2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Теория и технология обучения
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технология обучения 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
121
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
121
121
121
121
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Теория и технология обучения 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование  компетентности обучающихся в области теории обучения и педагогических технологий, а также практической готовности к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере образования.
1.2
Задачи:
1.3
раскрыть содержание теоретических основ дидактики
1.4
сформировать общие представления о педагогических технологиях,провести анализ сущностных характеристик современных образовательных технологий
1.5
сформировать базовую систему научных знаний  об организации образовательного процесса на основе изучения современных педагогических концепций,технологий, методов, форм обучения, в том числе выходящих за рамки учебных занятий (проектная деятельность, учебные эксперименты и др.)
1.6
обеспечить формирование у обучающихся  первоначальных умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности с применением конкретных педагогических технологий, в том числе инклюзивные,  необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся
1.7
сформировать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий
1.8
овладеть технологиями оказания адресной помощи  обучающимся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе с особыми образовательными потребностями
1.9
раскрыть содержания и пути становления педагогической технологии учителя в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ациклические виды спорта
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.4
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.5
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.6
Физическая культура и спорт
2.1.7
Циклические виды спорта
2.1.8
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.2
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.2.3
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.4
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.8
Организация внеучебной деятельности
2.2.9
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.2.10
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: Планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
 
ОПК-3.2: Применяет различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.3: Демонстрирует знания форм, методов и технологий организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.4: Применяет различные подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели и задачи учебной и воспитательной деятель-ности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, различные подходы  и технологии организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.1.2
психолого-педагогические технологии индивидуализации и обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.1.3
педагогические основы построения взаимодействия с участниками образовательных отношений
3.1.4
технологии взаимодействия и сотрудничества педагогов и обучающихся в рамках реализации образовательных программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
3.2.2
применять  различные подходы  и технологии организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.3
применять психолого-педагогические технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.4
осуществлять отбор технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.5
планировать  и организовывать деятельность обучающихся в рамках реализации образовательных программ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами формулирования целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся  в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.2
различными подходами  и технологиями организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.3.3
психолого-педагогическими технологиями необходимыми для индивидуализации обучения, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.3.4
приемами отбора  психолого-педагогических технологий, необходимых  для индивидуализации обучения, развития воспитания и развития обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями
3.3.5
навыками планирования и организации деятельности основных участников  образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы процесса обучения. Содержание общего образования

 
1.1
Современные дидактические концепции и теории /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
1.2
Анализ современных дидактических концепций /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.1
2
0
 
1.3
Программно-методическое обеспечение содержания общего образования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.2 ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
1.4
Теоретические основы содержания образования  /Ср/

8
2
0
 
1.5
Анализ нормативных документов. ФГОС ООО. Основная образовательная программа. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-3.1
2
0
 
1.6
Основные тенденции, разновидности и особенности современных направлений обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
 
Раздел 2. Педагогическое управление учебной деятельностью

 
2.1
Современные модели организации обучения /Лек/

2
2
0
 
2.2
Классификация методов и технологий обучения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
 
2.3
Процесс обучения как управление учебной деятельностью обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
2.4
Технологии педагогического контроля. Виды педагогического контроля. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
2.5
Дидактические приемы регуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-7.3 ОПК-3.3
2
0
 
2.6
Теория методов и технологий обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

5
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
0
 
2.7
Технологии диагностики образовательных результатов обучающихс /Ср/

8
2
0
 
2.8
Структура урока в аспекте  разных форм и технологий обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
2.9
Современные технологии и методы организации образовательного процесса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Раздел 3. Педагогические технологии обучения: от теории к практике

 
3.1
Деятельностные технологии  обучения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
3.2
Сценирование уроков на основе применения деятельностных технологий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

4
ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
3.3
Особенности педагогических технологий, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-3.3
2
0
 
3.4
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучающимся в процессе развивающего обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.3
2
0
 
3.5
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуально- дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
3.6
Разработка материалов методического обеспечения образовательного процесса построенного на основе технологии развивающего обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
3.7
Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе. Технологии организации образовательного процесса в инклюзивной среде /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
3.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Перечень вопросов и задание к экзамену

1. Понятие о педагогических технологиях обучения. Признаки технологии обучения. Со-отношение понятий: педагогическая технология и технология обучения.

2. Классификация современных педагогических технологий

3. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач.

4. Образовательная практика использования передовых педагогических технологий в профессиональной деятельности педагога

5. Характеристика особенностей педагогических технологий, ориентированных на реали-зацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

6. Технологии организации и осуществления педагогического процесса. Формы, методы и технологии организации учебно- воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

7. Технология разработки уроков разного типа в рамках системно-деятельностного подхо-да.

8. Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса (на выбор с учетом профиля подготовки)

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
9. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе. Технология индивидуальных образовательных траекторий обучающихся

10. Технологии оценки учебных достижений обучающихся

11. Технологии дифференцированного обучения. Виды и критерии дифференциации

12. Современные дидактические концепции и теории

13. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходи-мые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

14. Технология проектной деятельности как средство формирования метапредметных об-разовательных результатов обучающихся.

15. Современные модели организации обучения

16. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.. Нормативные документы, регламентирующие образовательные отношения. Основная образовательная программа.

17. Процесс обучения как управление учебной деятельностью обучающихся. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности обучающихся

18. Приемы и технологии мотивации и рефлексии при организации учебной и воспита-тельной деятельности обучающихся.

19. Сущность методов обучения. Классификация методов обучения

20. Теоретические основы технологии развивающего обучения

21. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса

22. Формы организации обучения.  Урок как форма обучения. Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы

23. Возможности различных форм организации обучении при использовании технологии индивидуально- дифференцированного подхода в обучении

24. Технологии инклюзивного образования. Особенности проектирования образователь-ного процесса при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

25. Дидактические направления современного образования

26. Основные направления современного обучения

27. Сущность  и дидактические характеристики проблемного обучения

28. Технология педагогического контроля и диагностики

29. Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучающимся

30.Сущность личностно-ориентированной технологии обучения как технологии разви-вающего обучения.

31. Общее понятие о дидактических теориях, концепциях и системах, их обусловленность философскими позициями создателей

32. Дидактические теория  проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов)

33. Дидактические теория  развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)

34. Дидактические теория программированного обучения (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Н.Ф.Талызина)

35. Дидактическая теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский)

36. Дидактическая теория развития познавательного интереса в обучении (Г.И.Щукина)

37. Дидактическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызина)

38. Зарубежные дидактические теории  (Д.Дьюи, О.Френе, Вальдорфская школа)

39. Теория личностно-ориентированного обучения

40. Общие основы системно-синергетической теории обучения (Н.М.Таланчук)

41. Концепция личностно-ориентированного обучения (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.)

42. Многомерные классификации методов обучения

43. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала.

44. Функции педагогического процесса. Образовательная, развивающая.

45. Дифференциация и интеграция в учебном процессе

46. Содержание образования. Нормативные документы, определяющие содержание обра-зования.

47. Основная образовательная программа. Характеристика структурных компонентов про-граммы.

48. Отличительные особенности традиционного и деятельностного урока.

49. Типы уроков. Их характеристика.

50. Базовые теории обучения.

51. Современные информационно- коммуникативные технология обучения.

52. Теория проектного обучения

53. Концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)

54. Технология проектного обучения.

55. Дидактическая система как отражение сущности дидактической теории

56. Современные модели организации обучения. Личностно-ориентированное, интегрированное, развивающее обучение.

57. Базовые психолого-педагогические теории обучения.

58. Технология проблемно-модульного обучения

59. Теория компьютеризации обучения (Б.С.Гершунский)

60. Целостный педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития.

технология».

Разработать  фрагмент сценария урока с обоснованием выбора технологии и способа  ее реализации с конкретной группой  обучающихся с обозначенными задачами формирова-ния универсальных учебных действий.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1. Разработайте проект учебного занятия, сценарий урока, образовательного события, (на выбор). Представление 

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
образовательных продуктов проводится в виде публичной защиты и презентации авторских материалов как индивидуально, так и в творческих группах.  Проект учебного занятия, сценарий урока - разработанный и апробированный автором конспект занятия или урока, составленный с учетом требований ФГОС. Материал может быть представлен в виде технологической карты, плана - конспекта

2. Разработайте сценарий урока в соответствии с предложенной темой, планируемыми результатами и возрастом  обучающихся (классом). Сценарий должен включать следующие элементы: тема, цель, задачи, этапы, содержание деятельности учителя, содержание деятельности учеников, ожидаемые результаты, технологии обучения, способы контроля и оценки, используемые ИКТ-средства и другие дидактические средства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фокин Ю.Г.
Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05712-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493656 : учебное пособие
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ситаров, В. А. 
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488263: учебник 
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н.Г.
Педагогика: учебное пособие / Н. Г. Хакимова. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html.: учебное пособие
Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Инновационные технологии обучения.  Презентация. - URL:  https://present5.com/prezentaciya-prezentaciya-innovacionnye-texnologii-obucheniya/ 
 
Э2
Современные дидактические теории и технологии обучения. Презентация. - URL: http://www.myshared.ru/slide/370906/
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-118 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.5
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.6
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, поскольку слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются  прочтение и анализ  основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные вопросы, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей является разбор кейс-задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. 

 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.