2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Технология художественной обработки материалов_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология художественной обработки материалов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
10
10
22
22
Лабораторные
26
26
22
22
48
48
Итого ауд.
38
38
32
32
70
70
Кoнтактная рабoта
38
38
32
32
70
70
Сам. работа
34
34
40
40
74
74
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Технология художественной обработки материалов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности использовать возможности образовательной среды и решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в области выбора методов получения и обработки изделий из металла в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать знания использовать возможности образовательной среды и решать задачи с теоретическими основами и представлениями по теории и практике чтения принципиальных схем технологического оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений,
1.4
формировать умения использовать возможности образовательной среды и решать задачи по  разработке  и реализации  приемов технологий изготовления изделий из металла, их технико-экономических характеристик и областей рационального применения;
1.5
формировать практические навыки  изготовления изделий из металла с использованием основ технологичности изделий из металла и учетом способов их изготовления и обработки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.2
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.5
Скульптура
2.1.6
Бытовые электротехнические приборы
2.1.7
Основы пластической анатомии
2.1.8
Основы проектирования.
2.1.9
Основы черчения и моделирования
2.1.10
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.11
Технология ведения домашнего хозяйства
2.1.12
Электротехнические работы
2.1.13
Технология обработки металла
2.1.14
Технология обработки пищевых продуктов
2.1.15
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.16
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.17
Бытовые электротехнические приборы
2.1.18
Основы проектирования
2.1.19
Технология обработки пищевых продуктов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Академический рисунок
2.2.2
Батик
2.2.3
Декоративная живопись
2.2.4
Декорирование интерьера
2.2.5
Искусство национального костюма
2.2.6
Искусство современного костюма
2.2.7
Кожаная мозаика
2.2.8
Художественная обработка стекла
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Академический рисунок
2.2.12
Графический дизайн
2.2.13
Декорирование интерьера
2.2.14
Искусство современного костюма
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2.15
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
выделятьзакономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
 
Владеть:
 
навыком формулировании  цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.2
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.3
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
3.2.2
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
3.3.2
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.3
опытом проектирования образовательной среды под метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета технологии художественной обработки материалов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История обработки металлов

 
1.1
Художественная обработка металла в России (XVII в.).Основные способы обработки металла. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Собеседование
 
1.2
Основные виды промыслов художественной обработки металла:   1.Великоустюгское черненое серебро;                            2. Ростовская финифть.3. Красносельский ювелирный промысел.4. Казаковская филигрань. 5. Мстёрский промысел.             /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11

4
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
1.3
Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века). История самородных металлов (золото, серебро, медь). История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
1.4
История металлообработки в Древнем Египте.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.5
История металлообработки в Древнем Риме. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
1.6
Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентацией.
 
1.7
Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
 
Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности

 
2.1
1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).                            2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).                      3. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4 ПК-3
7
0
Собеседование
 
2.2
Группы металлов (щелочные и щелочно-земельные).Строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая химическая связь.Металлическая решётка. Физические свойства металлов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
 
Раздел 3. Производство художественных изделий из металла.

 
3.1
Основные виды производственных процессов (литьё, художественная ковка; прокатка, прессование, волочение;дифовка; чеканка; басма;листовая штамповка; давильные работы; резание; гравирование; чернь; насечка; наводка; филигрань; горячая эмаль; гальванопластика).  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

6
ПК-4 ПК-3
7
0
Собеседование
 
3.2
Литье. Классификация (чугунное;

медное;золотое и серебряное). Конструкции и материалы форм (ременные формы – земля, песок;

оболочковые; постоянные – восковые, гипсовые,металлические). Способы литья (центробежное; под давлением; классическое).  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э8 Э10 Э11

4
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.3
Ковка. Холодная и горячая ковка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.4
Чеканка. Виды чеканки (из листового металла; по оброну или литью;тиснением, басма). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.5
Технология изготовления изделий способом металлопастики. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.6
Гравировка. Виды гравировки (плокостная, обронная).Травление. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11

8
ПК-4 ПК-3
7
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.7
Тиснение по аллюминиевой фольге. Материалы и инструменты. Основные приёмы выполнения. Практическое освоение основных приёмов тиснения.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

12
ПК-4 ПК-3
7
0
Творческое задание
 
3.8
Выполнение алюминиевой рамки методом тиснения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

14
ПК-4 ПК-3
7
0
Творческое задание
 
 
Раздел 4. Сборка и отделка художественных изделий

 
4.1
Сборка художественных изделий (пайка, сварка). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
8
0
Собеседование
 
4.2
Механические способы отделки (крацевание; декоративное или отделочное шлифование; голтование; полирование; пескоструйная отделка) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
8
0
Собеседование
 
4.3
Металлические и неметаллические покрытия (плакирование; сусальное покрытие; горячее покрытие; металлизация; лаки; краски). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

2
ПК-4 ПК-3
8
0
Собеседование
 
4.4
Химические и электрохимические способы отделки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-4 ПК-3
8
0
Собеседование
 
4.5
Практическое изучение основных технологических приёмов работы с  металлической проволокой: кручение и гибка; обмотка; вязание, плетение. Изучение декоративных приёмов при отделке изделий и окончательного завершения (шлифовка, полировка и лакировка)  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э10 Э11

10
ПК-4 ПК-3
8
0
Творческое задание
 
4.6
Выполнение украшения в технике плетения с декоративной отделкой из стекляруса. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э8 Э10 Э11

12
ПК-4 ПК-3
8
0
Творческое задание
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
4.7
Способы декоративной обработки металла (чернение;матирование;

оксидирование).Техники декоративной обработки металла(шлифовка; травление; обработка молотой пемзой;кварцевание). /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э8 Э10 Э11

16
ПК-4 ПК-3
8
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
4.8
Способы украшения изделий из металла:        1. Филигрань (напайная, эмалированная, объёмная);2. История филиграни.              3. Зернение              /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э8 Э10 Э11

8
ПК-4 ПК-3
8
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
4.9
Производство ювелирных украшений.Способы обработки драгоценных металлов в ювелирном искусстве.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11

16
ПК-4 ПК-3
8
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
4.10
/Зачёт/

0
7
0
 
4.11
/Экзамен/

36
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Раздел 1. История обработки металлов

1.Художественная обработка металла в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

2.Великоустюгское черненое серебро.

3.Ростовская финифть.             

4.Красносельский ювелирный промысел.

5.Казаковская филигрань.          

6.Мстёрский промысел.             

7.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

8.История самородных металлов (золото, серебро, медь).

9.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

10.История металлообработки в Древнем Египте.  

11.История металлообработки в Древнем Риме.

12.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

13.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

Вопросы для самоконтроля:

1.С какого века известна металлургия железа в нашей стране?

2.Что включает в себя художественная обработка металла?

3.Какие украшения характерны для Киевской Руси?

4.В каком веке сложился промысел Великоустюжского чернения по серебру?

5.Особенности черчения в Великом Устюге, отличительные особенности от московских и петербургских мастеров.

6.Назовите основные материалы для изготовления финифти.

7.Назовите разновидности финифти и их отличительные особенности.

8.Назовите центр Красносельского ювелирного промысла.

9.Какой метод лежит в основе филиграни?

10.Назовите основные центы изготовления изделий в технике филиграни.

11.В каком году основался металлический промысел в Казаково?

12.На основе каких русских традиций сложилась Мстерская лаковая миниатюра?

13.Что содержит в себе бронза как сплав?

14. С какого тыс. до н.э. люди научились добывать железо из руды?

15.Назовите общие физические свойства металлов.

16.Назовите общие химические свойства металлов.

17.Назовите один из самых распространённых способов украшения изделий из металлов (В Древней Греции эту технологию называли хризографией).

18.Какой металл был наиболее распространён в Древнем Египте?

19.Из какого металла изготавливали литые изделия в Древнем Египте?

20.Какое дело было связано с металлообработкой в Древнем Риме?

21.Что в основном чеканили итальянские мастера в эпоху Возрождения?

22.Культура какого металла была наиболее распространена в Индии?

Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности.

1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).                         

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).

3.Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).

4.Группы металлов (щелочные и щелочно -земельные).

5.Строение атомов и кристаллов металлов.

6.Металлическая химическая связь.

7.Металлическая решётка.

8.Физические свойства металлов. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Эссе

1. Металлы и сплавы и их свойства.

2. Художественная обработка металлов в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

3. Великоустюгское черненое серебро.

4. Ростовская финифть.             

5. Красносельский ювелирный промысел.

6. Казаковская филигрань.          

7. Мстёрский промысел.             

8. Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

9. История самородных металлов (золото, серебро, медь).

10. История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

11. История металлообработки в Древнем Египте.  

12. История металлообработки в Древнем Риме.

13. Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

14. Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

15. Коррозия художественных изделий из металлов.

16. Термическая обработка металлов.

17. Чёрные металлы.

18. Цветные металлы.

19. Драгоценные металлы.

20. Литьё.

21. Художественная ковка.

22. Технология чеканки.

23. Басма.

24. Гравирование.

25. Гравюра по металлу.

26. Искусство филиграни.

27. Горячая эмаль.

28. Сборка художественных изделий из металла.

29. Механические способы отделки металлических поверхностей.

30. Металлические и неметаллические покрытия изделий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лившиц, В.Б.
Технология обработки материалов : учеб. пособие для вузов / В. Б. Лившиц [и др.] ; отв. ред. В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04858-2 — Режим доступа :  https://urait.ru/bcode/454204: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт,  2020
 
Л1.2
Технология обработки материалов : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Б. Лившиц [и др.] ; ответственный редактор В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04858-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439025 : учебное пособие для бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Г. П. Фетисов [и др.] ; под ред. Г. П. Фетисова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09896-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/materialovedenie-i-tehnologiya-materialov-v-2-ch-chast-1-442414: учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / Г. П. Фетисов [и др.] ; под ред. Г. П. Фетисова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09897-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/materialovedenie-i-tehnologiya-materialov-v-2-ch-chast-2-442415: учебник
Москва : Издательство Юрайт,  2019
 
Л2.3
Технология конструкционных материалов : учеб. пособие для СПО / М. С. Корытов [и др.] ; под ред. М. С. Корытова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06680-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/tehnologiya-konstrukcionnyh-materialov-441335: учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Технология конструкционных материалов : учебное пособие для академического бакалавриата / М. С. Корытов [и др.] ; под редакцией М. С. Корытова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05729-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441256: учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Тиснение по фольгеhttp://mypresentation.ru/presentation/tema_uroka_xudozhestvennaya_obrabotka_metalla_tisnenie_po_folge
 
Э2
Плетение из проволоки своими руками: схемы с описанием https://www.syl.ru/article/204367/new_pletenie-iz-provoloki-svoimi-rukami-shemyi-s-opisaniem
 
Э3
Плетение из проволоки для начинающих: украшения в стиле викингов.http://knittochka.ru/pletenie/pletenie-iz-provoloki.html
 
Э4
Художественнаяобработка металловhttp://www.km.ru/referats/A28A73B83A9342F59802BBE03B3CA729
 
Э5
Художественная обработка металлаhttps://znaytovar.ru/s/Xudozhestvennaya-obrabotka-metal.html
 
Э6
Художественнаяобработка металлов.http://poznayka.org/s31274t1.html
 
Э7
Эпоха возрождения в Западной Европеhttp://globuss24.ru/doc/yapoha-vozrozhdeniya-v-zapadnoy-evrope
 
Э8
Художественная культура Индии, Китая и японииres/11-iskusstvo-i-iskusstvovedenie/389-istoriya-iskusstv/5279-11-hudozhestvennaya-kultura-indii-kitaya-i-yaponii.html
 
Э9
Художественная обработка металла. Цветные металлы и их сплавы.http://bookitut.ru/Khudozhestvennaya-obrabotka-metalla-Czvetnye-metally-i-ikh-splavy.html
 
Э10
Металлическая связь. Свойства металлической связиhttp://studopedia.ru/4_52835_metallicheskaya-svyaz-svoystva-metallicheskoy-svyazi.html
 
Э11
Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire https://e-koncept.ru/2016/56218.htmwrap»
 
Э12
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э13
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.