(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э3 Э6
Э1 Э2 Э3 Э6
Э2 Э3 Э6
Э2 Э3 Э6
Э6
Э3 Э4 Э6
Э3 Э4 Э6
Э3 Э4 Э6
Э2 Э3 Э6
Э2 Э3 Э6
Э4 Э6
Э3 Э4 Э6
Э5 Э6
Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы и задания к зачету:
1.Виды художественной росписи.
2.Орнамент, композиция и цвет в росписи.
3.Художественные и технические приемы росписей. Вятская и П.-Майданская.
4.Художественные и технические приемы росписей. Городецкая.
5.Художественные и технические приемы росписей. Мезенская.
6.Художественные и технические приемы росписей. Урало-сибирская.
7.Художественные и технические приемы росписей. Хохломская.
8.Художественные и технические приемы росписей. Федоскинская.
10.Художественные и технические приемы росписей.Петриковская.
11.Виды тканей для росписи.
12.Роспись в интерьере (декорации).
13.Роспись в интерьере (занавеси).
14.Роспись в интерьере (бра).
15.Роспись в интерьере (абажур).
16.Роспись в интерьере (чехлы для мебели).
17.Роспись предметов одежды (блузка).
18.Роспись предметов одежды (юбка).
19.Роспись предметов одежды (туника).
20.Роспись предметов одежды (шарф).
21.Роспись предметов одежды (платок).
22.Роспись по дереву (татарская «хохлома»).
23.Роспись по ткани с татарским орнаментом (батик).
24.Роспись по керамике (актюбинская игрушка).
25.Роспись по керамике (керамика Б.Шубина).
26.Роспись по керамике (Бугульминский фарфор).
Примерный перечень заданий к зачету:
1.Разработка эскиза и росписи на изделие декоративно-прикладного искусства.
2.Выбор техники и материалов.
3.Выполнение росписи на конкретном изделии.
Темы рефератов:
1. Художественная роспись в театрально-декорационном искусстве.
2.История стенных росписей.
3.Художественная роспись в декоративно-прикладном искусстве.
4.Современная художественная роспись.
5.Мезенская роспись.
6. Петриковская роспись.
7. Ракульская роспись.
8. Северодвинская роспись.
9. Кемеровская роспись.
10. Полхов-Майданская роспись.
11.Гжель - роспись по керамике.
12.Городецкая роспись.
13.Хохломская роспись.
14. Шекстинская золоченка.
15.Жостовская роспись.
16.Виды художественных росписей по лакам.
17.Художественная роспись по стеклу.
18. Художественная роспись по ткани.
19. Федоскино.
20. Мстера.
Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением лабораторных работ.
В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на лабораторных занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На лабораторные занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение лабораторного задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Методические указания по выполнению Мезенской росписи по дереву.
Упражнения.
РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ
Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии. Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ Палощелье. Мезенский район. Архангельская область, 1926 г. Федотов Григорий Филиппович. Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному "тиской"), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью. Рассмотрим композицию некоторых из них: - в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. По диагонали расположен большой красный лепесток, имеющий форму удлиненного овала с заостренными кончиками. Симметрично лепестку расположены черные спиральки, маленькие кружочки и по две небольшие дуги в уголках квадрата. Эти элементы выполняются более тонко, кисточкой или пером (в старину - глухариным пером); в центре квадрата с красным контуром по диагонали помещен большой крестик, состоящий из трех красных линий. Между полосочками крестика изображены черным цветом небольшие овалы с заостренными кончиками и вокруг них - черный контур, напоминающий форму лепестка. В уголках квадрата - черные капельки и маленькие черные кружочки.
Поверх красного контура квадрата проведены черные наклонные и волнистые линии;
- в квадрат с красным контуром на небольшом расстоянии от центра вписаны по диагонали четыре овала с заостренными кончиками и красным контуром, напоминающие форму лепестка. Внутри овала - пересеченные черные штрихи, напоминающие сеточку. Между лепестками - кружочки с черным контуром;
- квадрат с красным контуром разделен на четыре из трех красных линий.
В каждом маленьком квадратике по диагонали от центра большого квадрата помещены черные контуры дуг овала. В середине незаконченного овала - прямая черная линия, которая делит овал пополам;
- в квадрат с красным контуром вписаны два больших креста, состоящие из трех красных линий. Кресты опоясаны такой же красной полосой, и получается множество маленьких треугольников. В каждом треугольнике - черные заштрихованные овалы с небольшими просветами;
- в квадрате с красным контуром посередине вертикально помещен большой овал с красным контуром. Овал заштрихован черными вертикальными и наклонными линиями с большими просветами. В углах квадрата симметрично расположились четыре черных маленьких овала, заштрихованных внутри;
- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий и как бы опоясан по горизонтали прямой красной полосой из трех линий. В треугольники вписаны черные скобочки;
- в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. Внутри квадратов проведены чередующиеся между собой черные вертикальные волнистые и прямые линии;
- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий. Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными линиями. В боковые треугольники вписаны овалы, заштрихованные черными наклонными линиями, в уголки вписаны маленькие черные дуги;
- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий.
Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными прямыми линиями. Квадрат как бы разделен пополам черной прямой горизонтальной линией с загнутыми кончиками.
Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края. Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т. д.
Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделялись горизонтальными полосами, заполненные геометрическим повторяющимся узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-разному. Геометрические ряды, разделяющие мезенские прялки на три части, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное и округлое и уподоблялась древу жизни.
Упражнения. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ КОНЯ. Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:
- горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; - построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище фигуры коня);
- маленькая скобочка переходит в длинную наклонную линию шеи; - затем к этой линии пририсовывается маленький четырехугольник, напоминающий вместе с дугой "топорик", - это головка коня, рисовать этот элемент с направлением головы влево и вправо; - вертикальная, чуть изогнутая передняя линия шеи (тренируемся в рисовании головки вместе с шеей, направленной влево и вправо);
- рисование ног (напоминают "паучьи лапы", тонкие и длинные извилистые линии);
- рисуем переднюю, заднюю ножки, затем ножки, находящиеся в середине, они напоминают форму вазочки;
- от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ножки. Все эти отдельные упражнения необходимо хорошо отработать. Последовательность рисования фигуры коня ( Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:
- определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;
- от каждого конца линии вверх проведем линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник); - пририсовываем наклонную линию для шеи, головку; - из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги; - линии ног, находящихся в середине; - пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий; - голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост - черным; - заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы, у ног (штрихи напоминают "реснички") и уздечкой из двух линий. Последовательность рисования фигуры оленя.
Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:
- определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;
- от каждого конца вверх проводим линии с наклоном влево (а у коня наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой линией, получился четырехугольник; - прорисовываем наклонную линию для шеи, голову;
- закругляем заднюю часть туловища;
- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ног, затем линии ног, находящихся в середине;
- рисуем извилистые линии, напоминающие рога оленя.
Голова, шея, туловище расписываются красным цветом. Грива, ноги, "реснички" - черным. Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков. Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей - четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода. Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог. Фигуры коней, которые изображены в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с оборотной (внутренней "для себя") стороны лопасти прялки. Это кони в черную мелкую клеточку, полосатые (из четырех черных линий), с волнистыми пиниями на туловище и волнистым хвостом. А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки. В нижнем ряду - красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ МЕЗЕНСКОГО ЛЕБЕДЯ -последовательность рисования лебедя:
- определяем высоту фигуры лебедя и посередине проводим горизонтальную линию (все линии проводим очень тонкие, так как это линии построения, и в конце работы убираются); - в нижней части рисуем круг и слева от круга проводим вертикальную линию;
- от верхней горизонтальной линии, касаясь вертикальной линии, заходим в круг большой дугой;
- из этой же точки проводим еще одну дугу, но теперь она ложится на круг, это получилась шейка лебедя;
- слева, чуть выше середины круга, проводим небольшую дугу, этим определим туловище лебедя;
- подрисовываем головку, она похожа на букву "г"; - все линии построения убираем и начинаем работать красками. Красно-коричневые: головка, шея, туловище.
Хвостик - черной краской. Он рисуется снизу вверх тонкой изогнутой линией с примакиванием кисти в конце линии. От основной линии проводятся маленькие пинии "перышек" и заканчиваются скобочками. рудке лебедя прорисовываются маленькие скобочки - "перышки". Внизу туловища - черные лапки в виде капелек.
КОМПОЗИЦИЯ В ПОЛОСЕ.После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе. Композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы. В центре изображено древо жизни, а симметрично ему - кони, вставшие "на дыбы" и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами. Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки заполнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.
КОМПОЗИЦИЯ В КВАДРАТЕ. Композиция заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-"метелочки" бегущих коней. Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре "солнца", которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков. Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки. Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.
КОМПОЗИЦИЯ В КРУГЕ- две композиции в круге. Одна из них (слева) более старого времени, примерно конца XIX века. Она очень проста в исполнении, но в то же время оригинальна. Большой круг объединяет несколько разных по диаметру кругов с геометрическим орнаментом. Здесь и "солнце" с лучиками в виде спиралек, и овалы, и точки, и прямые и волнистые линии, и большие заштрихованные лепестки со спиральками, похожие на жучков. Другая композиция в круге - современного мастера. В данной композиции маленькая розетка как бы расположена в центре большой. Маленькая розетка представляет собой "солнце" с отходящими от него "лучами". Вокруг нее шесть больших дуг, которые представляют "небеса", а под ними - "древо жизни". Между дугами расположились уточки. Круг большой розетки обрамляют спиральки, создающие движение очень праздничной, нарядной и нежной композиции.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические рекомендации к зачету
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.