2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Художественная роспись_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Художественная роспись
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
16
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
36
36
68
68
Итого ауд.
32
32
36
36
68
68
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
68
68
Сам. работа
40
40
36
36
76
76
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Художественная роспись
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся практических умений и навыков в области художественной росписи различных изделий декоративно-прикладного искусства и объектов окружающей среды
1.2
Необходимых для воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
стремление к достижению высокой художественной культуры, эстетического мировоззрения,  духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ;
1.5
приобретение и расширение знаний об основных технологических приемах художественной росписи;
1.6
освоение терминологического аппарата дисциплины, основных методологических подходов в решении поставленных задач;
1.7
владение всеми основными навыками создания произведений декоративно-прикладного искусства  средствами росписи , способствующего наиболее полному раскрытию возможности личностного потенциала будущего учителя;
1.8
умение использовать полученные знания в своей профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении, анализировать, обобщать и распространять опыт работы коллективов и центров народных е промыслов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Искусство скульптуры
2.1.2
История изобразительного искусства
2.1.3
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.1.4
Технология художественной обработки дерева
2.1.5
Технология художественной обработки материалов
2.1.6
Художественная лепка
2.1.7
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.8
Скульптура
2.1.9
Основы пластической анатомии
2.1.10
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.11
Противодействие коррупции
2.1.12
Технология
2.1.13
Теория и методика обучения
2.1.14
Психолого-педагогические основы педагогической деятельности в сфере общего среднего образования
2.1.15
Декоративно-прикладная деятельность
2.1.16
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.17
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.18
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.19
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.20
Искусство скульптуры
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы композиции и виды орнамента;
3.1.2
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов и красок;
3.1.3
принципы применения в работе графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок, набросок);
3.1.4
способы разметки по шаблону и чертежу;
3.1.5
принцип подбора живописного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
3.1.6
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; основные сведения о видах художественной росписи дерева и керамики на территории родного края, их характерные особенности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в материале, составлять композицию росписи и декоративно оформлять ее;
3.2.2
экономно расходовать материалы, электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
3.2.3
решать художественно-творческие задачи выполнения эскизов к росписи;
3.2.4
выполниять копии с работ по видам художественной росписи;
3.2.5
создавать импровизации на тему народной художественной росписи;
3.2.6
использовать народные мотивы в творческой композиции.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов разных видов росписи; способами отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование
3.3.2
методами решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.3.3
технологией изготовления основы под роспись; в выполнении простых и сложных элементов художественной росписи;
3.3.4
в разработке композиционных эскизов для различных видов художественной росписи.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Искусство художественной росписи в России.

 
1.1
Виды художественной росписи. Орнамент. Композиция и цвет в росписи. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э3 Э6

4
ПК-3
9
0
 
1.2
Виды художественной росписи. Орнамент. Композиция и цвет в росписи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э6

6
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 2. Художественная роспись по дереву.

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.1
Художественные и технические приемы росписей: Вятская и П.-Майданская, Городецкая, Мезенская,Урало-сибирская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Петриковская.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э6

8
ПК-3
9
0
 
2.2
Художественные и технические приемы росписей: Вятская и П.-Майданская, Городецкая, Мезенская,Урало-сибирская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Петриковская.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э2 Э3 Э6

8
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 3. Художественная роспись по ткани.

 
3.1
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э6

8
ПК-3
9
0
 
3.2
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э6

16
ПК-3
9
0
 
3.3
Батик (холодный, горячий). /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э6

12
ПК-3
9
0
 
3.4
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э6

10
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 4. Художественная роспись в Татарстане.

 
4.1
Роспись по дереву (татарская "хохлома").  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э6

8
ПК-3
10
0
 
4.2
Роспись по дереву (татарская "хохлома").  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3 Э6

8
ПК-3
10
0
 
4.3
Роспись по ткани с татарским орнаментом (батик). /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э4 Э6

16
ПК-3
10
0
 
4.4
Роспись по ткани с татарским орнаментом(батик). /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э6

16
ПК-3
10
0
 
4.5
Роспись по керамике (актюбинская игрушка, керамика Б.Шубина, Бугульминский фарфор).  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э5 Э6

12
ПК-3
10
0
 
4.6
Роспись по керамике (актюбинская игрушка, керамика Б.Шубина, Бугульминский фарфор).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.2

Э6 Э7

12
ПК-3
10
0
 
4.7
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0
ПК-3
10
0
Вопросы для зачёта, творческие работы
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Виды художественной росписи.

2.Орнамент, композиция и цвет в росписи.

3.Художественные и технические приемы росписей. Вятская и П.-Майданская.

4.Художественные и технические приемы росписей. Городецкая.

5.Художественные и технические приемы росписей. Мезенская.

6.Художественные и технические приемы росписей. Урало-сибирская.

7.Художественные и технические приемы росписей. Хохломская.

8.Художественные и технические приемы росписей. Федоскинская.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
9.Художественные и технические приемы росписей. Северодвинская.

10.Художественные и технические приемы росписей.Петриковская.

11.Виды тканей для росписи.

12.Роспись в интерьере (декорации).

13.Роспись в интерьере (занавеси).

14.Роспись в интерьере (бра).

15.Роспись в интерьере (абажур).

16.Роспись в интерьере (чехлы для мебели).

17.Роспись предметов одежды (блузка).

18.Роспись предметов одежды (юбка).

19.Роспись предметов одежды (туника).

20.Роспись предметов одежды (шарф).

21.Роспись предметов одежды (платок).

22.Роспись по дереву (татарская «хохлома»).

23.Роспись по ткани с татарским орнаментом (батик).

24.Роспись по керамике (актюбинская игрушка).

25.Роспись по керамике (керамика Б.Шубина).

26.Роспись по керамике (Бугульминский фарфор).

Примерный перечень заданий к зачету:

1.Разработка эскиза и росписи на изделие декоративно-прикладного искусства.

2.Выбор техники и материалов.

3.Выполнение росписи на конкретном изделии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Художественная роспись в театрально-декорационном искусстве.

2.История стенных росписей.

3.Художественная роспись в декоративно-прикладном искусстве.

4.Современная художественная роспись.

5.Мезенская роспись.

6. Петриковская роспись.

7. Ракульская роспись.

8. Северодвинская роспись.

9. Кемеровская роспись.

10. Полхов-Майданская роспись.

11.Гжель - роспись по керамике.

12.Городецкая роспись.

13.Хохломская роспись.

14. Шекстинская золоченка.

15.Жостовская роспись.

16.Виды художественных росписей по лакам.

17.Художественная роспись по стеклу.

18. Художественная роспись по ткани.

19. Федоскино.

20. Мстера.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средст представлен в Приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хворостов, Д. А.
Художественная обработка дерева : учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11129-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444515 : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Ткаченко, А. В.
Художественная керамика : учебное пособие для вузов / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 243 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11133-0 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0313-0 (Изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444724 : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Овчарова, Ю.А. 
Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике : монография/ Овчарова Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Прометей, 2022.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24019.html.: монография
Москва: Прометей, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гамов Е.С.
Художественная, защитная и декоративная обработка древесины : методические указания к практическим занятиям п/ Гамов Е.С., Микляев Н.П., Горбунов И.П.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 33 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22945.html: Методические указания к прктическим занятиям 
Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2013
 
Л3.2
Спекторова, Н. А.
Кемеровская роспись: учебно-методический комплекс/Н.А. Спектрова — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.— 59 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55784.html:  учебно-методический комплекс дисциплины
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)/smirnova.net[сайт]- URL:http://www.smirnova.net.-Текст, изображение: электронные
 
Э2
Загадки узоров русских росписей/Культура РФ:www.culture.ru: [сайт]- URL: https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei.-Текст, изображение: электронные
 
Э3
Энциклопедия росписей:[сайт]- URL:https://cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-1 .-Текст, изображение: электронные
 
Э4
Техника росписи ткани/Идеи вашего дома:[сайт]- URL:https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/aksessuary/tehniki-rospisi-tkani-4057.-Текст, изображение: электронные
 
Э5
Роспись по керамике: теория и практика/Zen Designer: Арт проект творческого коллектива :[сайт]- URL:http://zen-designer.ru/scio/201-rospis-po-keramike-teoriya-i-praktika.-Текст, изображение: электронные
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации к лабораторным занятиям

Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением лабораторных работ.

В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.

При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на лабораторных занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.

На лабораторные занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение лабораторного задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.

Методические указания по выполнению Мезенской росписи по дереву.

Упражнения.

РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ

Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии. Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ Палощелье. Мезенский район. Архангельская область, 1926 г. Федотов Григорий Филиппович. Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному "тиской"), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью. Рассмотрим композицию некоторых из них: - в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. По диагонали расположен большой красный лепесток, имеющий форму удлиненного овала с заостренными кончиками. Симметрично лепестку расположены черные спиральки, маленькие кружочки и по две небольшие дуги в уголках квадрата. Эти элементы выполняются более тонко, кисточкой или пером (в старину - глухариным пером); в центре квадрата с красным контуром по диагонали помещен большой крестик, состоящий из трех красных линий. Между полосочками крестика изображены черным цветом небольшие овалы с заостренными кончиками и вокруг них - черный контур, напоминающий форму лепестка. В уголках квадрата - черные капельки и маленькие черные кружочки.

Поверх красного контура квадрата проведены черные наклонные и волнистые линии;

- в квадрат с красным контуром на небольшом расстоянии от центра вписаны по диагонали четыре овала с заостренными кончиками и красным контуром, напоминающие форму лепестка. Внутри овала - пересеченные черные штрихи, напоминающие сеточку. Между лепестками - кружочки с черным контуром;

- квадрат с красным контуром разделен на четыре из трех красных линий.

В каждом маленьком квадратике по диагонали от центра большого квадрата помещены черные контуры дуг овала. В середине незаконченного овала - прямая черная линия, которая делит овал пополам;

- в квадрат с красным контуром вписаны два больших креста, состоящие из трех красных линий. Кресты опоясаны такой же красной полосой, и получается множество маленьких треугольников. В каждом треугольнике - черные заштрихованные овалы с небольшими просветами;

- в квадрате с красным контуром посередине вертикально помещен большой овал с красным контуром. Овал заштрихован черными вертикальными и наклонными линиями с большими просветами. В углах квадрата симметрично расположились четыре черных маленьких овала, заштрихованных внутри;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий и как бы опоясан по горизонтали прямой красной полосой из трех линий. В треугольники вписаны черные скобочки;

- в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. Внутри квадратов проведены чередующиеся между собой черные вертикальные волнистые и прямые линии;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий. Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными линиями. В боковые треугольники вписаны овалы, заштрихованные черными наклонными линиями, в уголки вписаны маленькие черные дуги;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий.

Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными прямыми линиями. Квадрат как бы разделен пополам черной прямой горизонтальной линией с загнутыми кончиками.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ Палощелье. Мезенский район. Архангельская область.

Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края. Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т. д.

Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделялись горизонтальными полосами, заполненные геометрическим повторяющимся узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-разному. Геометрические ряды, разделяющие мезенские прялки на три части, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное и округлое и уподоблялась древу жизни.

Упражнения. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ КОНЯ. Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:

- горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; - построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище фигуры коня);

- маленькая скобочка переходит в длинную наклонную линию шеи; - затем к этой линии пририсовывается маленький четырехугольник, напоминающий вместе с дугой "топорик", - это головка коня, рисовать этот элемент с направлением головы влево и вправо; - вертикальная, чуть изогнутая передняя линия шеи (тренируемся в рисовании головки вместе с шеей, направленной влево и вправо);

- рисование ног (напоминают "паучьи лапы", тонкие и длинные извилистые линии);

- рисуем переднюю, заднюю ножки, затем ножки, находящиеся в середине, они напоминают форму вазочки;

- от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ножки. Все эти отдельные упражнения необходимо хорошо отработать. Последовательность рисования фигуры коня ( Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:

- определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

- от каждого конца линии вверх проведем линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник); - пририсовываем наклонную линию для шеи, головку; - из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги; - линии ног, находящихся в середине; - пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий; - голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост - черным; - заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы, у ног (штрихи напоминают "реснички") и уздечкой из двух линий. Последовательность рисования фигуры оленя.

Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:

- определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

- от каждого конца вверх проводим линии с наклоном влево (а у коня наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой линией, получился четырехугольник; - прорисовываем наклонную линию для шеи, голову;

- закругляем заднюю часть туловища;

- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ног, затем линии ног, находящихся в середине;

- рисуем извилистые линии, напоминающие рога оленя.

Голова, шея, туловище расписываются красным цветом. Грива, ноги, "реснички" - черным. Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков. Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей - четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода. Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог.  Фигуры коней, которые изображены в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с оборотной (внутренней "для себя") стороны лопасти прялки. Это кони в черную мелкую клеточку, полосатые (из четырех черных линий), с волнистыми пиниями на туловище и волнистым хвостом. А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки. В нижнем ряду - красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ МЕЗЕНСКОГО ЛЕБЕДЯ -последовательность рисования лебедя:

- определяем высоту фигуры лебедя и посередине проводим горизонтальную линию (все линии проводим очень тонкие, так как это линии построения, и в конце работы убираются); - в нижней части рисуем круг и слева от круга проводим вертикальную линию;

- от верхней горизонтальной линии, касаясь вертикальной линии, заходим в круг большой дугой;

- из этой же точки проводим еще одну дугу, но теперь она ложится на круг, это получилась шейка лебедя;

- слева, чуть выше середины круга, проводим небольшую дугу, этим определим туловище лебедя;

- подрисовываем головку, она похожа на букву "г"; - все линии построения убираем и начинаем работать красками. Красно-коричневые: головка, шея, туловище.

Хвостик - черной краской. Он рисуется снизу вверх тонкой изогнутой линией с примакиванием кисти в конце линии. От основной линии проводятся маленькие пинии "перышек" и заканчиваются скобочками. рудке лебедя прорисовываются маленькие скобочки - "перышки". Внизу туловища - черные лапки в виде капелек.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ВАРИАНТЫ ПТИЦ, УТОЧЕК, ЛЕБЕДЕЙ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ- различные варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи. Здесь причудливые летящие черные птицы в полосочку, клетку, с крыльями и хвостами, напоминающими веточки деревьев. Красные "уточки" и "курочки" изображены в виде овала с черными перышками в виде черточек и скобок, с маленькими замысловатыми головками. И, наконец, красивые, горделивые, грудастые красные лебеди с шикарными хвостами. Птицы, уточки и лебеди мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны.

КОМПОЗИЦИЯ В ПОЛОСЕ.После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе. Композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы. В центре изображено древо жизни, а симметрично ему - кони, вставшие "на дыбы" и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами. Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки заполнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

КОМПОЗИЦИЯ В КВАДРАТЕ. Композиция заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-"метелочки" бегущих коней. Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре "солнца", которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков. Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки. Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

КОМПОЗИЦИЯ В КРУГЕ- две композиции в круге. Одна из них (слева) более старого времени, примерно конца XIX века. Она очень проста в исполнении, но в то же время оригинальна. Большой круг объединяет несколько разных по диаметру кругов с геометрическим орнаментом. Здесь и "солнце" с лучиками в виде спиралек, и овалы, и точки, и прямые и волнистые линии, и большие заштрихованные лепестки со спиральками, похожие на жучков. Другая композиция в круге - современного мастера. В данной композиции маленькая розетка как бы расположена в центре большой. Маленькая розетка представляет собой "солнце" с отходящими от него "лучами". Вокруг нее шесть больших дуг, которые представляют "небеса", а под ними - "древо жизни". Между дугами расположились уточки. Круг большой розетки обрамляют спиральки, создающие движение очень праздничной, нарядной и нежной композиции.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические рекомендации к зачету

Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является презентация. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.