Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э1
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
Э1 Э6
/Ср/
Э1 Э6
Э6
Теоретические вопросы для зачета
1.Становление и развитие экологического образования младших школьников.
2.К.Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании.
3.Зарубежная педагогика об использовании природы в экологическом воспитании детей.
4.Принципы отбора содержания экологического образования детей младшего школьного возраста.
5.Формирование и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к природе.
6.Формирование и развитие представлений о взаимосвязях живых организмов у детей младшего школьного возраста.
7.Формирование и развитие системы знаний о сезонных изменениях у младших школьников.
8.Современные образовательные программы в области экологического образования детей младшего школьного возраста.
9.Развитие у детей младшего школьного возраста основ экологического сознания.
10.Гуманизация процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
11.Воспитание у детей младшего школьного возраста начал экологической культуры.
12.Воспитание эколого-эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
13.Развитие деятельности наблюдения и наблюдательности в процессе общения с природой.
14.Роль наблюдений в формировании системы знаний о растениях (животных) как живых существах.
15.Труд в природе и его значение в экологическом образовании детей.
16.Игровая деятельность как метод экологического образования младших школьников.
17.Использование моделей и моделирования в формировании системных знаний о природе.
18.Роль художественной литературы в экологическом образовании младших школьников.
19.Обучение младших школьников составлению рассказов о природе.
20.Использование поисковой деятельности в процессе ознакомления детей с явлениями неживой природы (растениями, животными).
21.Походы с детьми в природу как средство воспитания положительного отношения к ней.
22.Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми.
23.Экологические праздники в воспитании осознанно-правильного отношения к природе.
24. Экологическая развивающая среда - средство формирования практических навыков и умений младших школьников.
25. Традиции и инновации экологического образования младших школьников.
26. Современные технологии экологического образования младших школьников.
Практическое задание:
Проанализируйте ситуацию: «В начальной школе происходит процесс адаптации программ экологического образования младшего школьника к условиям региона. Появляется новая тенденция: учитель по своему усмотрению выбирает наиболее понятные для него фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. Получившие в результате такого отбора программы часто называют авторскими».
1.Произведите анализ представленной Программы экологического образования на предмет соответствия ФГОС НОО и адаптации к условиям региона.
2.Ответьте на вопрос, можно ли назвать представленную Программу авторской и почему?
3. Внесите коррективы в предложенную программу, если она не соответствует требованиям.
1.Становление и развитие экологического образования младших школьников.
2.Формирование и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к природе.
3.Формирование и развитие представлений о взаимосвязях живых организмов у детей младшего школьного возраста.
4. .Современные образовательные программы в области экологического образования детей младшего школьного возраста.
5.Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры.
6.Гуманизация процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
7. Экологическое краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников.
8. Наблюдение как метод экологического образования в начальной школе.
9. Экологические представления, понятия и методика их формирования на уроках Окружающего мира.
11. Формирование и развитие логических умений у младших школьников при изучении экологии.
12. Средства наглядности, используемые при изучении экологического материала.
13. Формы организации изучения экологии в начальной школе.
14. Краеведческий материал в формировании экологических представлений и понятий.
15. Практическая работа в экологическом образовании младших школьников.
16. Роль экскурсий в экологическом образовании младших школьников.
17. Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении экологии своего края.
18. Экологическое образование младших школьников во внеурочной деятельности.
19. Проблемный подход в обучении экологии в начальной школе.
20. Диагностика экологической воспитанности младших школьников.
21. Применение информационно-коммуникативных технологий в экологическом образовании младших школьников.
22. Дифференцированный и индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе экологического образования.
23. Моделирование и его роль в экологическом образовании младших школьников.
24. Реализация системно-деятельностного подхода в экологическом образовании младших школьников.
25. Практико-ориентированное обучение при изучении экологии в начальной школе.
26. Метод проектов в экологическом образовании младших школьников.
27. Формирование и развитие представлений о взаимосвязях живых организмов у детей младшего школьного возраста.
28. Методика ознакомления с экологическими группами птиц в системе сезонных экскурсий по естествознанию в начальной школе.
29. Методика изучения особо охраняемых природных территорий на основе краеведческого подхода в обучении естествознанию в начальной школе.
30. Экологическое образование младших школьников в процессе освоения знаний о животных.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.