2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Технология обработки металла
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология обработки металла
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Технология обработки металла
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:формирование навыков в области выбора методов получения и обработки изделий из металла в профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями по теории и практике чтения принципиальных схем технологического оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений,
1.4
освоить  практические навыки разработки и реализации  приемов технологий изготовления изделий из металла, их технико-экономических характеристик и областей рационального применения;
1.5
формировать практические навыки  изготовления изделий из металла с использованием основ технологичности изделий из металла и учетом способов их изготовления и обработки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая и социальная психология
2.1.2
Основы черчения и моделирования
2.1.3
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.4
История (история России, всеобщая история)
2.1.5
Концепции современного естествознания
2.1.6
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.7
Перспектива
2.1.8
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Скульптура и пластическая анатомия
2.2.4
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.2.5
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.6
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.2.7
Основы ландшафтного дизайна
2.2.8
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.9
Художественная роспись
2.2.10
Декоративно-прикладное искусство
2.2.11
Методика обучения предмету "Технология"
2.2.12
Технологии домашнего хозяйства
2.2.13
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.14
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.15
Обработка конструкционных материалов
2.2.16
История изобразительного искусства
2.2.17
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.20
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
техническую терминологию и технологические процессы, связанными с производством художественных изделий из металла;
3.1.2
свойства металлов и их сплавов; их художественные и технологические достоинства и недостатки,
3.1.3
о различных современных механических методах их обработки;
3.1.4
приёмы работы с различными металлами;
3.1.5
способы поэтапной обработки металла на уроках технологии в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
уметь применять навыки работы с металлами при изготовлении изделия;
3.2.2
осуществлять  трансформацию специальных научных знаний в области металлообработки  соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
определенным опытом и навыками ручной художественной обработки металлов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История обработки металлов

 
1.1
Художественная обработка металла в России (XVII в.).Основные способы обработки металла. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.2
Основные виды промыслов художественной обработки металла:   1.Великоустюгское черненое серебро;                            2. Ростовская финифть.3. Красносельский ювелирный промысел. 4. Казаковская филигрань. 5. Мстёрский промысел.             /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э11 Э12 Э14

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.3
Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века). История самородных металлов (золото, серебро, медь). История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.4
История металлообработки в Древнем Египте.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.5
История металлообработки в Древнем Риме. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.6
Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э9 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
1.7
Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
 
Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.1
1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).                            2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).                      3. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э10 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
Собеседование
 
2.2
Группы металлов (щелочные и щелочно-земельные).Строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая химическая связь.Металлическая решётка. Физические свойства металлов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
 
Раздел 3. Производство художественных изделий из металла.

 
3.1
Основные виды производственных процессов (литьё, художественная ковка; прокатка, прессование, волочение;дифовка; чеканка; басма;листовая штамповка; давильные работы; резание; гравирование; чернь; насечка; наводка; филигрань; горячая эмаль; гальванопластика).  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.2
Литье. Классификация (чугунное;

медное;золотое и серебряное). Конструкции и материалы форм (ременные формы – земля, песок;

оболочковые; постоянные – восковые, гипсовые,металлические). Способы литья (центробежное; под давлением; классическое).  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э11 Э12 Э14

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.3
Ковка. Холодная и горячая ковка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.4
Чеканка. Виды чеканки (из листового металла; по оброну или литью;тиснением, басма). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.5
Технология изготовления изделий способом металлопастики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
Реферат; Доклад с презентаций; Вопросы для самоконтроля
 
3.6
Гравировка. Виды гравировки (плокостная, обронная).Травление. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э11 Э12 Э14

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.7
Тиснение по аллюминиевой фольге. Материалы и инструменты. Основные приёмы выполнения. Практическое освоение основных приёмов тиснения.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
3.8
Выполнение алюминиевой рамки методом тиснения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э11 Э12 Э14

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
 
Раздел 4. Сборка и отделка художественных изделий

 
4.1
Сборка художественных изделий (пайка, сварка). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4.2
Механические способы отделки (крацевание; декоративное или отделочное шлифование; голтование; полирование; пескоструйная отделка) /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.3
Металлические и неметаллические покрытия (плакирование; сусальное покрытие; горячее покрытие; металлизация; лаки; краски). /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.4
Химические и электрохимические способы отделки. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э10 Э11 Э12 Э14

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.5
Практическое изучение основных технологических приёмов работы с  металлической проволокой: кручение и гибка; обмотка; вязание, плетение. Изучение декоративных приёмов при отделке изделий и окончательного завершения (шлифовка, полировка и лакировка)  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э11 Э12 Э14

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.6
Выполнение украшения в технике плетения с декоративной отделкой из стекляруса. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э11 Э12 Э14

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.7
Способы декоративной обработки металла (чернение;матирование;

оксидирование).Техники декоративной обработки металла(шлифовка; травление; обработка молотой пемзой;кварцевание). /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э11 Э12 Э14

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.8
Способы украшения изделий из металла:                           1. Филигрань (напайная, эмалированная, объёмная);          2. История филиграни.              3. Зернение              /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э11 Э12 Э14

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.9
Производство ювелирных украшений.Способы обработки драгоценных металлов в ювелирном искусстве.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э14

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2
4
0
 
4.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

36
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

Раздел 1. История обработки металлов

1.Художественная обработка металла в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

2.Великоустюгское черненое серебро.

3.Ростовская финифть.             

4.Красносельский ювелирный промысел.

5.Казаковская филигрань.          

6.Мстёрский промысел.             

7.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

8.История самородных металлов (золото, серебро, медь).

9.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

10.История металлообработки в Древнем Египте.  

11.История металлообработки в Древнем Риме.

12.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

13.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

Вопросы для самоконтроля:

1.С какого века известна металлургия железа в нашей стране?

2.Что включает в себя художественная обработка металла?

3.Какие украшения характерны для Киевской Руси?

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4.В каком веке сложился промысел Великоустюжского чернения по серебру?

5.Особенности черчения в Великом Устюге, отличительные особенности от московских и петербургских мастеров.

6.Назовите основные материалы для изготовления финифти.

7.Назовите разновидности финифти и их отличительные особенности.

8.Назовите центр Красносельского ювелирного промысла.

9.Какой метод лежит в основе филиграни?

10.Назовите основные центы изготовления изделий в технике филиграни.

11.В каком году основался металлический промысел в Казаково?

12.На основе каких русских традиций сложилась Мстерская лаковая миниатюра?

13.Что содержит в себе бронза как сплав?

14. С какого тыс. до н.э. люди научились добывать железо из руды?

15.Назовите общие физические свойства металлов.

16.Назовите общие химические свойства металлов.

17.Назовите один из самых распространённых способов украшения изделий из металлов (В Древней Греции эту технологию называли хризографией).

18.Какой металл был наиболее распространён в Древнем Египте?

19.Из какого металла изготавливали литые изделия в Древнем Египте?

20.Какое дело было связано с металлообработкой в Древнем Риме?

21.Что в основном чеканили итальянские мастера в эпоху Возрождения?

22.Культура какого металла была наиболее распространена в Индии?

Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности.

1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).                         

2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).

3.Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).

4.Группы металлов (щелочные и щелочно -земельные).

5.Строение атомов и кристаллов металлов.

6.Металлическая химическая связь.

7.Металлическая решётка.

8.Физические свойства металлов. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:

1. Металлы и сплавы и их свойства.

2. Художественная обработка металлов в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

3. Великоустюгское черненое серебро.

4. Ростовская финифть.             

5. Красносельский ювелирный промысел.

6. Казаковская филигрань.          

7. Мстёрский промысел.             

8. Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

9. История самородных металлов (золото, серебро, медь).

10. История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

11. История металлообработки в Древнем Египте.  

12. История металлообработки в Древнем Риме.

13. Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

14. Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

15. Коррозия художественных изделий из металлов.

16. Термическая обработка металлов.

17. Чёрные металлы.

18. Цветные металлы.

19. Драгоценные металлы.

20. Литьё.

21. Художественная ковка.

22. Технология чеканки.

23. Басма.

24. Гравирование.

25. Гравюра по металлу.

26. Искусство филиграни.

27. Горячая эмаль.

28. Сборка художественных изделий из металла.

29. Механические способы отделки металлических поверхностей.

30. Металлические и неметаллические покрытия изделий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Технология конструкционных материалов : учебное пособие для академического бакалавриата / М. С. Корытов [и др.] ; под редакцией М. С. Корытова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05729-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441256: учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гончарова, М. А
Строительные материалы [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. А. Гончарова, В. В. Крохотин, Н. А. Каширина. — Электрон. текстовые данные. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 79 c. — 978-5-88247-829-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73090.html: учебное пособие
Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Солнцев, Ю. П. 
Материаловедение [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017. — 783 c. — 978-5-93808-294-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67345.html: учебник для вузов
СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Тиснение по фольгеhttp://mypresentation.ru/presentation/tema_uroka_xudozhestvennaya_obrabotka_metalla_tisnenie_po_folge
 
Э2
Плетение из проволоки своими руками: схемы с описанием https://www.syl.ru/article/204367/new_pletenie-iz-provoloki-svoimi-rukami-shemyi-s-opisaniem
 
Э3
Плетение из проволоки для начинающих: украшения в стиле викингов.http://knittochka.ru/pletenie/pletenie-iz-provoloki.html
 
Э4
Художественнаяобработка металловhttp://www.km.ru/referats/A28A73B83A9342F59802BBE03B3CA729
 
Э5
Художественная обработка металлаhttps://znaytovar.ru/s/Xudozhestvennaya-obrabotka-metal.html
 
Э6
Художественнаяобработка металлов.http://poznayka.org/s31274t1.html
 
Э7
Металлургия Древнего Египта в раннем бронзовом векеhttps://cont.ws/@fenol/368177
 
Э8
Древний мир бронзового литьяhttp://paulus-raul.livejournal.com/13575.html
 
Э9
Эпоха возрождения в Западной Европеhttp://globuss24.ru/doc/yapoha-vozrozhdeniya-v-zapadnoy-evrope
 
Э10
Художественная обработка металла. Цветные металлы и их сплавы.http://bookitut.ru/Khudozhestvennaya-obrabotka-metalla-Czvetnye-metally-i-ikh-splavy.html
 
Э11
Металлическая связь. Свойства металлической связиhttp://studopedia.ru/4_52835_metallicheskaya-svyaz-svoystva-metallicheskoy-svyazi.html
 
Э12
Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire https://e-koncept.ru/2016/56218.htmwrap»
 
Э13
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э14
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Читальный зал: помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-216 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Во всех семестрах курса читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к профессиональной  деятельности .Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

   Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.

  Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

    рактическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине можно рассматривать как тренинг  умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории социальной работы, традиционным и инновационным методам обучения . К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:

1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».

2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.

3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.

4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт  заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.

  

      Методические указания к самостоятельной работе студентов(СРС)

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Во вводной лекции преподаватель доводит до студентов содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание студентов на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине. Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической литературе. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины, категорий, специфической терминологии.

Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы.

    Методические рекомендации к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

    Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора рекомендованных источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

   При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

     Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Оценочные средства лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.