2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Технология художественной обработки дерева_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология художественной обработки дерева
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
98
аудиторные занятия
82
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
38
38
32
32
70
70
Итого ауд.
50
50
32
32
82
82
Кoнтактная рабoта
50
50
32
32
82
82
Сам. работа
58
58
40
40
98
98
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Вазиева А.Р.;к.п.н., доц., Валиева Р.З. _________________
 
 
Технология художественной обработки дерева
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в содействии становлению профессиональной компетентности бакалавра по формированию социального опыта, связанного с построением знаний о  средствах, приемах, способах и методах обработки дерева для придания изделиям художественной ценности и потребительских свойств для осуществления педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями по теории и практике изучения технологий художественной обработки дерева, их технико-экономических характеристик и областей рационального применения; освоить  практические навыки разработки и реализации  приемов отработки принципиальных схем технологического оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений,
1.4
научиться решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
1.5
формировать практические навыки  технологий художественной обработки дерева с использованием основ технологичности изделий из дерева и учетом способов их изготовления и обработки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.1.2
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.3
Скульптура
2.1.4
Основы пластической анатомии
2.1.5
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Противодействие коррупции
2.1.8
Технология обработки металла
2.1.9
Технология обработки пищевых продуктов
2.1.10
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Технология обработки пищевых продуктов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Батик
2.2.2
Декоративная живопись
2.2.3
Искусство национального костюма
2.2.4
Художественная роспись
2.2.5
Кожаная мозаика
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Искусство современного костюма
2.2.8
Художественная обработка стекла
2.2.9
Декорирование интерьера
2.2.10
Психология личности и профессиональное самоопределение 
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности образовательной среды; задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
основы теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования;
3.1.3
особенности технологии художественной обработки дерева;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные технологии обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов; применять различные технологии обработки дерева;
3.2.2
применять различные технологии моделирования, конструирования и проектирования материалов;
3.2.3
осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками практической работы использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
3.3.2
навыками практической работы над изготовлением изделий с применением разнообразных способов художественной обработки дерева
3.3.3
способами педагогического сопровождения и социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ПК-5 ПК-3
7
0
 
1.2
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ПК-5 ПК-3
7
0
 
1.3
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

8
ПК-5 ПК-3
7
0
 
 
Раздел 2. Технология

изготовления

художественных

изделий из дерева

 
2.1
Технология

изготовления

художественных

изделий из дерева

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

10
ПК-5 ПК-3
7
0
 
2.2
Технология

изготовления

художественных

изделий из дерева

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

12
ПК-5 ПК-3
7
0
 
2.3
Технология

изготовления

художественных

изделий из дерева

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

18
ПК-5 ПК-3
7
0
 
 
Раздел 3. Технология нанесения художественных покрытий

 
3.1
Технология нанесения художественных покрытий /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

8
ПК-5 ПК-3
7
0
 
3.2
Технология нанесения художественных покрытий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

10
ПК-5 ПК-3
7
0
 
 
Раздел 4. Технология художественной обработки дерева

 
4.1
Технология художественной обработки дерева /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

14
ПК-5 ПК-3
7
0
 
4.2
Технология художественной обработки дерева /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

22
ПК-5 ПК-3
7
0
 
4.3
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

0
ПК-5 ПК-3
7
0
 
 
Раздел 5. Технология художественной обработки нетрадиционных материалов

 
5.1
Технология художественной обработки нетрадиционных материалов /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

14
ПК-5 ПК-3
8
0
 
5.2
Технология художественной обработки нетрадиционных материалов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

34
ПК-5 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 6. Основное оборудование и инструмент при художественной обработке  дерева. 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.1
Основное оборудование и инструмент при художественной обработке  дерева.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ПК-5 ПК-3
8
0
 
6.2
Основное оборудование и инструмент при художественной обработке  дерева.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ПК-5 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 7. Экономика производства художественных изделий

 
7.1
Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

14
ПК-5 ПК-3
8
0
 
7.2
Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

2
ПК-5 ПК-3
8
0
 
7.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

36
ПК-5 ПК-3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Защитно-декоративные покрытия. Требования к покрытиям. Виды покрытий.

3.Защитно-декоративные покрытия древесины.

4.Покрытия. Прозрачные покрытия древесины.

5.Покрытия. Непрозрачные покрытия древесины.

6.Декоративная отделка . Шлифовка и полировка.

7.Защитно-декоративные покрытия .

8.Защитно-декоративные покрытия. Многослойные покрытия.

9.Защитно-декоративные покрытия. Чернение и воронение металлов.

10.Защитно-декоративные покрытия. Порошковая окраска .

11.Защитно-декоративные покрытия. Патинирование.

12.Нетрадиционные материалы.

13.Различные виды дерева.

14.Имитации из дерева и ее диагностика.

15.Виды резьбы .

16.Инструменты при работе.

17.Подготовка дерева к работе.

18.Декоративные способы отделки.

19.Древесина. Строение.

20.Древесина. Физические свойства.

21.Древесина. Механические свойства.

22.Древесина. Пороки.

23.Древесина. Виды резьбы по дереву.

24.Древесина. Деревянная мозаика.

25.Склеивание древесины и применяемые клеи.

Задания к экзамену

1. Задание №1. Выполнение геометрической резьбы по дереву

Задачи: вырезать геометрический орнамент на деревянной плакетке или разделочной доске,проморить доску.

Материалы: дерево, нож-косяк, стамески, клюкарзы,

1. Задание №2. Выполнение абрамцево-кудринской резьбы

Задачи: выполнить абрамцево-кудринскую резьбу согласно разработанному эскизу,проморить доску.

2. Задание №3. Выполнение рельефной объемно-выемчатой резьбы

Задачи: Выполнение эскизов для рельефной резьбы (не менее 2), выполнение шаблона,

перевод эскиза на доску, вырезание доски, выполнить рельефную резьбу согласно

разработанному эскизу, проморить доску.

4. Задание №4. Выполнение ажурной прорезной резьбы

Задачи: выполнить ажурную прорезную резьбу согласно разработанным эскизам.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Соообщения с презентацией:

1. Пороки древесины

2.Виды ручной обработки древесины

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3. Назначении резца и его элементах

4. Виды и приемы работы стамесками.

5.Преимущество и недостатки соединения деревянных элементов гвоздями

6. Соединения на клею и их преимущество.

7. Виды отделки изделия.

8. Разновидности лаков, красок, морилок.

9. Прозрачная и непрозрачная отделка изделий.

10. Виды отделки изделий с сохранением текстуры.

11. Разновидности шлифовки шкуркой и основные приемы работы с ней.

12. Меры и условия безопасности работы в столярной мастерской во время работы по

окончанию работы.

13. Меры противопожарной безопасности

14. Виды и физико-механические свойства древесины

15. Пороки древесины

16. Правила сушки и хранения древесины

17. Виды ручной обработки

18. Прорезная резьба

19. Геометрическая резьба

20. Контурная резьба

21. Плоскорельефная резьба.

22. Виды художественной обработки древесины

23. Виды пиломатериалов

24. Ручной инструменты для художественной обработки древесины, правила и приемы

работы с ними

25. Виды отделки древесины.

26. Преимущества и недостатки изделий из фанеры.

27. Физико-механические свойства фанеры.

28. Устройство ручного фрезерного станка, правила работы с ним.

29. Виды лаков и красок, их физико-механические свойства.

30. Преимущества и недостатки соединения на клею.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств предсавлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хворостов, А. С.
Художественная обработка дерева : учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11129-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444515 : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лившиц, В.Б.
Технология обработки материалов : учеб. пособие для вузов / В. Б. Лившиц [и др.] ; отв. ред. В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04858-2 — Режим доступа :  https://urait.ru/bcode/454204: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт,  2020
 
Л2.2
Художественная обработка бересты [Электронный ресурс]: учебное наглядное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017.— 81 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76348.html.— ЭБС «IPRbooks»
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Вдовин, В. М. 
Конструкции из дерева и пластмасс. Клеедощатые и клеефанерные конструкции : учебное пособие для вузов / В. М. Вдовин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-04616-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438436: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Технология художественной обработки дереваhttp://www.iprbookshop.ru/366.html
 
Э2
Технология художественной обработки материалов www.iprbookshop.ru/78139.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э3
Виды резьбыhttp://reznoe7.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.