Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
ции
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3
Э2 Э3 Э4
Э2 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов и задание к экзамену
1. Понятие о педагогических технологиях обучения. Признаки технологии обучения. Со-отношение понятий: педагогическая технология и технология обучения.
2. Классификация современных педагогических технологий
3. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач.
4. Образовательная практика использования передовых педагогических технологий в профессиональной деятельности педагога
5. Характеристика особенностей педагогических технологий, ориентированных на реали-зацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
6. Технологии организации и осуществления педагогического процесса. Формы, методы и технологии организации учебно- воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
7. Технология разработки уроков разного типа в рамках системно-деятельностного подхо-да.
8. Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса (на выбор с учетом профиля подготовки)
10. Технологии оценки учебных достижений обучающихся
11. Технологии дифференцированного обучения. Виды и критерии дифференциации
12. Современные дидактические концепции и теории
13. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходи-мые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
14. Технология проектной деятельности как средство формирования метапредметных об-разовательных результатов обучающихся.
15. Современные модели организации обучения
16. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.. Нормативные документы, регламентирующие образовательные отношения. Основная образовательная программа.
17. Процесс обучения как управление учебной деятельностью обучающихся. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности обучающихся
18. Приемы и технологии мотивации и рефлексии при организации учебной и воспита-тельной деятельности обучающихся.
19. Сущность методов обучения. Классификация методов обучения
20. Теоретические основы технологии развивающего обучения
21. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса
22. Формы организации обучения. Урок как форма обучения. Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы
23. Возможности различных форм организации обучении при использовании технологии индивидуально- дифференцированного подхода в обучении
24. Технологии инклюзивного образования. Особенности проектирования образователь-ного процесса при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
25. Дидактические направления современного образования
26. Основные направления современного обучения
27. Сущность и дидактические характеристики проблемного обучения
28. Технология педагогического контроля и диагностики
29. Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучающимся
30.Сущность личностно-ориентированной технологии обучения как технологии разви-вающего обучения.
31. Общее понятие о дидактических теориях, концепциях и системах, их обусловленность философскими позициями создателей
32. Дидактические теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов)
33. Дидактические теория развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
34. Дидактические теория программированного обучения (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Н.Ф.Талызина)
35. Дидактическая теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский)
36. Дидактическая теория развития познавательного интереса в обучении (Г.И.Щукина)
37. Дидактическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызина)
38. Зарубежные дидактические теории (Д.Дьюи, О.Френе, Вальдорфская школа)
39. Теория личностно-ориентированного обучения
40. Общие основы системно-синергетической теории обучения (Н.М.Таланчук)
41. Концепция личностно-ориентированного обучения (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.)
42. Многомерные классификации методов обучения
43. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала.
44. Функции педагогического процесса. Образовательная, развивающая.
45. Дифференциация и интеграция в учебном процессе
46. Содержание образования. Нормативные документы, определяющие содержание обра-зования.
47. Основная образовательная программа. Характеристика структурных компонентов про-граммы.
48. Отличительные особенности традиционного и деятельностного урока.
49. Типы уроков. Их характеристика.
50. Базовые теории обучения.
51. Современные информационно- коммуникативные технология обучения.
52. Теория проектного обучения
53. Концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)
54. Технология проектного обучения.
55. Дидактическая система как отражение сущности дидактической теории
56. Современные модели организации обучения. Личностно-ориентированное, интегрированное, развивающее обучение.
57. Базовые психолого-педагогические теории обучения.
58. Технология проблемно-модульного обучения
59. Теория компьютеризации обучения (Б.С.Гершунский)
60. Целостный педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития.
технология».
Разработать фрагмент сценария урока с обоснованием выбора технологии и способа ее реализации с конкретной группой обучающихся с обозначенными задачами формирова-ния универсальных учебных действий.
1. Разработайте проект учебного занятия, сценарий урока, образовательного события, (на выбор). Представление
2. Разработайте сценарий урока в соответствии с предложенной темой, планируемыми результатами и возрастом обучающихся (классом). Сценарий должен включать следующие элементы: тема, цель, задачи, этапы, содержание деятельности учителя, содержание деятельности учеников, ожидаемые результаты, технологии обучения, способы контроля и оценки, используемые ИКТ-средства и другие дидактические средства.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются прочтение и анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных
На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей является разбор кейс-задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха,
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.