2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Технологии образования в предметной области Окружающий мир_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
151
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ганиева Г.Р. _________________
 
 
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
подготовить обучающихся к реализации  образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир».
1.2
Задачи:
1.3
Создать условия для освоения обучающимися теоретических и методических основ изучения младшими школьниками окружающего мира.
1.4
Познакомить с технологическими особенностями учебного предмета «Окружающий мир» в различных образовательных системах.
1.5
Дать возможность приобрести умения проведения уроков, внеклассных мероприятий по учебному предмету  «Окружающий мир».
1.6
Способствовать формированию умения проектировать образовательные программы в предметной области «Окружающий мир».
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Теория обучения
2.1.3
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.4
Краеведение в начальной школе
2.1.5
Педагогика раннего возраста
2.1.6
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.8
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.9
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.10
Теория начального литературного образования
2.1.11
Технологии начального математического образования
2.1.12
Технологии начального языкового образования
2.1.13
Экологическое образование младших школьников
2.1.14
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.15
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.16
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.17
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.18
Теория начального математического образования
2.1.19
Теория начального языкового образования
2.1.20
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.21
Детская психология
2.1.22
Дошкольная педагогика
2.1.23
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.24
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.25
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.26
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.3
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.4
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.5
Графическая деятельность младших школьников
2.2.6
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.7
Дизайнерская обработка материалов
2.2.8
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.9
Курсовая работа по дошкольному образованию
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.10
Литературное образование дошкольников
2.2.11
Методика обучения татарскому языку
2.2.12
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.13
Организация дошкольного образования
2.2.14
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.15
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.16
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.17
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.18
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.19
Психология педагогической деятельности
2.2.20
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.21
Современное русское словоизменение
2.2.22
Теория и технологии музыкального воспитания детей
2.2.23
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.24
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.25
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.26
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.27
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.28
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.29
Производственная преддипломная практика
2.2.30
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.31
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.32
Графическая деятельность младших школьников
2.2.33
Дизайнерская обработка материалов
2.2.34
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.35
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.36
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.37
Современное русское словоизменение
2.2.38
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.39
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.40
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету Окружающий мир в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предметуОкружающий мир в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету окружающий мир в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Окружающий мир"  в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету  "Окружающий мир" в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету  "Окружающий мир" в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок  в предметной области "Окружающий мир"  в соответствии с требованиями ФГОС 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Окружающий мир" в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету  "Окружающий мир" в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
традиционные (наглядные, словесные, практические) методы преподавания предмета «Окружающий мир» в их современной интерпретации;

 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;

 
методы и приемы исследования  эффективности используемых методов, приемов, технологий в образовательном процессе, приемов диагностики образовательных результатов
 
 
Уметь:
 
использовать для достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» традиционные (наглядные, словесные, практические) методы в их современной интерпретации;
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
 
исследовать  эффективность использования тех или иных методов изучения «Окружающего мира», выявление наиболее эффективных; разработка новых методов и способов достижения планируемых результатов.

 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
возможности образовательной среды начальной школы для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения Окружающему миру
 
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир»
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «окружающий мир»
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир»
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
опытом использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир»
 
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Окружающий мир»
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1.1
требования ФГОС НОО к предметным результатам освоения учебного предмета «Окружающий мир»;
3.1.2
технологию составления  план-конспектов уроков, план- конспектов внеурочной деятельности   и  рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир».
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать авторские программы по предмету «Окружающий мир» (не менее трех вариантов) в соответствии с требованиями ФГОС НОО, используя готовые УМК (программы, учебники, разработки уроков);
3.2.2
составлять рабочую программу курса «Окружающий мир» на основе авторской примерной программы;
3.2.3
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики  образовательных результатов младших школьников.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и приемами преподавания  учебного предмета «Окружающий мир» с использованием современных средств коммуникации и получения новой информации;
3.3.2
приемами составления рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир».
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Урок «Окружающего мира». Организация урока в технологии деятельностного метода.

 
1.1
Организация урока в технологии деятельностного метода. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.2
Разработка конспектов урока, их анализ. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.3
Проведение занятий в форме деловей игры. Наблюдения уроков в школе /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
1.4
Подготовка к проведению занятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Обучение школьников способам познания окружающего мира

 
2.1
Обучение способам познания окружающего мира  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.2
Разработка уроков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.3
Подготовка к проведению занятий, Проведение занятий по данной теме в форме деловой игры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Внеурочная деятельность. Приобщение школьников к учебному исследованию 

 
3.1
Организация  внеурочной деятельности, связанной с изучением окружающего мира /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э4

1
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2
Разработка проектов внеурочной деятельности /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
3.3
Реализация разработанных проектов в форме деловой игры /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
3.4
Подготовка к  реализации проектов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Формирование целостного представления об окружающем мире и основ экологической грамотности

 
4.1
Формирование целостного представления об окружающем мире и основ экологической /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-4
4
1
 
4.2
Анализ программ, составление проектов уроков на экологическую тему /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
4.3
Проведение уроков  в форме деловой игры. Пробные уроки в школе /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
4.4
Подготовка к проведению урока /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 
5.1
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-1
4
0
 
5.2
Составление и анализ проекта урока на тему «Организм человека». /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
5.3
Реализация проектов в форме деловой игры, пробные уроки в школе /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
5.4
Подготовка к проведению уроков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 6. Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру

 
6.1
Формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-1
4
0
 
6.2
Разработка проектов уроков и внеурочных мероприятий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
6.3
Пробные уроки и внеурочные мероприятия в школе /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.4
Подготовка к уроку, внеурочному мероприятию /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 7. Оценивание образовательных достижений школьников

 
7.1
Оценивание образовательных достижений школьников /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-4
4
0
 
7.2
Оценивание образовательных достижений школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-2 ПК-4
4
0
 
7.3
Реализация проектов в форме деловой игры, пробные уроки в школе /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
7.4
Подготовка в уроку /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 8. Разработка учебной программы курса «Окружающий мир»

 
8.1
Подходы к разработке рабочей программы по курсу «Окружающий мир» /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-1
4
0
 
8.2
Разработка рабочей программы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
8.3
Разработка рабочей программы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 9. Исследовательская деятельность в области методики изучения «Окружающего мира»

 
9.1
Исследовательская деятельность в области методики изучения «Окружающего мира» /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э2 Э3 Э4

0,5
ПК-1
4
0
 
9.2
Составление программы исследования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
9.3
Составление программы исследования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
9.4
/Экзамен/

Э2 Э3 Э4

9
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. «Окружающий мир» в современной начальной школе. Как представлен «Окружающий мир» в ФГОС и Примерных программах?

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?

3. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока соотношение «деятельностного» и традиционных методов обучения.

4.  Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД?  удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.

5. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.

6. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.

7. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.

8. Способы организации «деятельностного» урока. Проанализируйте разработку урока: отражает ли структура урока реализацию деятельностного метода? Предложите свой вариант структуры урока.

9. В чем особенность реализации деятельностного метода (подхода) при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова? Проиллюстрируйте ответ примером.

10. Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира». Проанализируйте разработку урока: вводилась ли игровая деятельность в содержание урока? Если «да», то с какой целью? Использовался ли занимательный материал? Какой?

11. Приобщение школьников к постановке опытов.

Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: в каком качестве представлены опыты в учебнике: в качестве задания, которое предлагается выполнить детям или в качестве иллюстрации к тексту учебника; какие опыты показались вам наиболее интересными, почему?

12. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?

13. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.

14. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково -символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.

15. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Попытайтесь их упорядочить.

14. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково -символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.

15. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Попытайтесь их упорядочить.

16. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.

17. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?

18.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.

19. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности?

20. Экскурсии при изучении окружающего мира. Перечислите и проанализируйте с точки зрения возможностей для экскурсионного изучения окружающего мира объекты своей местности.

21. Особенности учебного проектирования в начальной школе. Примеры учебных проектов, связанных с «Окружающим миром».

22. Внеурочная деятельность. Виды внеурочной деятельности. Проанализируйте Примерную программу внеурочной деятельности (приложение к стандарту). Какие направления внеурочной деятельности можно считать «внеурочным продолжением»  «Окружающего мира»?

23. Учебно-исследовательская деятельность на пришкольном учебно-опытном участке. Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие сельскохозяйственных растений.

24. Классный уголок «Мир вокруг нас». Приведите пример организации эксперимента по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие комнатных растений.

25. Формирование целостной картины мира. Охарактеризуйте основные направления работы учителя по формированию у младших школьников целостной картины мира.

26. Интеграция содержания образования как средство формирования целостной картины Мира. Проанализируйте содержание программы (учебника) одного из курсов «Окружающего мира» с целью выявления приемов, способствующих интеграции в сознании школьников обществоведческой и естествоведческой составляющих Мира

27. Экологическое образование в процессе изучения «Окружающего мира». Проанализируйте содержание примерной 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
программы «Окружающего мира» (приложение к Стандарту) с целью выявления в их содержании экологической составляющей.

28. Возможности курса «Окружающий мир» в экологическом образовании младших школьников. С использованием учебника приведите примеры введения экологической составляющей в содержание различных тем «Окружающего мира».

29. Покажите возможности формирование установки на здоровый образ жизни при изучении темы «Организм человека» (с использованием учебника «Окружающий мир»).

30. Формирование правил безопасного поведения в природной среде. Выделите наиболее актуальные вопросы данной темы применительно к условиям вашей местности.

31. Формирование правил безопасного поведения на дорогах. Выделите наиболее актуальные вопросы применительно к вашему населенному пункту.

32. Воспитание патриотизма и уважительного отношения к другим народам Земли. Проанализируйте содержание школьного учебника «Окружающий мир». Выделите темы, направленные на формирование названных компетенций.

33. Формирование нравственных и экологических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).

34. Формирование эстетических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).

35. Особенности современной системы оценивания образовательных достижений школьников при изучении «Окружающего мира»: что оценивается, кем оценивается, как оценивается (уровненный подход к оценке, соотнесение с планируемыми достижениями, оценка индивидуального прогресса).

.  36. Характеристика диагностических материалов по «Окружающему миру». Приведите примеры компетентностно- ориентированных заданий закрытого и открытого типа.

37. Подготовка учителя к уроку. Составление проекта урока. Проанализируйте одну из готовых разработок урока на соответствие урока ФГОС.

38. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих программ).

39. Исследовательская работа в области методики изучения «Окружающего мира». Какие темы в области методики «Окружающего мира» вы считаете наиболее актуальными? Как можно организовать исследование по одной из названных тем?

40. Какую из авторских программ «Окружающего мира» вы выбрали бы для своей профессиональной деятельности? Ответ обоснуйте.

Практические задания

Проанализируйте одну из готовых (взятых из «поурочников») разработок уроков.Отражен ли в них момент целепологания? Если «да», то в какой форме?

Разработайте свой вариант целепологания применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагности умения учителя (обучающегосяа) определять цели урока и привлекать к этому школьников (3-4 классы) приводится в разд. 7.5.

Проанализируйте одну из разработок уроков. Отражен ли в них момент работы по плану или обучение школьников планировать свои действия? Если «до», то в какой форме?

Разработайте свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку. Обсудите и оцените полученные результаты. Вариант диагностики приводится в разд. 7.5.

Проанализируйте одну из готовых разработок уроков. Как отражен в них момент оценивания результатов работы школьников?

Разработайте свой вариант оценки применительно к анализируемой разработке. Обсудите и оцените полученные результаты. (Вариант диагностики умений учителя привлекать школьников к процедуре оценивания приводится в разд. 7.5.)

А) Проанализируйте на предмет отражения деятельностного метода одну из разработок уроков (разработки можно взять из соответствующих методических пособий или из Интернета).

Образец (поурочные планы по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, система Л.В. Занкова [7]):

Вариант 1. Этапы урока:  1) Проверка усвоения предыдущей темы, 2) Изучение нового материала, 3) Итог урока. (Тема «Открытие невидимого мира», 4 кл.).

Вариант 2: 1) Организационный момент, 2) Актуализация знаний, 3) Проверка домашнего задания. Постановка цели, 4) Изучение нового материала, 5) Закрепление изученногог материала, 6) Итог. (Тема «Жизнь древних людей», 3 класс).

Вариант 3: 1) Организационный момент, 2) Проверка домашнего задания, 3) Постановка проблемы и объявление темы урока изучение нового материала, 4) Итог урока. (Тема «Поле», 3 класс).

Вариант 4: 1) Наблюдаю мир, 2) Стадия вызова, 3) Стадия осмысления, 4) Рефлексия. (Тема «Из истории древней Руси», 1 класс).

(Жирным шрифтом выделены этапы урока, имеющие отношение к деятельностному методу).

Как видим, встречаются варианты сугубо традиционные, без отражения в структуре урока элементов деятельностного метода (вариант 1), варианты с отдельными этапами, присущими «деятельностному» уроку (варианты 2, 3). Есть и варианты с оригинальной структурой, в рамках которой возможна реализация деятельностного метода (вариант 4.

Б). Возьмите за основу разработку урока с традиционной структурой и перестройте ее в соответствии с технологией «деятельностного» урока.

 
5.2. Темы письменных работ
Практическая работа

Задание 1.. Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
требованиям ФГОС НОО? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС НОО? Разработайте свой вариант целепологания.

Задание 2: Разработать план-конспект внеурочного мероприятия в рамках изучения курса «Окружающий мир» с активным применением исследовательских методов обучения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Миронов А.В.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир" : учебник и практикум для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Плешаков А.А.
Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений
М.: Просвещение, 2013
 
Л2.2
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2016
 
Л2.3
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 (дата обращения 28.08.2018г).
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/  

 
Э3
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].-  Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva.
 
Э4
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – URL: http://school-collection.edu.ru  

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения

предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся  и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающегося; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающегося времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающегося обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана

факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающегосяов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающегося должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.