2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Производственная преддипломная практика_Русский язык и Литература
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная преддипломная практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Русской и татарской филологии
Учебный план
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

Русский язык и Литература 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
преддипломная практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

10(5.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
6
6
6
6
Контактная работа
6
6
6
6
Сам. работа
210
210
210
210
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
,  Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Производственная преддипломная практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель производственной преддипломной практики – совершенствование профессионально-значимых компетенций будущего учителя для работы в области преподавания русского языка и литературы в различных типах школ и реализация исследовательских задач в рамках выпускной квалификационной работы; совершенствование умений использовать теоретические знания для решения конкретных педагогических задач.
Задачами практики являются:
развивать у обучающихся систему социально-значимых личностных качеств, умений и навыков взаимодействия с участниками педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях различного типа
развивать умения проектировать, осуществлять текущее и перспективное планирование во всех видах учебной и внеучебной работы, конструировать, прогнозировать, организовывать и анализировать профессиональную педагогическую деятельность
развивать умения проектировать образовательные программы по русскому языку и литературе
формировать индивидуальный опыт обучения русскому языку и литературе, а также организационно-методической и учебно-исследовательской работы
развивать умения осуществлять профессиональное самообразование, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Данные задачи практики направлены на формирование общекультурных, обшепрофессиональных и профессиональных компетенций.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать
 
базовые понятия  и термины естественных и математических наук для ориентирования в современном информационном пространстве
 
основные средства работы в современном информационном пространстве с применением естественнонаучных и математических знаний
 
основные способы и методы работы с математическим аппаратом обработки информации в современном информационном пространстве
 
 
Уметь
 
использовать естественнонаучный и математический аппарат  с целью приобретения профессиональных и общенаучных знаний, применяя современные информационные технологии
 
применять математические методы для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве
 
применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности  в современном информационном пространстве 
 
 
Владеть
 
навыками работы с естественнонаучным и математическим аппаратом с целью приобретения профессиональных и общенаучных знаний, применяя современные информационные технологии
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве
 
методами математической обработки и моделирования информации в современном информационном пространстве
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
 
Владеть
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОК-8:      готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность 
 
Знать
 
основные факторы, влияющие на уровень физической подготовки, обеспечивающие полноценную деятельность
 
правила и принципы подбора физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
Уметь
 
выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
подбирать уровень физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
оценивать эффективность занятий физической культурой для определения своего уровня  и уровня физической подготовки обучающихся, обеспечивающей полноценную деятельность
 
 
Владеть
 
различными способами оценки и подбора уровня физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность
 
методами проведения самостоятельных занятий по физической культуре; методами комплексного контроля состояния организма при нагрузках
 
навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных  на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность 
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
 
Уметь
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Владеть
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
основы реализации образовательной программы по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС
 
реализовывать образовательную программу по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с требованиями ФГОС
 
 
Владеть
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в области русского языка и литературы  в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебным предметам "Русский язык" и "Литература"  в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
Уметь
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
 
Владеть
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
 
 
Уметь
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература" 
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература" 
 
 
Владеть
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература" 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература" 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов "Русский язык" и "Литература" 
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
 
Уметь
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
источники информации с заданными характеристиками: электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета по тематике преподаваемого предмета

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности

способы оценки и контроля уровня физического развития и физической подготовленности, обеспечивающей полноценную деятельность

правила и принципы подбора физической нагрузки, обеспечивающей полноценную деятельность

нормативно-правовые документы сферы образования

содержание примерных рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» и требования ФГОС к образовательным результатам

современные технологии, методы обучения и диагностики качества образовательного процесса

требования к результатам освоения основной образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература»

основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся

особенности использования современных научных данных в учебно-воспитательном процессе

Уметь:
систематизировать, анализировать   естественнонаучную информацию, оценивать ее соответствие  нормам объективности

самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности

выявлять уровень физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность

использовать нормативно-правовые знания при осуществлении профессиональной деятельности

реализовывать учебные программы в зависимости от возраста и психолого-педагогических особенностей обучающихся

использовать современные методы и технологии обучения, диагностики качества образовательного процесса

определять содержание обучения по предметам «Русский язык» и «Литература» в соответствии с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся

самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать полученные результаты собственных научных исследований в области образования

Владеть:
способами представления полученной информации для применения в профессиональной деятельности

технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности

навыками оценки системы оздоровительных упражнений, направленных  на поддержку уровня физической подготовки, обеспечивающей полноценную деятельность

навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы образования

способами реализации образовательных программ по предметам «Русский язык» и «Литература» с использованием последних достижений наук в соответствии с требованиями ФГОС

навыками применения современных методов и технологий обучения и  диагностики качества образовательного процесса

навыками проектирования образовательной среды с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

навыками проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач

навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
1
 
История зарубежной литературы
2
 
История русской литературы
3
 
Курсовая работа по литературе
4
 
Литературоведческий анализ художественного текста
5
 
Производственная  практика научно-исследовательская работа
6
 
Современная зарубежная литература
7
 
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
8
 
Теория и практика русской орфографии
9
 
Компетентностный подход в обучении русскому языку
10
 
Курсовая работа по русскому языку
11
 
Методика обучения литературе
12
 
Проектирование элективных курсов по русскому языку
13
 
Производственная педагогическая практика
14
 
Современный русский язык
15
 
Теория языка
16
 
Курсовая работа по методикам обучения предметам
17
 
Методика обучения русскому языку
18
 
Теория литературы
19
 
Образовательное право
20
 
Правоведение
21
 
Производственная летняя педагогическая практика
22
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
23
 
Профессиональная этика
24
 
Циклические виды спорта
25
 
Методология НИРС по филологии
26
 
Основы экологической культуры
27
 
Психолого-педагогический практикум
28
 
Возрастная психология и педагогическая психология
29
 
История русского литературного языка
30
 
Педагогические технологии
31
 
Практикум по орфографии и пунктуации
32
 
Производственная культурно-просветительская практика
33
 
Стилистика
34
 
Активные процессы в современном русском языке
35
 
Основы математической обработки информации
36
 
Русская диалектология
37
 
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
38
 
Естественнонаучная картина мира
39
 
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
40
 
Противодействие коррупции
41
 
Теория обучения
42
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
43
 
Языковая картина мира
44
 
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
45
 
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
46
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
47
 
Старославянский язык
48
 
Физическая культура и спорт
49
 
Фольклор
50
 
История лингвистических учений
51
 
Лингвистический анализ художественного текста
52
 
Литература русского зарубежья
53
 
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
54
 
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
55
 
Основы этимологического анализа
56
 
Психология личности и профессиональное самоопределение
57
 
История литературной критики
58
 
Ациклические виды спорта
59
 
Типология текстов
60
 
Основы НИРС  по филологии
61
 
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
62
 
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
63
 
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
64
 
Смысловое чтение
65
 
Функционально-содержательные типы диалогов
66
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовитель

ный

 
1.1
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.  /Ср/
10
6
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7
 
1.2
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. /РукПр/
10
1
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7
1
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Разработка следующих материалов:

- 6 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе

- анализ 6 просмотренных уроков по русскому языку и литературе

-технологические карты 4 зачетных уроков

-самоанализы 4 зачетных  уроков

-наглядно-дидактические материалы для зачетных уроков по русскому языку и литературе

-конспект  классного часа

-самоанализ классного часа

-наглядно-иллюстративный материал к классному часу

-анализ рабочей программы по предмету «Русский язык» или «Литература» на соответствие требованиям ФГОС ООО

-научная статья по теме выпускной квалификационной работы

/Ср/

10
198
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7
 
2.2
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием. /РукПр/
10
3
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
3
 
Раздел 3. Заключительный 
 
3.1
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.  /Ср/
10
6
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7
 
3.2
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации. /РукПр/
10
2
ОПК-4,ПК-1,ПК-2,ПК-5,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ПК-4,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л1.5,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6,Э7
2
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложениии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовитель

ный

ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ПК-4, ПК-11
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.

Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
2
Основной
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ПК-4, ПК-11
Разработка следующих материалов:

- 6 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе

- анализ 6 просмотренных уроков по русскому языку и литературе

-технологические карты 4 зачетных уроков

-самоанализы 4 зачетных  уроков

-наглядно-дидактические материалы для зачетных уроков по русскому языку и литературе

-конспект  классного часа

-самоанализ классного часа

-наглядно-иллюстративный материал к классному часу

-анализ рабочей программы по предмету «Русский язык» или «Литература» на соответствие требованиям ФГОС ООО

-научная статья по теме выпускной квалификационной работы

Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Заключительный 
ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ПК-4, ПК-11
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.

Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Коржуев, А. В. Основы научно-педагогического исследования  [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва, Юрайт, 2019. -  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/book/osnovy-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya-430008  
Л1.1
 
Байбородова, Л.В.  [и др.] ; под общей редакцией Байбородовой, Л.В., Чернявской,  А.П. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии  [Электронный ресурс]:учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117 
Л1.2
 
Дроздова, О. Е.   Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение:учебник и практикум для вузов / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12611-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448021. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.3
 
Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы :учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 
Л1.4
 
Суртаева,. Н. Н.  Педагогические технологии :учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.5
 
 
Дополнительная литература
 
Аннушкин, Ю. В.  Дидактика [Электронный ресурс]:учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411741. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 165 с.  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/411741 
Л2.1
 
Коржуев, А. В.,  Антонова Н. Н. Основы научно-педагогического исследования :учебное пособие для вузов / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456514. - Москва: Издательство Юрайт, 2020, . - 
Л2.2
 
Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Самсонова М.В. Учебно-методическое пособие по организации прохождения всех видов практик и выполнения научно-исследовательских работ  [Электронный ресурс]:[Электронный ресурс]/ Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Самсонова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019.— 208 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/82560.html  . - Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2019. -  – Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/82560.html   
Л2.3
 
Дрещинский, В. А.   Методология научных исследований :учебник для вузов / В. А. Дрещинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07187-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453548. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.4
 
 
Методические разработки
 
составитель А. В. Потанина  Методические указания по прохождению производственной практики [Электронный ресурс]:направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки) профили подготовки "Русский язык" и "Литература" : учебно-методическое пособие / составитель А. В. Потанина .— Набережные Челны : НГПУ, 2020 .— 43 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МУ по прохождению производ практики_44.03.05 Пед образование_профили Русский язык и Литература_УМП_сост А.В. Потанина_2020_832.pdf>.. - Набережные Челны : "НГПУ", 2020. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Библиотека по психологии и саморазвитию: сайт. – Москва, 2000
Э1
 
Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт
Э2
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва, 2015 
Э3
 
Педагогическая библиотека: сайт. – Москва, 1990 
Э4
 
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. –  Москва. Обновляется в течение суток. 
Э5
 
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] 
Э6
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс] 
Э7
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-124, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.