(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету
1.Графика – древнейший вид изобразительного искусства. Происхождение термина «графика». Разновидности графического искусства.
2.Основные изобразительные средства графики. Примеры графической подачи (по произведениям станковой и книжной графики).
3.Особенности колористического решения произведений цветной графики, основные художественные средства и техники.
4.Классификация и основная характеристика произведений графического искусства.
5.Отличительные особенности станковой графики. Примеры работ художников.
6.Плакат – самый массовый вид графического искусства. Художественные средства плаката.
7.Газетная, журнальная и книжная графика.
8.Декоративное этюдирование. Особенности построения монокомпозиции по теме «Натюрморт».
9.Закономерности цветовой гармонии при работе над монокомпозицией.
10.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в техническом рисунке.
11.Виды изобразительных работ в моделировании одежды: отличительные особенности художественной формы и назначение.
12.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-подаче».
13.Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Особенности графического изображения моделей в «эскизе-поиске».
14.Художественные средства, материалы и виды техники графической композиции.
15.Общие принципы построения монокомпозиции. Статическое и динамическое равновесие.
16.Цели и задачи рисованной подачи моделей. Фотография как средство информации и рекламы готовой одежды.
17.Источники информации для проектирования одежды. Факторы, влияющие на восприятие и оценку изображаемого в эскизе моделей одежды.
18.Особенности разработки макета журнального разворота (многофигурная композиция).
19.Теоретические основы организации композиции и исполнения графического листа.
20.Характеристика цвета: тон, светлота, насыщенность.
21.Стилистика и тенденции развития плаката в рекламе модной одежды.
22.Композиция журнального разворота. Первые журналы мод в России и за рубежом. Иллюстраторы мод.
23.Цвет, фактура и декор как активные средства художественной выразительности при разработке монокомпозиции.
24.Роль шрифта в композиционном решении журнального разворота и рекламного плаката.
25.Многофигурная композиция в журнальном развороте. Композиционный центр и зрительные иллюзии цвета.
26.Стилизация и цветовая гармонизация изображения головы в зависимости от образа человека.
27.Использование цвета и фактуры для выявления композиционного центра графического листа.
1.Предмет, объект, цели и задачи современного дизайна. Типология дизайнов.
2.Основные факторы образования промышленных форм. Основные категории и средства композиции в дизайне.
3.Метод проектного семинара в дизайне.
4.Метод сценарного моделирования (сценирования) в дизайне.
5.Стадии и этапы проектного процесса. Понятие «жизненного цикла» изделия.
6.Особенности комплексного формирования предметной среды. Средства моделирования комплексных объектов.
7.Метод дизайн-программ. Структура и порядок разработки дизайн- программы. Методика формирования проектной концепции дизайн- программы.
8.Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования. Основные принципы формообразования унифицированных и агрегатированных объектов.
9.Унификация - специфический предметный язык в дизайне и его основные структурные характеристики.
10.Многообразие определений дизайна и представлений о существе дизайна.
11.Вещь и многообразие функций в проектной практике.
12.Типологизация адресатов проектирования по признаку их ценностных предпочтений и методика создания их социокультурных «портретов».
13.Особенности дизайнерской мысли.
14.Основные направления формообразования в XX веке, некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными Российскими исследователями.
15.Содержание и соотношение понятий культура и цивилизация дизайн в структуре этих понятий.
16.Понятие «художественный образ», «проектный образ» и методические приемы стимулирования образного мышления.
17.Трансформация представлений о мироустройстве (изменение научной, философской и культурной парадигмы) от проектирования отдельных вещей к формированию предметно - пространственной среды.
18.Особеннности «средового» подхода и мифо-поэтика средового восприятия.
19.Устойчивые характеристики среды при перемене ее модуса с предметно - пространственного на электронный.
20.Место виртуальной реальности в современных представлениях о мироустройстве, соотношение субстанциональной и виртуальной реальностей, свойства виртуального события.
21.Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики».
22.Особенности проектного языка медиадизайнера.
23.Тропичность языка медиадизайна.
24.Понятие о функциональном комплексе в дизайне и представления о существе дизайн-деятельности.
25.Особенности дизайнерской мысли. Понятие "художественный образ”, "проектный образ" и методические приемы стимулирования образного мышления.
26.Зависимость профессиональных концепций дизайна от характера сложившейся культуры.
27.Основные стилевые направления формообразования в XX веке.
28.Некоторые особенности развития отечественного дизайна и определение его сути современными российскими исследователями.
29.Содержание и соотношение понятий "культура" и "цивилизация", дизайн в структуре этих понятий.
30.Вещь и многообразие функций в проектной практике.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным работам (графическим работам)
Основой успешного изучения курса является последовательное, систематическое изучение разделов курса и выполнение индивидуальных графических работ в сроки, предусмотренные учебным графиком. Для этого используются аудиторные занятия - лекции и лабораторные, а также вне аудитории - самостоятельная работа, предполагающая подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных графических заданий.
В аудиторной работе применяются формы и методы развивающего обучения, что предполагает введение в контекст занятий решение типовых задач и моделирование технических заданий, взятых из профессиональной сферы деятельности, например, при построении чертежей и эскизов деталей, моделей различных форм и конфигураций. В процессе их рассмотрения активизируется самостоятельная деятельность студентов и развивается творческое принятие решений.
Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.
Цели практической части курса: привить студентам навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над моделью от эскиза до его завершения. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.
Аудиторные занятия отводятся в основном упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям изображения.
Устный, письменный и графический анализ изображения модели проводится как самим преподавателем, так и студентом самостоятельно в рамках самоподготовки.
Беседы в процессе теоретического разбора проблем служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Занятия проводятся в соответствии с тематическим содержанием лекционной части курса с целью закрепления изученного теоретического материала на практике. В семестре практические занятия проводятся в часы дисциплины в соответствии с учебно-методическим пособием по выполнению графических работ.
Во время занятий студенты отвечают на вопросы по изучаемой теме, самостоятельно выполняют задания, решение которых требует знания разделов курса. Упражнения и задачи для решения в аудиторное время и внеаудиторное время выполняются в практикумах.
Графическая работа выполняется студентами до начала занятий и являются подготовительным этапом, на котором накапливаются разнообразные вспомогательные материалы для полноценного освоения тем на лабораторных занятиях
1.Дать по 5 предложений композиции из геометрических фигур на листах различной формы и величины следующими способами:
- линейный графический рисунок;
- линейно-пятновый рисунок в ахроматической гамме;
- линейно-пятновый графический рисунок с использованием хроматических и ахроматических цветов;
- пятновый графический рисунок с использованием хроматических и ахроматических цветов.
2. Дать 5 зарисовок – копий с графических изображений растений и животных, выполненных в различных манерах и техниках.
3. Нарисовать с натуры 5 набросков растений и животных. Выполнить 5 графических стилизованных изображений растений и животных на основе этих рисунков с использованием различных манер и техник.
4. Дать 5 предложений эмблем или товарных знаков по произвольной тематике с использованием различных графических приемов (см. п.1).
5. Нарисовать 5 копий, выполненных в различных техниках, графических работ различных авторов (костюм, пейзаж, архитектура и т.д.).
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.