2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Экологическое образование младших школьников с учетом регионального компонента_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экологическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ганиева Г.Р. _________________
 
 
Экологическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:
1.2
подготовить бакалавров к профессиональной деятельности  в области экологического образования младших школьников с учетом регионального компонента, в том числе с использованием информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов
1.3
Задачи:
1.4
дать знания  об особенностях изучения экологии в начальной школе в различных образовательных системах, акцентируя внимание на деятельностные, информационно-коммуникативные, «сквозные» технологии и цифровые инструменты
1.5
сформировать умение проведения уроков по экологическим темам курса «Окружающий мир»,  а также внеурочных мероприятий экологической направленности с учетом регионального компонента, в том числе средствами информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Используются знания и умения, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей младшего школьного возраста;
3.1.2
принципы отбора содержания экологического образования младших школьников с учетом регионального компонента;
3.1.3
систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического образования детей младшего школьного возраста;
3.1.4
способы  применения информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов, необходимых для достижения образовательных результатов в экологическом образовании младших школьников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать  основными понятиями в области  экологического образования младших школьников;
3.2.2
осуществлять отбор содержания экологического обучения и воспитания младших школьников с учетом регионального компонента;
3.2.3
разрабатывать  в групповой работе практико-ориентированные экологические задания для младших школьников средствами информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов;
3.2.4
проводить внеурочные мероприятия экологической направленности, в том числе средствами информационно- коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа и отбора оптимального содержания экологического образования ребёнка;
3.3.2
навыками формирования эколого-развивающей образовательной среды в начальной школе;
3.3.3
навыками организации и проведения учебных исследований младших школьников в области экологии, в том числе с использованием информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов;
3.3.4
навыками разработки практико-ориентированных экологических заданий для младших школьников;
3.3.5
навыками применения экологических знаний, информационно-коммуникативных, «сквозных» технологий и цифровых инструментов, необходимых для достижения образовательных результатов в экологическом образовании младших школьников.  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Раздел 1. Раздел 1 Методологические и педагогические  основы экологического образования детей младшего школьного возраста

 
1.1
Экология как наука.  Экология и экологическое образование в контексте устойчивого развития и цифровизации образования. Экологическое образование в ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе  /Лек/
Л1.1Л2.7

Э1 Э2

2
3
0
 
1.2
Экологическое краеведение. Краеведческий подход в экологическом образовании младших школьников. Геоинформационная технология в организации эколого-краеведческой работы с младшими школьниками Экологические  карты Республики Татарстан в ГИС  /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2

2
3
0
 
1.3
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры средствами краеведения и средствами электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов . Применение Геокэшинга в экологическом краеведении /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2 Э6 Э9

2
3
0
 
1.4
Внеурочная деятельность экологической направленности в начальной школе. Формы организации внеурочной деятельности по экологическому образованию, в том числе и для дистанционного обучения  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э5 Э6 Э8 Э9

2
3
0
 
1.5
Экологическое образование средствами электронных образовательных ресурсов  в процессе изучения учебного предмета «Окружающий мир /Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
3
0
 
1.6
Интерактивная доска: типы, функциональные возможности, программное обеспечение и основные принципы работы с ним. Применение в экологическом образовании младших школьников  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.7

Э1 Э2 Э4

2
3
0
 
1.7
Преемственность экологического образования между ДОО и начальной школой. Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с позиции преемственности образования  Преемственность познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э4

2
3
0
 
1.8
Принципы отбора экологического содержания уроков окружающего мира  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5

Э2 Э3

2
3
0
 
1.9
Экологические  представления, понятия и методика их формирования на уроках Окружающего мира, в том числе средствами электронных образовательных ресурсов  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2

2
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2.Современные технологии экологического образования младших школьников

 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.1
Инновационные технологии экологического образования. Информационно-коммуникативные, «сквозные» технологий и цифровые инструменты в экологическом образовании младших школьников  /Лек/
Л1.1Л2.7 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
2.2
Инновационные подходы в экологическом образовании младших школьников: применение технологий геймификации, виртуальной и дополненной реальности /Пр/
Л1.1Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э6

2
3
0
 
2.3
Экологическая предметно-развивающая среда как средство экологического образования младших школьников. Применение цифровых образовательных инструментов в создании экологической предметно- развивающей среды /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
2.4
Интерактивные средства экологического образования младших школьников.  /Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
2.5
Учебная экологическая тропа и ее использование в начальной школе. Виртуальная экологическая тропа: создание и применение  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.6 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э6 Э7

2
3
0
 
2.6
Пришкольный учебно-опытнический участок и его роль в экологическом образовании младших школьников  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.6

Э1 Э2

4
3
0
 
2.7
Экологическое образование младших школьников в экскурсионной деятельности . Виртуальные экскурсии в экологическом образовании младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э4 Э6 Э7

2
3
0
 
2.8
Особенности руководства наблюдениями в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э5

2
3
0
 
2.9
Разработка для учащихся примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным. /Ср/
Л1.1Л2.6

Э1 Э2

2
3
0
 
2.10
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
2.11
Методы  экологического образования младших школьников в онлайн и офлайн обучении  /Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.8

Э1 Э2 Э4 Э5

2
3
0
 
2.12
Особенности руководства наблюдениями в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.4

Э1 Э2

2
3
0
 
2.13
Разработка для учащихся примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным.  /Ср/
Л1.1Л2.4

Э1 Э2 Э9

2
3
0
 
2.14
Учебно-исследовательская деятельность  в экологическом образовании младших шольников /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7

Э1 Э2

2
3
0
 
2.15
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании младших школьников. Применение компьютерного моделирования в экологическом образовании детей  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.7

Э1 Э2

2
3
0
 
2.16
Информационно-коммуникативные технологии в экологическом образовании детей  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.17
Игры и игровые обучающие ситуации в экологическом образовании детей. Геймификация как современная игровая технология  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.8

Э1 Э2 Э5

2
3
0
 
2.18
Реализация системно-деятельностного подхода в экологическом образовании младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5

Э1 Э2

2
3
0
 
2.19
Организация изучения экологии в начальной школе: офлайн, онлайн и смешанное обучение  /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.8

Э1 Э2

2
3
0
 
2.20
Учебно-исследовательская деятельность  в экологическом образовании младших школьников  /Ср/
Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7

2
3
0
 
2.21
Практико-ориентированное обучение при изучении экологии в начальной школе /Ср/
Л2.4 Л2.5 Л2.6

2
3
0
 
 
Раздел 3.  Организация и управление процессом экологического образования  в начальной школе

 
3.1
Разработка системы диагностических заданий по оценке экологической воспитанности детей  и проведение с детьми в начальной школе  /Ср/
Л1.1Л2.4

Э1 Э2 Э4 Э5

4
3
0
 
3.2
Организационно-методическое руководство экологическим образованием младших школьников

/Пр/

Л1.1

Э1 Э2 Э5

2
3
0
 
3.3
/Зачёт/

Э2

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к зачету:

1. Экология как наука.  Экология и экологическое образование в контексте устойчивого развития и цифровизации образования.

2. Экологическое образование в ФГОС НОО и Примерной основной образовательной программе.

3. Экологическое краеведение. Краеведческий подход в экологическом образовании младших школьников.

4. Геоинформационная технология в организации эколого-краеведческой работы с младшими школьниками Экологические  карты Республики Татарстан в ГИС. Гэокэшинг в экологическом краеведении.

5. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры средствами краеведения и средствами электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов.

6. Внеурочная деятельность экологической направленности в начальной школе. Формы организации внеурочной деятельности по экологическому образованию, в том числе и для дистанционного обучения.

7. Внеурочная деятельность экологической направленности в начальной школе. Формы организации внеурочной деятельности по экологическому образованию, в том числе и для дистанционного обучения.

8. Экологическое образование средствами электронных образовательных ресурсов  в процессе изучения учебного предмета «Окружающий мир».

9. Интерактивная доска: типы, функциональные возможности, программное обеспечение и основные принципы работы с ним. Применение в экологическом образовании младших школьников.

10. Преемственность экологического образования между ДОО и начальной школой. Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с позиции преемственности образования  Преемственность познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании.

11. Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании младших школьников. Применение компьютерного моделирования в экологическом образовании детей.

12. Информационно-коммуникативные технологии в экологическом образовании детей.

13. Игры и игровые обучающие ситуации в экологическом образовании детей. Геймификация как современная игровая технология.

14. Организация изучения экологии в начальной школе: офлайн, онлайн и смешанное обучение.

15. Учебно-исследовательская деятельность  в экологическом образовании младших школьников.

16. Практический труд как экологически ориентированная деятельность младших школьников.

17. Разработка план-конспекта нерегламентированной экологической деятельности детей.

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
18. Реализация системно-деятельностного подхода в экологическом образовании младших школьников.

19. Практико-ориентированное обучение при изучении экологии в начальной школе.

20. Организационно-методическое руководство экологическим образованием младших школьников.   

Задание к зачету:

Проанализируйте ситуацию: «В начальной школе происходит процесс адаптации программ экологического образования младших школьников к условиям региона. Появляется новая тенденция: учитель  по своему усмотрению выбирает наиболее понятные для него фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. Получившие в результате такого отбора программы часто называют авторскими».

1.Произведите анализ представленной Программы экологического образования на предмет соответствия ФГОС НОО и адаптации к условиям региона.

2.Ответьте на вопрос, можно ли назвать представленную Программу авторской и почему?

3. Внесите коррективы в предложенную программу, если она не соответствует требованиям.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов

1.Становление и развитие экологического образования младших школьников.

2.Формирование  и развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к природе.

3.Формирование и развитие  представлений о взаимосвязях живых организмов  у детей младшего школьного возраста.

4. .Современные образовательные программы в области экологического образования детей младшего школьного возраста.

5.Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры.

6.Гуманизация процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

7. Экологическое краеведение, его значение в обучении и воспитании младших школьников.

8.  Наблюдение  как метод экологического образования в начальной школе.

9. Экологические  представления,  понятия и методика их формирования на уроках Окружающего мира.

10. Изучение причинно-следственных связей с младшими школьниками  в процессе освоения экологических знаний.

11. Формирование и развитие логических умений у младших школьников при изучении экологии.  

12. Средства наглядности, используемые при изучении экологического  материала.

13. Формы организации изучения экологии в начальной школе.

14. Краеведческий материал в формировании экологических  представлений и понятий.

15.  Практическая  работа в экологическом  образовании младших школьников.

16. Роль экскурсий в экологическом образовании младших школьников.

17. Поисково-исследовательская работа младших школьников в изучении экологии своего края.

18. Экологическое  образование младших школьников во внеурочной деятельности.

19. Проблемный подход в обучении экологии в начальной школе.

20. Диагностика экологической воспитанности младших школьников.

21. Применение информационно-коммуникативных технологий в экологическом образовании младших школьников.

22. Дифференцированный и индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе экологического образования.  

23. Моделирование и его роль в экологическом образовании  младших школьников.

24.  Реализация системно-деятельностного подхода в экологическом образовании младших школьников.

25. Практико-ориентированное обучение при изучении экологии в начальной школе.

26. Метод проектов в экологическом образовании младших школьников.

27.  Формирование и развитие  представлений о взаимосвязях живых организмов  у детей младшего школьного возраста.

28. Методика ознакомления с экологическими группами птиц в системе сезонных экскурсий по естествознанию в начальной школе.

29. Методика изучения особо охраняемых природных  территорий на основе краеведческого подхода в обучении естествознанию в начальной школе.

30. Экологическое образование младших школьников в процессе освоения знаний   о животных.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Миронов А.В.
Экологическое образование младших школьников : учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2016
 
Л2.2
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2016
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций
М.: Просвещение, 2016
 
Л2.4
Миронов А.В.
Теория и технология преподавания интегрированного курса "окружающий мир":   учебник и практикум для бакалавриата 
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.5
Андреева, Н. Д.
Теория и методика обучения экологии: учебник для бакалавриата 
Юрайт, 2023
 
Л2.6
Шмакова, Г. В.  
Краеведение: учебное пособие для вузов / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08413-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473925
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
Л2.7
А. А. Сафонов [и др.] 
Просторы и горизонты цифрового образования. Материалы вебинаров, бесед и исследований
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.8
М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова
Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов  
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Российское образование: федеральный образовательный портал: [сайт]. –  Москва. Обновляется в течение суток. – URL: http://www.edu.ru/ – Текст: электронный.

 
Э2
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – URL: http://school-collection.edu.ru  
 
Э3
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223  (Дата обращения 29.03.2019).
 
Э4
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].-  Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva  (Дата обращения 29.03.2019).
 
Э5
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/   (Дата обращения 29.03.2019).
 
Э6
Геоинформационная система – Режим доступа: https://2gis.ru/nabchelny

 
Э7
Airprano  -  Режим доступа: https://www.airpano.ru/

 
Э8
Виртуальные туры – Режим доступа: http://3dprofi.net/
 
Э9
Геокэшинг – Режим доступа: https://geocaching.su/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее 

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с 

 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.