(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э7 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
медное;золотое и серебряное). Конструкции и материалы форм (ременные формы – земля, песок;
оболочковые; постоянные – восковые, гипсовые,металлические). Способы литья (центробежное; под давлением; классическое). /Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э2 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э3 Э8 Э10 Э11
оксидирование).Техники декоративной обработки металла(шлифовка; травление; обработка молотой пемзой;кварцевание). /Ср/
Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11
Вопросы и задания к зачету
Раздел 1. История обработки металлов
1.Художественная обработка металла в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.
2.Великоустюгское черненое серебро.
3.Ростовская финифть.
4.Красносельский ювелирный промысел.
5.Казаковская филигрань.
6.Мстёрский промысел.
7.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).
8.История самородных металлов (золото, серебро, медь).
9.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).
10.История металлообработки в Древнем Египте.
11.История металлообработки в Древнем Риме.
12.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).
13.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.
Вопросы для самоконтроля:
1.С какого века известна металлургия железа в нашей стране?
2.Что включает в себя художественная обработка металла?
3.Какие украшения характерны для Киевской Руси?
4.В каком веке сложился промысел Великоустюжского чернения по серебру?
5.Особенности черчения в Великом Устюге, отличительные особенности от московских и петербургских мастеров.
6.Назовите основные материалы для изготовления финифти.
7.Назовите разновидности финифти и их отличительные особенности.
8.Назовите центр Красносельского ювелирного промысла.
9.Какой метод лежит в основе филиграни?
10.Назовите основные центы изготовления изделий в технике филиграни.
11.В каком году основался металлический промысел в Казаково?
12.На основе каких русских традиций сложилась Мстерская лаковая миниатюра?
13.Что содержит в себе бронза как сплав?
14. С какого тыс. до н.э. люди научились добывать железо из руды?
15.Назовите общие физические свойства металлов.
16.Назовите общие химические свойства металлов.
17.Назовите один из самых распространённых способов украшения изделий из металлов (В Древней Греции эту технологию называли хризографией).
18.Какой металл был наиболее распространён в Древнем Египте?
19.Из какого металла изготавливали литые изделия в Древнем Египте?
20.Какое дело было связано с металлообработкой в Древнем Риме?
21.Что в основном чеканили итальянские мастера в эпоху Возрождения?
22.Культура какого металла была наиболее распространена в Индии?
Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности.
1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).
3.Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).
4.Группы металлов (щелочные и щелочно -земельные).
5.Строение атомов и кристаллов металлов.
6.Металлическая химическая связь.
7.Металлическая решётка.
8.Физические свойства металлов.
Эссе
1. Металлы и сплавы и их свойства.
2. Художественная обработка металлов в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.
3. Великоустюгское черненое серебро.
4. Ростовская финифть.
5. Красносельский ювелирный промысел.
6. Казаковская филигрань.
7. Мстёрский промысел.
8. Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).
9. История самородных металлов (золото, серебро, медь).
10. История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).
11. История металлообработки в Древнем Египте.
12. История металлообработки в Древнем Риме.
13. Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).
14. Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.
15. Коррозия художественных изделий из металлов.
16. Термическая обработка металлов.
17. Чёрные металлы.
18. Цветные металлы.
19. Драгоценные металлы.
20. Литьё.
21. Художественная ковка.
22. Технология чеканки.
23. Басма.
24. Гравирование.
25. Гравюра по металлу.
26. Искусство филиграни.
27. Горячая эмаль.
28. Сборка художественных изделий из металла.
29. Механические способы отделки металлических поверхностей.
30. Металлические и неметаллические покрытия изделий.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.