2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Техническая графика_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Техническая графика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
48
48
48
48
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Техническая графика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в  формировании  способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, связанные с построением  и развитием пространственного представления и воображения, приемов проектирования технических изделий, технологии и  методов проектирования, стимуляции творческого поиска вариации моделей с учетом  возможности их промышленного производства.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать умения, способы и методы  с основами и представлениями по теории и практике чтения и выполнения графического отображения формы объектов и образов различного назначения;
1.4
формировать умения в разработке и реализации  приемов графического отображения формы объектов
1.5
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
1.6
привить навыки  самостоятельного использования и разработки различных вариаций моделей с учетом возможности их промышленного производства. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.2
Производственная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.3
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.4
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
Бытовые электротехнические приборы
2.1.7
Основы проектирования
2.1.8
Технология обработки пищевых продуктов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы разработки и реализации культурно-просветительских программ
3.1.2
основы планирования приемов графического отображения формы объектов; критерии оценки изображения пространственных форм на плоскости;
3.1.3
методику разработки и реализации графического отображения формы.
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
описывать направления разработки и реализации  способов планирования  приемов графического отображения формы объектов; оценивать разработки и реализации изображений пространственных форм на плоскости;
3.2.2
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа приемов графического отображения формы объектов , опираясь на основы их разработки и реализации;
3.3.2
навыками подбора содержания разработки и реализации графического отображения формы по заданным критерия различные вариации моделей с учетом  возможности их промышленного производства.
3.3.3
проектировать и реализовывать культурно-просветительские программы.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Задачи курса, его структура и содержание

 
1.1
Копирование графических изображений с целью овладения приемами (растения, животные) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
9
0
 
1.2
Копирование графических изображений с целью овладения приемами (растения, животные) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
9
0
 
 
Раздел 2. Графика как вид искусства. Краткая историческая справка о ее развитии. Виды графики

 
2.1
Выполнение копий – зарисовка декора и орнаментации тканей /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
9
0
 
2.2
Выполнение копий – зарисовка декора и орнаментации тканей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
9
0
 
 
Раздел 3. «Мода-графика» и графика костюма – виды прикладной графики

 
3.1
Рисование с натуры набросков аксессуаров (сумки, портфели, перчатки, пояса, украшения и т.д.) и выполнение их графических стилизованных изображений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
9
0
 
3.2
Рисование с натуры набросков аксессуаров (сумки, портфели, перчатки, пояса, украшения и т.д.) и выполнение их графических стилизованных изображений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
9
0
 
 
Раздел 4. Композиция графического листа

 
4.1
Рисование с натуры набросков ног в обуви с последующими вариантами графических решений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
9
0
 
4.2
Рисование с натуры набросков ног в обуви с последующими вариантами графических решений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
9
0
 
 
Раздел 5. Способы графического решения эскизов и применяемые материалы

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5.1
Выполнения композиционных решений различными выразительными художественно-графическими средствами на примере моделей одежды /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
9
0
 
5.2
Выполнения композиционных решений различными выразительными художественно-графическими средствами на примере моделей одежды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
9
0
 
 
Раздел 6. Графическое решение рисунков головы, рук, ног и фигуры человека в одежде

 
6.1
Выполнение эскизов эмблем или товарных знаков по произвольной тематике с использованием графического редактора CorelDrawВыполнение технического рисунка модели одежды с использованием графического редактора CorelDraw /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
9
0
 
6.2
Выполнение эскизов эмблем или товарных знаков по произвольной тематике с использованием графического редактора CorelDrawВыполнение технического рисунка модели одежды с использованием графического редактора CorelDraw /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Графика – древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение термина «графика». Разновидности графического искусства.

2. Основные изобразительные средства графики. Примеры графической подачи (по произведениям станковой и книжной графики).

3. Особенности колористического решения произведений цветной графики, основные художественные средства и техники.

4. Классификация и основная характеристика произведений графического искусства.

5. Отличительные особенности станковой графики. Примеры работ художников.

6. Плакат – самый массовый вид графического искусства. Художественные средства плаката.

7. Газетная, журнальная и книжная графика.

8. Декоративное этюдирование. Особенности построения монокомпозиции по теме «Натюрморт».

9. Закономерности цветовой гармонии при работе над монокомпозицией.

10. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в техническом рисунке.

11. Виды изобразительных работ в моделировании одежды: отличительные особенности художественной формы и назначение.

12. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-подаче».

13. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-поиске».

14. Художественные средства, материалы и виды техники графической композиции.

15. Общие принципы построения монокомпозиции.

Статическое и динамическое равновесие.

16. Цели и задачи рисованной подачи моделей. Фотография как средство информации и рекламы готовой одежды.

17. Источники информации для проектирования одежды. Факторы, влияющие на восприятие и оценку изображаемого в эскизе моделей одежды. 18. Особенности разработки макета журнального разворота (многофигурная композиция).

19. Теоретические основы организации композиции и исполнения графического листа.

20. Характеристика цвета: тон, светлота, насыщенность.

21. Стилистика и тенденции развития плаката в рекламе модной одежды.

22. Композиция журнального разворота. Первые журналы мод в России и за рубежом. Иллюстраторы мод.

23. Цвет, фактура и декор как активные средства художественной выразительности при 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
разработке монокомпозиции.

24. Роль шрифта в композиционном решении журнального разворота и рекламного плаката.

25. Многофигурная композиция в журнальном развороте. Композиционный центр и зрительные иллюзии цвета.

26. Стилизация и цветовая гармонизация изображения головы в зависимости от образа человека.

27. Использование цвета и фактуры для выявления композиционного центра графического листа.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы эссе

1. Особенности машиностроительного чертежа

2. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

3. Нанесение номеров позиций.

4. Размеры на сборочных чертежах.

5. Спецификация.

6. Чтение и деталирование чертежей общего вида и сборочных чертежей.

7. Виды, разрезы, сечения.

8. Образование, расположение и обозначение основных видов. Выбор главного вида.

9. Дополнительные виды, их применение на чертеже.

10. Условности и упрощения в изображении видов на чертежах.

11. Разрезы: назначение, образование и расположение на чертежах.

12. Классификация разрезов.

13. Сечения.

14. Образование, расположение, обозначение вынесенных и наложенных сечений.

15. Условности и упрощения при изображении сечений на чертежах.

16. Правила выполнения чертежа, основные изображения на чертеже, условности и упрощения, примеры выполнения проекционных чертежей, выносные элементы.

17. Виды архитектурно-строительных чертежей.

18. Стадии проектирования.

19. Особенности выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.

20. Чертежи планов, фасадов, разрезов зданий и сооружений.

21. Последовательность выполнения строительных чертежей.

22. Общие сведения о чертежах строительных конструкций.

23. Способы построения аксонометрических и перспективных проекций строительных объектов.

24. Выполнение графических работ в соответствии с планом лабораторных работ.

25. Построение моделей  на конкретных творческих проектах.

26. Виды и этапы объемного проектирования.

27. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

28. Анализ отображения конкретной модели

29. Особенности проектирования отдельных моделей.

30. Модель: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Графический дизайн. Современные концепции : учебное пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.] ; ответственный редактор Е. Э. Павловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11169-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444790 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Кузвесова, Н. Л. 
Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11344-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445211 : учебное пособие для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Курушин, В. Д. 
Графический дизайн и реклама [Электронный ресурс] / В. Д. Курушин. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2017. — 271 c. — 978-5-4488-0094-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63814.html: учебник
Саратов : Профобразование, 2017, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочник по дизайну http://www.designet.ru
 
Э2
Информационный сайт "практика дизайна" http://www.Rudesign.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект являеМетодические указания  

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
к лабораторным работам (графическим работам)

Основой успешного изучения курса является последовательное, систематическое изучение разделов курса и выполнение индивидуальных графических работ в сроки, предусмотренные учебным графиком. Для этого используются аудиторные занятия - лекции и лабораторные, а также вне аудитории - самостоятельная работа, предполагающая подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных графических заданий.

В аудиторной работе применяются формы и методы развивающего обучения, что предполагает введение в контекст занятий решение типовых задач и моделирование технических заданий, взятых из профессиональной сферы деятельности, например, при построении чертежей и эскизов деталей, моделей различных форм и конфигураций. В процессе их рассмотрения активизируется самостоятельная деятельность студентов и развивается творческое принятие решений.

Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При выполнении студентами контрольных заданий и презентации необходимо помнить об основательном изучении проблемы.

Внимательное рассмотрение программного содержания каждой темы предоставляяет обширную информацию для творческой реализации презентации.

Наличие ярких примеров исследуемой темы и аналогов работ современных дизайнеров дает возможность развивать критическое мышление студентов и побуждает их к творческой деятельности.

Методические указания для выполнения самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- изучение дополнительной учебно-методической и справочной литературы,

- подготовку к лабораторным занятиям (поиск информации, подбор иллюстративного материала).

Самостоятельное изучение теоретических вопросов по каждому из разделов дисциплины способствует более осмысленному выполнению лабораторных работ и творческих заданий; выработке практических навыков последовательной работы над выполнением проекта (вынашивание идеи, выделение цели и задач, гипотезы и способы решения проблемы); подготавливает студента к педагогической деятельности в школе.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.