(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
изготовления
изделий из конструкционных материалов.
изготовления
изделий из конструкционных материалов.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
изготовления
изделий из конструкционных материалов.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
изготовления
изделий из конструкционных материалов.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
обработки
изделий из конструкционных материалов.
обработки
изделий из конструкционных материалов. /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
обработки
изделий из конструкционных материалов. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
обработки
изделий из конструкционных материалов. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
Раздел 1. История обработки металлов
1.Художественная обработка металла в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.
2.Великоустюгское черненое серебро.
3.Ростовская финифть.
4.Красносельский ювелирный промысел.
5.Казаковская филигрань.
6.Мстёрский промысел.
7.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).
8.История самородных металлов (золото, серебро, медь).
9.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).
10.История металлообработки в Древнем Египте.
11.История металлообработки в Древнем Риме.
12.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).
13.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.
Вопросы для самоконтроля:
1.С какого века известна металлургия железа в нашей стране?
2.Что включает в себя художественная обработка металла?
3.Какие украшения характерны для Киевской Руси?
4.В каком веке сложился промысел Великоустюжского чернения по серебру?
5.Особенности черчения в Великом Устюге, отличительные особенности от московских и петербургских мастеров.
6.Назовите основные материалы для изготовления финифти.
7.Назовите разновидности финифти и их отличительные особенности.
8.Назовите центр Красносельского ювелирного промысла.
9.Какой метод лежит в основе филиграни?
10.Назовите основные центы изготовления изделий в технике филиграни.
11.В каком году основался металлический промысел в Казаково?
12.На основе каких русских традиций сложилась Мстерская лаковая миниатюра?
13.Что содержит в себе бронза как сплав?
14. С какого тыс. до н.э. люди научились добывать железо из руды?
15.Назовите общие физические свойства металлов.
16.Назовите общие химические свойства металлов.
17.Назовите один из самых распространённых способов украшения изделий из металлов (В Древней Греции эту технологию называли хризографией).
18.Какой металл был наиболее распространён в Древнем Египте?
19.Из какого металла изготавливали литые изделия в Древнем Египте?
20.Какое дело было связано с металлообработкой в Древнем Риме?
21.Что в основном чеканили итальянские мастера в эпоху Возрождения?
22.Культура какого металла была наиболее распространена в Индии?
Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности.
1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).
2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).
3.Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).
4.Группы металлов (щелочные и щелочно -земельные).
5.Строение атомов и кристаллов металлов.
6.Металлическая химическая связь.
7.Металлическая решётка.
8.Физические свойства металлов.
1.Металлы и сплавы и их свойства.
2.Художественная обработка металлов в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.
3.Великоустюгское черненое серебро.
4.Ростовская финифть.
5.Красносельский ювелирный промысел.
6.Казаковская филигрань.
7.Мстёрский промысел.
8.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).
9.История самородных металлов (золото, серебро, медь).
10.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).
11.История металлообработки в Древнем Египте.
12.История металлообработки в Древнем Риме.
14.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.
15.Коррозия художественных изделий из металлов.
16.Термическая обработка металлов.
17.Чёрные металлы.
18.Цветные металлы.
19.Драгоценные металлы.
20.Литьё.
21.Художественная ковка.
22.Технология чеканки.
23.Басма.
24.Гравирование.
25.Гравюра по металлу.
26.Искусство филиграни.
27.Горячая эмаль.
28.Сборка художественных изделий из металла.
29.Механические способы отделки металлических поверхностей.
30.Металлические и неметаллические покрытия изделий.
Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине ТиМИЗО можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:
1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».
2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.
3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию
4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.
Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то студент должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.
В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.
Методические указания к самостоятельной работе студентов(СРС)
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов организуется на основе целей и задач программы курса. Во вводной лекции преподаватель доводит до студентов содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание студентов на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.
1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.
2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине. Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.
3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.
4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у студента знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.
5. Изучение дисциплины ТиМИЗО предполагает со стороны студентов систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.
Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Подготовка курсового проекта по ТиМИЗО осуществляется обучающимся самостоятельно по рекомендациям педагога, по выбранной теме исследования, по требованиям нормоконтроля.
Методические рекомендации к зачету
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки
Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Оценочные средства лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.