2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности_Русский язык и Литература
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Русской и татарской филологии
Учебный план
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

Русский язык и Литература 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

6(3.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
4
4
4
4
Контактная работа
4
4
4
4
Сам. работа
104
104
104
104
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
,  Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – научить обучающихся применять полученные дисциплинарные, психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности учителя русского языка и литературы; использовать возможности производственной практики для приобретения профессиональных умений и опыта практической деятельности.
Задачи практики:
способствовать формированию у обучающихся навыков коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
развивать способность обучающихся к самоорганизации, потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании
способствовать формированию навыков осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей
формировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
развивать у будущих учителей способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности
способствовать овладению основами профессиональной этики и речевой культуры
способствовать формированию навыков решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Данные задачи практики направлены на формирование общекультурных, обшепрофессиональных и профессиональных компетенций.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Уметь
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
 
Владеть
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
методику оценивания

профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности

 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
 
Уметь
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
 
Уметь
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
Владеть
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть
 
навыками  планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
навыками формулирования  цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыками разработки  программ  воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Владеть
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности

методику оценивания

профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности

основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

структуру и виды нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования

требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов сферы образования

требования к образовательным результатам в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования

основы профессиональной этики и речевой культуры

задачи и содержание воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

Уметь:
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности

диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности

описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; применять профессиональную речь и демонстрировать высокую культуру общения

организовывать и осуществлять воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации

Владеть:
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности

навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности

навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы образования

навыками применения профессиональной этики и речевой культуры как совокупности норм и правил, регулирующих поведение педагога

навыками решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы экологической культуры
1
 
Психолого-педагогический практикум
2
 
Возрастная психология и педагогическая психология
3
 
Детская литература
4
 
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
5
 
Педагогические технологии
6
 
Производственная культурно-просветительская практика
7
 
Стилистика
8
 
Иностранный язык
9
 
Русская диалектология
10
 
Социальная психология
11
 
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
12
 
Естественнонаучная картина мира
13
 
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
14
 
Противодействие коррупции
15
 
Русский язык и культура речи
16
 
Теория обучения
17
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
18
 
Языковая картина мира
19
 
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
20
 
История
21
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
22
 
Фольклор
23
 
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
24
 
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
25
 
Смысловое чтение
26
 
Функционально-содержательные типы диалогов
27
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Курсовая работа по методикам обучения предметам
1
 
Производственная педагогическая практика
2
 
Философия
3
 
Курсовая работа по русскому языку
4
 
Проектирование элективных курсов по русскому языку
5
 
Курсовая работа по литературе
6
 
Производственная  практика научно-исследовательская работа
7
 
Современный литературный процесс
8
 
Филологический анализ текста
9
 
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя словесности
10
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
11
 
Проблемы изучения русского языка как иностранного
12
 
Производственная преддипломная практика
13
 
Современная русская литература
14
 
История литературной критики
15
 
История лингвистических учений
16
 
Литература русского зарубежья
17
 
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
18
 
Педагогическая риторика
19
 
Русский язык в условиях билингвизма
20
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.  /Ср/
6
6
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
1.2
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. /РукПр/
6
1
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
1
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы;

разработка плана зачетных учебных занятий;  выполнение заданий.

Разработка следующих материалов:

- 8 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе;

- анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе;

-технологические карты 4 зачетных  уроков;

-самоанализы 4 зачетных  уроков;

-конспект /сценарий внеурочного мероприятия внеурочного мероприятия;

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-доклад по теме «Метапредметные образовательные результаты как требование ФГОС»;

-психолого-педагогический портрет одного ученика

/Ср/

6
92
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
2.2
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием. /РукПр/
6
2
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
2
 
Раздел 3. Заключительный
 
3.1
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.  /Ср/
6
6
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
3.2
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации. /РукПр/
6
1
ОК-4,ОПК-1,ОПК-2,ОПК-4,ОПК-5,ПК-3,ПК-7,ОК-6
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л1.4,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5
1
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложениии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3, ПК-7, ОК-6
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.

Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
2
Основной
ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3, ПК-7, ОК-6
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы;

разработка плана зачетных учебных занятий;  выполнение заданий.

Разработка следующих материалов:

- 8 конспектов просмотренных  уроков по русскому языку и литературе;

- анализ 8 просмотренных уроков по русскому языку и литературе;

-технологические карты 4 зачетных  уроков;

-самоанализы 4 зачетных  уроков;

-конспект /сценарий внеурочного мероприятия внеурочного мероприятия;

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-доклад по теме «Метапредметные образовательные результаты как требование ФГОС»;

-психолого-педагогический портрет одного ученика

Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Заключительный
ОК-4, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ПК-3, ПК-7, ОК-6
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции. Защита отчета по практике. Сдача отчетной документации по  практике.

Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Байбородова, Л.В.  [и др.] ; под общей редакцией Байбородовой, Л.В., Чернявской,  А.П. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии  [Электронный ресурс]:учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117 
Л1.1
 
Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы  [Электронный ресурс]:учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 339 с.  – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404 
Л1.2
 
Гац, И. Ю.  Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях  [Электронный ресурс]:2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 260 с.  – Режим доступа: ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612   
Л1.3
 
Дроздова, О. Е.   Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение:учебник и практикум для вузов / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12611-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448021. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.4
 
 
Дополнительная литература
 
Ядровская, Е.Р.  Методика преподавания литературы: уроки в основной школе  [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 236 с. – Режим доступа: URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263 
Л2.1
 
Суртаева,. Н. Н.  Педагогические технологии :учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.2
 
Байбородова, Л. В. [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой Педагогические технологии в 3 ч. Часть 2. Организация деятельности :учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 234 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06325-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/455047   . - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.3
 
Бабенко, Н. Г. , Лихина, Н. Е..,Лукьяненко, И. Н. [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко Современный урок русского языка :сборник учебно-методических материалов / Н. Г. Бабенко, Н. Е. Лихина, И. Н. Лукьяненко [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко. – Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. – 126 c. – ISBN 978-5-88874-964-7. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23882.html. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. - 
Л2.4
 
 
Методические разработки
 
составитель А. В. Потанина  Методические указания по прохождению производственной практики [Электронный ресурс]:направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки) профили подготовки "Русский язык" и "Литература" : учебно-методическое пособие / составитель А. В. Потанина .— Набережные Челны : НГПУ, 2020 .— 43 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МУ по прохождению производ практики_44.03.05 Пед образование_профили Русский язык и Литература_УМП_сост А.В. Потанина_2020_832.pdf>.. - Набережные Челны : "НГПУ", 2020. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал
Э1
 
Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт
Э2
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»
Э3
 
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
Э4
 
Российское образование: федер. образоват. портал
Э5
 
Сообщество взаимопомощи учителей
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-124, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.