2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Художественная роспись
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Художественная роспись
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 6
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, Доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Художественная роспись
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся практических умений и навыков в области художественной росписи различных изделий декоративно-прикладного искусства и объектов окружающей среды.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
стремление к достижению высокой художественной культуры и эстетического мировоззрения;
1.4
приобретение и расширение знаний об основных технологических приемах художественной росписи;
1.5
освоение терминологического аппарата дисциплины, основных методологических подходов в решении поставленных задач;
1.6
владение всеми основными навыками создания произведений декоративно-прикладного искусства  средствами росписи , способствующего наиболее полному раскрытию возможности личностного потенциала будущего учителя;
1.7
умение использовать полученные знания в своей профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении, анализировать, обобщать и распространять опыт работы коллективов и центров народных художественных промыслов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Академический рисунок
2.1.2
Живопись с основами цветоведения
2.1.3
Обработка конструкционных материалов
2.1.4
Технология художественной обработки дерева
2.1.5
Дизайн объектов труда и интерьера
2.1.6
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.1.7
Методика обучения предмету "Технология"
2.1.8
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.1.9
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"
2.1.10
Основы ландшафтного дизайна
2.1.11
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.12
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.13
Декоративно-прикладное искусство
2.1.14
Композиция в живописи и графике
2.1.15
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.16
Возрастная и педагогическая психология
2.1.17
Технология обработки металла
2.1.18
Общая и социальная психология
2.1.19
Основы черчения и моделирования
2.1.20
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.21
История (история России, всеобщая история)
2.1.22
Концепции современного естествознания
2.1.23
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.24
Перспектива
2.1.25
Философия
2.1.26
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.27
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.1.28
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.1.29
Технологии домашнего хозяйства
2.1.30
Психолого-педагогический практикум
2.1.31
Производственная педагогическая практика
2.1.32
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы композиции и виды орнамента; способы разметки по шаблону и чертежу;
3.1.2
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов и красок;
3.1.3
принципы применения в работе графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок, набросок);
3.1.4
урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
3.1.5
принцип подбора живописного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
3.1.6
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; основные сведения о видах художественной росписи дерева и керамики на территории родного края, их характерные особенности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в материале, составлять композицию росписи и декоративно оформлять ее; экономно расходовать материалы, электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособлениями
3.2.2
решать художественно-творческие задачи выполнения эскизов к росписи;
3.2.3
выполнять копии с работ по видам художественной росписи; использовать народные мотивы в творческой композиции.
3.2.4
создавать импровизации на тему народной художественной росписи;
3.2.5
осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов разных видов росписи; способами отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование
3.3.2
в выполнении простых и сложных элементов художественной росписи; в технологии изготовления основы под роспись;
3.3.3
урочной и внеурочной деятельностью в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
3.3.4
способами  разработки композиционных эскизов для различных видов художественной росписи.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Искусство художественной росписи в России.

 
1.1
Виды художественной росписи. Орнамент. Композиция и цвет в росписи. /Лек/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
1.2
Виды художественной росписи. Орнамент. Композиция и цвет в росписи. /Ср/
Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
 
Раздел 2. Художественная роспись по дереву.

 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.1
Художественные и технические приемы росписей: Вятская и П.-Майданская, Городецкая, Мезенская,Урало-сибирская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Петриковская.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
2.2
Художественные и технические приемы росписей: Вятская и П.-Майданская, Городецкая, Мезенская,Урало-сибирская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Петриковская.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э7

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
 
Раздел 3. Художественная роспись по ткани.

 
3.1
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Ср/
Л2.2

Э7

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
3.2
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Ср/
Л2.2

Э3 Э4 Э7

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
3.3
Батик (холодный, горячий). Выполнение работы в материале /Ср/
Л2.2

Э3 Э4 Э7

30
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
3.4
Виды тканей для росписи. Роспись в интерьере (декорации, занавеси, бра, абажур, чехлы для мебели). Роспись предметов одежды (блузка, юбка, туника, шарф, платок). /Ср/
Л2.2

Э3 Э4 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
 
Раздел 4. Художественная роспись в Татарстане.

 
4.1
Роспись по дереву (татарская "хохлома").  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
4.2
Роспись по ткани с татарским орнаментом(батик). /Ср/
Л2.2

Э3 Э4 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
4.3
Роспись по керамике (актюбинская игрушка, керамика Б.Шубина, Бугульминский фарфор).  /Ср/
Л1.2Л2.2

Э5 Э7

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
4.4
Роспись по керамике. Гжель. /Ср/
Л1.2Л2.2

Э6 Э7

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
 
4.5
/ЗачётСОц/
Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э7

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
6
0
Вопросы для зачёта, творческие работы
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету:

1.Виды художественной росписи.

2.Орнамент, композиция и цвет в росписи.

3.Художественные и технические приемы росписей. Вятская и П.-Майданская.

4.Художественные и технические приемы росписей. Городецкая.

5.Художественные и технические приемы росписей. Мезенская.

6.Художественные и технические приемы росписей. Урало-сибирская.

7.Художественные и технические приемы росписей. Хохломская.

8.Художественные и технические приемы росписей. Федоскинская.

9.Художественные и технические приемы росписей. Северодвинская.

10.Художественные и технические приемы росписей.Петриковская.

11.Виды тканей для росписи.

 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
12.Роспись в интерьере (декорации).

13.Роспись в интерьере (занавеси).

14.Роспись в интерьере (бра).

15.Роспись в интерьере (абажур).

16.Роспись в интерьере (чехлы для мебели).

17.Роспись предметов одежды (блузка).

18.Роспись предметов одежды (юбка).

19.Роспись предметов одежды (туника).

20.Роспись предметов одежды (шарф).

21.Роспись предметов одежды (платок).

22.Роспись по дереву (татарская «хохлома»).

23.Роспись по ткани с татарским орнаментом (батик).

24.Роспись по керамике (актюбинская игрушка).

25.Роспись по керамике (керамика Б.Шубина).

26.Роспись по керамике (Бугульминский фарфор).

Примерный перечень контрольных заданий:

1.Разработка эскиза и росписи на изделие декоративно-прикладного искусства.

2.Выбор техники и материалов.

3.Выполнение росписи на конкретном изделии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Художественная роспись в театрально-декорационном искусстве.

2.История стенных росписей.

3.Художественная роспись в декоративно-прикладном искусстве.

4.Современная художественная роспись.

5.Мезенская роспись.

6. Петриковская роспись.

7. Ракульская роспись.

8. Северодвинская роспись.

9. Кемеровская роспись.

10. Полхов-Майданская роспись.

11.Гжель - роспись по керамике.

12.Городецкая роспись.

13.Хохломская роспись.

14. Шекстинская золоченка.

15.Жостовская роспись.

16.Виды художественных росписей по лакам.

17.Художественная роспись по стеклу.

18. Художественная роспись по ткани.

19. Федоскино.

20. Мстера.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средст представлен в Приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хворостов, Д. А.
Художественная обработка дерева : учебник для вузов / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11129-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444515 : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Ткаченко, А. В.
Художественная керамика : учебное пособие для вузов / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 243 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11133-0 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0313-0 (Изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444724 : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Спекторова, Н. А.
Кемеровская роспись: учебно-методический комплекс/Н.А. Спектрова — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.— 59 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55784.html:  учебно-методический комплекс дисциплины
Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2022
 
Л2.2
Овчарова, Ю.А. 
Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике : монография/ Овчарова Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Прометей, 2022.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24019.html.: монография
Москва: Прометей, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гамов Е.С.
Художественная, защитная и декоративная обработка древесины : методические указания к практическим занятиям п/ Гамов Е.С., Микляев Н.П., Горбунов И.П.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 33 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22945.html: Методические указания к прктическим занятиям 
Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)/smirnova.net[сайт]- URL:http://www.smirnova.net-Текст, изображение: электронные
 
Э2
Загадки узоров русских росписей/Культура РФ:www.culture.ru: [сайт]- URL: https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei -Текст, изображение: электронные
 
Э3
Энциклопедия росписей:[сайт]- URL:https://cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-1-Текст, изображение: электронные
 
Э4
Техника росписи ткани/Идеи вашего дома:[сайт]- URL:https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/aksessuary/tehniki-rospisi-tkani-4057.-Текст, изображение: электронные
 
Э5
Роспись по керамике: теория и практика/Zen Designer: Арт проект творческого коллектива :[сайт]- URL:http://zen-designer.ru/scio/201-rospis-po-keramike-teoriya-i-praktika.-Текст, изображение: электронные
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации к лекциям

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям

Дисциплина «Художественная роспись» включает в себя практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.

В начале изучения дисциплины «Художественная роспись» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.

При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередного занятия по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.

На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у 

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
преподавателя.

Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Зачет включает в себя выполненный практикум заданий. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является презентация. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.

Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум художественно-графических работ. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания является лист формата А4. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.         Методические указания по выполнению Мезенской росписи по дереву.

Упражнения.

РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ

Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии. Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ Палощелье. Мезенский район. Архангельская область, 1926 г. Федотов Григорий Филиппович. Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному "тиской"), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью. Рассмотрим композицию некоторых из них: - в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. По диагонали расположен большой красный лепесток, имеющий форму удлиненного овала с заостренными кончиками. Симметрично лепестку расположены черные спиральки, маленькие кружочки и по две небольшие дуги в уголках квадрата. Эти элементы выполняются более тонко, кисточкой или пером (в старину - глухариным пером); в центре квадрата с красным контуром по диагонали помещен большой крестик, состоящий из трех красных линий. Между полосочками крестика изображены черным цветом небольшие овалы с заостренными кончиками и вокруг них - черный контур, напоминающий форму лепестка. В уголках квадрата - черные капельки и маленькие черные кружочки.

Поверх красного контура квадрата проведены черные наклонные и волнистые линии;

- в квадрат с красным контуром на небольшом расстоянии от центра вписаны по диагонали четыре овала с заостренными кончиками и красным контуром, напоминающие форму лепестка. Внутри овала - пересеченные черные штрихи, напоминающие сеточку. Между лепестками - кружочки с черным контуром;

- квадрат с красным контуром разделен на четыре из трех красных линий.

В каждом маленьком квадратике по диагонали от центра большого квадрата помещены черные контуры дуг овала. В середине незаконченного овала - прямая черная линия, которая делит овал пополам;

- в квадрат с красным контуром вписаны два больших креста, состоящие из трех красных линий. Кресты опоясаны такой же красной полосой, и получается множество маленьких треугольников. В каждом треугольнике - черные заштрихованные овалы с небольшими просветами;

- в квадрате с красным контуром посередине вертикально помещен большой овал с красным контуром. Овал заштрихован черными вертикальными и наклонными линиями с большими просветами. В углах квадрата симметрично расположились четыре черных маленьких овала, заштрихованных внутри;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий и как бы опоясан по горизонтали прямой красной полосой из трех линий. В треугольники вписаны черные скобочки;

- в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. Внутри квадратов проведены чередующиеся между собой черные вертикальные волнистые и прямые линии;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий. Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными линиями. В боковые треугольники вписаны овалы, заштрихованные черными наклонными линиями, в уголки вписаны маленькие черные дуги;

- квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий.

Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными прямыми линиями. Квадрат как бы разделен пополам черной прямой горизонтальной линией с загнутыми кончиками.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ МЕЗЕНСКОЙ ПРЯЛКИ Палощелье. Мезенский район. Архангельская область.

Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края. Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т. д.

Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделялись горизонтальными полосами, заполненные геометрическим повторяющимся узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-разному. Геометрические 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ряды, разделяющие мезенские прялки на три части, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное и округлое и уподоблялась древу жизни.

Упражнения. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ КОНЯ. Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:

- горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; - построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище фигуры коня);

- маленькая скобочка переходит в длинную наклонную линию шеи; - затем к этой линии пририсовывается маленький четырехугольник, напоминающий вместе с дугой "топорик", - это головка коня, рисовать этот элемент с направлением головы влево и вправо; - вертикальная, чуть изогнутая передняя линия шеи (тренируемся в рисовании головки вместе с шеей, направленной влево и вправо);

- рисование ног (напоминают "паучьи лапы", тонкие и длинные извилистые линии);

- рисуем переднюю, заднюю ножки, затем ножки, находящиеся в середине, они напоминают форму вазочки;

- от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ножки. Все эти отдельные упражнения необходимо хорошо отработать. Последовательность рисования фигуры коня ( Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:

- определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

- от каждого конца линии вверх проведем линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник); - пририсовываем наклонную линию для шеи, головку; - из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги; - линии ног, находящихся в середине; - пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий; - голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост - черным; - заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы, у ног (штрихи напоминают "реснички") и уздечкой из двух линий. Последовательность рисования фигуры оленя.

Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:

- определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

- от каждого конца вверх проводим линии с наклоном влево (а у коня наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой линией, получился четырехугольник; - прорисовываем наклонную линию для шеи, голову;

- закругляем заднюю часть туловища;

- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ног, затем линии ног, находящихся в середине;

- рисуем извилистые линии, напоминающие рога оленя.

Голова, шея, туловище расписываются красным цветом. Грива, ноги, "реснички" - черным. Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков. Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей - четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода. Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог.  Фигуры коней, которые изображены в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с оборотной (внутренней "для себя") стороны лопасти прялки. Это кони в черную мелкую клеточку, полосатые (из четырех черных линий), с волнистыми пиниями на туловище и волнистым хвостом. А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки. В нижнем ряду - красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ МЕЗЕНСКОГО ЛЕБЕДЯ -последовательность рисования лебедя:

- определяем высоту фигуры лебедя и посередине проводим горизонтальную линию (все линии проводим очень тонкие, так как это линии построения, и в конце работы убираются); - в нижней части рисуем круг и слева от круга проводим вертикальную линию;

- от верхней горизонтальной линии, касаясь вертикальной линии, заходим в круг большой дугой;

- из этой же точки проводим еще одну дугу, но теперь она ложится на круг, это получилась шейка лебедя;

- слева, чуть выше середины круга, проводим небольшую дугу, этим определим туловище лебедя;

- подрисовываем головку, она похожа на букву "г"; - все линии построения убираем и начинаем работать красками. Красно-коричневые: головка, шея, туловище.

Хвостик - черной краской. Он рисуется снизу вверх тонкой изогнутой линией с примакиванием кисти в конце линии. От основной линии проводятся маленькие пинии "перышек" и заканчиваются скобочками. рудке лебедя прорисовываются маленькие скобочки - "перышки". Внизу туловища - черные лапки в виде капелек.

ВАРИАНТЫ ПТИЦ, УТОЧЕК, ЛЕБЕДЕЙ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ- различные варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи. Здесь причудливые летящие черные птицы в полосочку, клетку, с крыльями и хвостами, напоминающими веточки деревьев. Красные "уточки" и "курочки" изображены в виде овала с черными перышками в виде черточек и скобок, с маленькими замысловатыми головками. И, наконец, красивые, горделивые, грудастые красные лебеди с шикарными хвостами. Птицы, уточки и лебеди мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны.

КОМПОЗИЦИЯ В ПОЛОСЕ.После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе. Композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы. В центре изображено древо жизни, а симметрично ему - кони, вставшие "на дыбы" и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами. 

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки заполнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

КОМПОЗИЦИЯ В КВАДРАТЕ. Композиция заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-"метелочки" бегущих коней. Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре "солнца", которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков. Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки. Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

КОМПОЗИЦИЯ В КРУГЕ- две композиции в круге. Одна из них (слева) более старого времени, примерно конца XIX века. Она очень проста в исполнении, но в то же время оригинальна. Большой круг объединяет несколько разных по диаметру кругов с геометрическим орнаментом. Здесь и "солнце" с лучиками в виде спиралек, и овалы, и точки, и прямые и волнистые линии, и большие заштрихованные лепестки со спиральками, похожие на жучков. Другая композиция в круге - современного мастера. В данной композиции маленькая розетка как бы расположена в центре большой. Маленькая розетка представляет собой "солнце" с отходящими от него "лучами". Вокруг нее шесть больших дуг, которые представляют "небеса", а под ними - "древо жизни". Между дугами расположились уточки. Круг большой розетки обрамляют спиральки, создающие движение очень праздничной, нарядной и нежной композиции.

Методические указания к зачету (с оценкой)

Зачеты (с оценкой) являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по контрольным вопросам  или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

Подготовку к фифференцированному зачету целесообразно начать с обзора литературы, повторения конспектов лекции. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и контрольные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается ответах на вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана. При ответе важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа на экзамене целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При проведении зачета в форме опроса обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30 мин. Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Зачет по дисциплине  включает две процедуры: просмотр с коллегиальным оцениванием преподавателями кафедры учебных работ обучающихся за семестр, а также теоретическая проверка знаний - письменные (либо в форме теста), или устные ответы на контрольные вопросы курса. Студент должен своевременно в течение семестра выполнять практические задания, консультироваться об их качестве с преподавателем, исправлять ошибки.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки 

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.