Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Русской и татарской филологии
Учебный план
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ)

Русский язык и Литература 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Учебная
Тип практики
рактика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
3
Продолжительность в часах/неделях
108/2 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Семестр (<Курс>.<Семестр на курсе>)

2(1.2)

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
4
4
4
4
Контактная работа
4
4
4
4
Сам. работа
104
104
104
104
Итого
108
108
108
108
 
Рабочую программу составил(и):
 
,  Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики является приобретение обучающимися первичных профессиональных умений и навыков путем погружения в профессиональную среду,  применение полученных предметных, психолого-педагогических и методических знаний в практической деятельности учителя русского языка и литературы; формирование первичных умений и навыков постановки и решения учебно-исследовательских задач на уроке русского языка и литературы.
Задачами учебной практики являются:
познакомить обучающихся с особенностями учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
познакомить обучающихся с документацией учителя русского языка и литературы, классного руководителя;
организовать общение и взаимодействие с администрацией, психологом, педагогами, классным коллективом и отдельными обучающимися;
развивать у будущего учителя умения организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
способствовать формированию мотивации к осуществлению профессиональной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»;
развивать потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании;
формировать индивидуальный опыт внеучебной воспитательной работы с обучающимися;
формировать умение анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»;
сформировать первичные навыки научно-исследовательской деятельности.
Данные задачи практики направлены на формирование общекультурных, обшепрофессиональных и профессиональных компетенций.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития для формирования гражданской позиции
 
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции
 
 
Уметь
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику сущности патриотизма и гражданской позиции
 
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования патриотизма и  гражданской позиции
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия для формирования патриотизма и гражданской позиции
 
 
Владеть
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции
 
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития, использования основных приемов и техники их анализа, характеристики сущности гражданской позиции
 
навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции
 
 
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
методику оценивания

профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности

 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Уметь
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Владеть
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития для формирования гражданской позиции

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности

профессионально важные качества профессии учителя, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»

психологические приемы изучения личности обучающихся, классного коллектива, анализа учебной и внеучебной деятельности

способы построения межличностных отношений в группах различного возраста

методы психологической и педагогической диагностики

основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области предметов «Русский язык» и «Литература»

Уметь:
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия для формирования гражданской позиции

самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности

определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»

бесконфликтно общаться с различными участниками образовательного процесса

учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные, психологические, индивидуальные особенности обучающихся

осуществлять воспитательную работу в коллективе, максимально используя развивающий потенциал предметов «Русский язык» и «Литература»

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную

анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области предмета «Русский язык» и «Литература»

Владеть:
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции

технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности

навыками анализа профессионально важных качеств профессии учителя и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности

навыками осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

навыками постановки учебно-воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ученического коллектива

навыками использования методов и приемов воспитания средствами предметов «Русский язык» и «Литература»

навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

навыками постановки и решения исследовательских задач в области предмета «Русский язык» и «Литература»

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.В
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
История
1
 
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Социальная психология
1
 
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2
 
Возрастная психология и педагогическая психология
3
 
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
4
 
Педагогические технологии
5
 
Производственная культурно-просветительская практика
6
 
Методология НИРС по филологии
7
 
Методы психолого-педагогического исследования
8
 
Психолого-педагогический практикум
9
 
Производственная летняя педагогическая практика
10
 
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
11
 
Профессиональная этика
12
 
Организация культурно-просветительской деятельности
13
 
Производственная педагогическая практика
14
 
Философия
15
 
Компетентностный подход в обучении русскому языку
16
 
Курсовая работа по русскому языку
17
 
Курсовая работа по литературе
18
 
Производственная  практика научно-исследовательская работа
19
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
20
 
Производственная преддипломная практика
21
 
Основы НИРС  по филологии
22
 
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
23
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Семестр
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный
 
1.1
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.  /Ср/
2
6
ОК-2,ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
 
1.2
Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. /РукПр/
2
1
ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
1
 
Раздел 2. Основной
 
2.1
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы.

Разработка следующих материалов:

-конспекты просмотренных уроков русского языка и литературы  (8 конспектов);

-письменные анализы уроков русского языка (8 письменных анализов уроков);

-конспект /сценарий  внеурочного мероприятия (1 конспект);

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-задание по материалам «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;

-карточка проекта;

-доклад на тему: «Особенности организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО»

/Ср/

2
92
ОК-2,ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
 
2.2
Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием. /РукПр/
2
2
ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
2
 
Раздел 3. Заключительный 
 
3.1
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции /Ср/
2
6
ОК-2,ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости   
Э1,Э2,Э3
 
3.2
Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации. /РукПр/
2
1
ОК-6,ОПК-1,ОПК-3,ПК-7,ПК-11
Л1.1,Л1.2,Л1.3,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э1,Э2,Э3
1
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики – это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру (руководителю практики от университета) отчет по практике.

Структура отчета по прохождению практики:

1.Титульный лист.

2.Рабочий график (план) проведения практики.

3.Дневник практики.

Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.Индивидуальное задание.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых компетенций.

5.Материалы выполненных индивидуальных заданий.

(в зависимости от вида и типа практики например – план-конспекты уроков,  характеристика,  самоанализ урока, разработки и др.).

6. Письменный отчет обучающегося о прохождении практики.

Письменный отчет обучающегося о прохождении практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать анализ своей деятельности в период практики, обобщаются результаты проделанной работы.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
Фонд оценочных средств представлен отдельным документом в приложениии.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный
ОК-2, ОК-6, ОПК-1, ОПК-3, ПК-7, ПК-11
Участие в установочной конференции. Знакомство с базой практики, с администрацией. Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка. Изучение системы учебно-воспитательной работы на базе практики; знакомство с коллективом обучающихся; изучение системы работы педагога,  материально-технического и методического обеспечения.

Организация и проведение установочной конференции. Ознакомление с содержанием РП по данному типу практики, с целью, задачами практики, с пакетом отчетной документации, требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации. Проведение инструктажа по правилам противопожарной безопасности и охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
2
Основной
ОК-2, ОК-6, ОПК-1, ОПК-3, ПК-7, ПК-11
Наблюдение и анализ уроков русского языка и литературы в прикрепленном классе;

изучение методической и научно-методической литературы.

Разработка следующих материалов:

-конспекты просмотренных уроков русского языка и литературы  (8 конспектов);

-письменные анализы уроков русского языка (8 письменных анализов уроков);

-конспект /сценарий  внеурочного мероприятия (1 конспект);

-самоанализ внеурочного мероприятия;

-задание по материалам «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;

-карточка проекта;

-доклад на тему: «Особенности организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО»

Проверка технологических карт зачетных уроков и сценария внеурочного мероприятия. Посещение зачетных уроков и внеурочного мероприятия. Проверка анализов уроков и внеурочного мероприятия. Консультации по выполнению иных  работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

текущий контроль успеваемости   

текущий контроль успеваемости   

 
3
Заключительный 
ОК-2, ОК-6, ОПК-1, ОПК-3, ПК-7, ПК-11
Обобщение материалов практики. Подготовка отчетной документации. Участие в итоговой конференции

Организация и проведение итоговой конференции. Проверка отчетной документации.

текущий контроль успеваемости   

промежуточная аттестация

 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Гац, И. Ю.  Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях  [Электронный ресурс]:2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 . - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 260 с.  – Режим доступа: ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612   
Л1.1
 
Ланин, Б. А.  Методика преподавания литературы :учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 339 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-05383-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/409404. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 
Л1.2
 
Байбородова, Л. В. [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской.  Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии :учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452318. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Бабенко, Н. Г. , Лихина, Н. Е..,Лукьяненко, И. Н. [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко Современный урок русского языка :сборник учебно-методических материалов / Н. Г. Бабенко, Н. Е. Лихина, И. Н. Лукьяненко [и др.] ; под редакцией И. Н. Лукьяненко. – Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. – 126 c. – ISBN 978-5-88874-964-7. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23882.html. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. - 
Л2.1
 
Суртаева, Н. Н.   Педагогические технологии :Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. –  2-е изд., испр. и доп. –  Москва : Издательство Юрайт, 2020. –  250 с. –  (Высшее образование). –  ISBN 978-5-534-10405-9. –  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456296. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.2
 
Загвязинский, В. И.  Теория обучения и воспитания :учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 230 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-9831-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/431921. - Москва : Издательство Юрайт, 2019.. - 
Л2.3
 
 
Методические разработки
 
составитель А. В. Потанина  Методические указания по прохождению учебной практики [Электронный ресурс]:направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили подготовки "Русский язык" и "Литература" : учебно-методическое пособие / составитель А. В. Потанина .— Набережные Челны : НГПУ, 2020 .— 24 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/МУ по прохождению учебной практики_44.03.05 Пед образование_профили Русский язык и Литература_УМП_сост А.В. Потанина_2020_832.pdf>. - Набережные Челны :  "НГПУ", 2020. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. 
Э1
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок»: [сайт]. – Москва, 2015 
Э2
 
Электронная библиотека НГПУ [Электронный ресурс]
Э3
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
1-117, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
1
 
 
1-101, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
2
 
 
1-228, Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.