что эти прямые принадлежат одному пучку. Найти координаты центра пучка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Денисова Н.С
Геометрия треугольника, тетраэдра, симплекса : Учебное пособие// Денисова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72488.html.— ЭБС «IPRbooks»
М.: Московский педагогический государственный университет— ЭБС «IPRbooks», 2019
 
Л1.2
Денисова Н.С, Никифорова А.В.
Дополнительные главы проективной геометрии : Учебное пособие// Денисова Н.С., Никифорова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2016.— 82 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58127.html.— ЭБС «IPRbooks»
Юрайт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л2.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Андреева З.И., Шеремет Г.Г.
Многообразие геометрии : Учебник// Андреева З.И., Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70642.html.— ЭБС «IPRbooks»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания  к материалам по видам занятий.

- к лекционным занятиям:

  Фундаментальным источником знаний являются лекции, которые должны способствовать возникновению и поддержанию интереса к предмету, глубокому усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов. Лекционный материал должен быть структурирован в соответствии с логикой построения дисциплины, но, в то же время, отвечать 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
требованиям наглядности и доступности. Особое внимание следует уделить раскрытию основных терминов, которые формируют профессиональный язык. Без понимания этого языка невозможно успешное изучение предмета. Важно также сопровождать изложение лекций практическими примерами, которые значительно обогащают образовательный процесс и способствуют усвоению материала.

– к практическим  занятиям:

Значительную роль в изучении  геометрии выполняют практические занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой, а также выполнения самостоятельных заданий. Тем самым практические занятия способствуют получению наиболее  качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы.

Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Контрольная работа по дисциплине выполняется письменно. Она подводит промежуточный итог определенному логическому блоку в рамках дисциплины и ее тематика созвучна проблемам, обсуждаемым на аудиторных занятиях, что позволяет магистранту, выполняя контрольную работу, подготовиться к ряду вопросов аудиторных занятий.

Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций.

Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы:

1. закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2. выработка навыков самостоятельной работы;

3. выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.

Расчетно-графическая работа - это самостоятельное исследование, которое создано на обоснование теоретического материала по основным темам курса и выработку навыков практического выполнения технико-экономических расчетов. Расчетно-графическая работа (РГР) - это персональное исследование студента нацеленная на проверку у студента знаний и умений, усвоенных в период изучения предмета, а именно: определять цель, выделять задачи, формулировать проблемы и находить способы их решения.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.