2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Обработка конструкционных материалов
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Обработка конструкционных материалов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
90
90
90
90
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н, доцент, Вазиева А.Р.;к.пед.н, старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Обработка конструкционных материалов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование способности осуществлять педагогическую деятельность на основе  знаний о  средствах, приемах, способах и методах для обработки различных материалов, как металлических, так и неметаллических для придания изделиям конструкционной ценности и потребительских свойств; участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, создавая и поддерживая безопасные условия жизнедеятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний средств и методов с основами  и представлениями по теории и практике технологий художественной обработки конструкционных материалов, их технико-экономических характеристик и областей рационального применения для разработки основных и дополнительных образовательных программ;
1.4
формирование умений осуществлять педагогическую деятельность на основе разработки и реализации  приемов отработки принципиальных схем технологического оборудования, оснастки, инструментов и приспособлений для обработки конструкционных материалов в разработке основных и дополнительных образовательных программ;
1.5
формирование  практических  навыков осуществлять педагогическую деятельность с приемами обработки конструкционных материалов с использованием основ технологичности изделий и учетом способов их изготовления и обработки, создавая и поддерживая безопасные условия жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дизайн объектов труда и интерьера
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.1.3
Организация дополнительного образования (по второму профилю)  Техническое творчество
2.1.4
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.1.5
Основы ландшафтного дизайна
2.1.6
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.1.7
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.1.8
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.9
Технологии домашнего хозяйства
2.1.10
Декоративно-прикладное искусство
2.1.11
Композиция в живописи и графике
2.1.12
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.13
Социология
2.1.14
Возрастная и педагогическая психология
2.1.15
Технология обработки металла
2.1.16
Иностранный язык
2.1.17
Общая и социальная психология
2.1.18
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.19
Основы черчения и моделирования
2.1.20
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.21
История (история России, всеобщая история)
2.1.22
Концепции современного естествознания
2.1.23
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.24
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.25
Перспектива
2.1.26
Русский язык и культура речи
2.1.27
Философия
2.1.28
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.29
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.30
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.31
Производственная педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.2.2
Художественная роспись
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2: Оценивает и анализирует риски для жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного происхождения, военных конфликтов; проектирует  безопасный образ жизни для обеспечения устойчивого развития природы и общества; демонстрирует приемы оказания первой помощи 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности и особенности технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.1.2
основы теории и методологии технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.1.3
современные тенденции в технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.1.4
правила безопасности обучающихся и оказания первой помощи, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях;
3.1.5
основные компоненты основной образовательной программы по технологии и программ дополнительного технологического образования обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные возможности и особенности технологии художественной обработки конструкционныхматериалов;
3.2.2
применять различные методологии технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.2.3
применять различные современные тенденции в технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.2.4
обеспечить безопасность обучающихся, оказать первую помощь при возникновении чрезвычайной ситуации;
3.2.5
применять содержание основной образовательной программы по технологии на практике;
3.2.6
разрабатывать содержание дополнительных программ в образовательной области "технология".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологии художественной обработки конструкционных материалов;
3.3.2
навыками практической работы над изготовлением изделий с применением разнообразныхсовременных способов художественной обработки материалов;
3.3.3
разрабатывать различные вариации моделей с учетом возможности их промышленного производства;
3.3.4
навыками оказания первой помощи обучающимся при возникновении чрезвычайной ситуации;
3.3.5
навыками использования основных компонентов основной образовательной программы по технологии на практике.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение.

 
1.1
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий из конструкционных материалов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.2
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий из конструкционных материалов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
1.3
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий из конструкционных материалов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 2. Технология

изготовления

изделий из конструкционных материалов.

 
2.1
Технология

изготовления

изделий из конструкционных материалов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
2.2
Технология

изготовления

изделий из конструкционных материалов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
2.3
Технология

изготовления

изделий из конструкционных материалов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
 
Раздел 3. Технология

обработки

изделий из конструкционных материалов.

 
3.1
Технология

обработки

изделий из конструкционных материалов. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
3.2
Технология

обработки

изделий из конструкционных материалов. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
3.3
Технология

обработки

изделий из конструкционных материалов. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

40
УК-8.2 ОПК-8.1 ОПК-2.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

Раздел 1. История обработки металлов

1.Художественная обработка металла в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

2.Великоустюгское черненое серебро.

3.Ростовская финифть.             

4.Красносельский ювелирный промысел.

5.Казаковская филигрань.          

6.Мстёрский промысел.             

7.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

8.История самородных металлов (золото, серебро, медь).

9.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

10.История металлообработки в Древнем Египте.  

11.История металлообработки в Древнем Риме.

12.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

13.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

Вопросы для самоконтроля:

1.С какого века известна металлургия железа в нашей стране?

2.Что включает в себя художественная обработка металла?

3.Какие украшения характерны для Киевской Руси?

4.В каком веке сложился промысел Великоустюжского чернения по серебру?

5.Особенности черчения в Великом Устюге, отличительные особенности от московских и петербургских мастеров.

6.Назовите основные материалы для изготовления финифти.

7.Назовите разновидности финифти и их отличительные особенности.

8.Назовите центр Красносельского ювелирного промысла.

9.Какой метод лежит в основе филиграни?

10.Назовите основные центы изготовления изделий в технике филиграни.

11.В каком году основался металлический промысел в Казаково?

12.На основе каких русских традиций сложилась Мстерская лаковая миниатюра?

13.Что содержит в себе бронза как сплав?

14. С какого тыс. до н.э. люди научились добывать железо из руды?

15.Назовите общие физические свойства металлов.

16.Назовите общие химические свойства металлов.

17.Назовите один из самых распространённых способов украшения изделий из металлов (В Древней Греции эту технологию называли хризографией).

18.Какой металл был наиболее распространён в Древнем Египте?

19.Из какого металла изготавливали литые изделия в Древнем Египте?

20.Какое дело было связано с металлообработкой в Древнем Риме?

21.Что в основном чеканили итальянские мастера в эпоху Возрождения?

22.Культура какого металла была наиболее распространена в Индии?

Раздел 2. Металлы применяемые в художественной промышленности.

1.Чёрные металлы (железо, чугун, сталь).                         

2.Цветные металлы (медь, аллюминий, никель, цинк, свинец, олово и др.).

3.Драгоценные металлы (золото, серебро, платина).

4.Группы металлов (щелочные и щелочно -земельные).

5.Строение атомов и кристаллов металлов.

6.Металлическая химическая связь.

7.Металлическая решётка.

8.Физические свойства металлов. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1.Металлы и сплавы и их свойства.

2.Художественная обработка металлов в России (XVII в.). Основные способы обработки металла.

3.Великоустюгское черненое серебро.

4.Ростовская финифть.             

5.Красносельский ювелирный промысел.

6.Казаковская филигрань.          

7.Мстёрский промысел.             

8.Роль металлов в развитии истории человечества (медный, бронзовый и железный века).

9.История самородных металлов (золото, серебро, медь).

10.История металлов из руды (ртуть, олово, свинец, железо).         

11.История металлообработки в Древнем Египте.  

12.История металлообработки в Древнем Риме.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
13.Искусство чеканки в эпоху Возрождения (Западная Европа).

14.Чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

15.Коррозия художественных изделий из металлов.

16.Термическая обработка металлов.

17.Чёрные металлы.

18.Цветные металлы.

19.Драгоценные металлы.

20.Литьё.

21.Художественная ковка.

22.Технология чеканки.

23.Басма.

24.Гравирование.

25.Гравюра по металлу.

26.Искусство филиграни.

27.Горячая эмаль.

28.Сборка художественных изделий из металла.

29.Механические способы отделки металлических поверхностей.

30.Металлические и неметаллические покрытия изделий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Солнцев, Ю. П. 
Материаловедение [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017. — 783 c. — 978-5-93808-294-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67345.html: учебник для вузов
СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017
 
Л1.2
Технология конструкционных материалов : учеб. пособие для СПО / М. С. Корытов [и др.] ; под ред. М. С. Корытова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06680-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/tehnologiya-konstrukcionnyh-materialov-441335: учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Технология обработки материалов : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Б. Лившиц [и др.] ; ответственный редактор В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04858-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439025 : учебное пособие для бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.4
Технология металлов и сплавов : учебное пособие для академического бакалавриата / ответственный редактор А. П. Кушнир, В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11934-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446457 :  учебное пособие для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гончарова, М. А
Строительные материалы [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. А. Гончарова, В. В. Крохотин, Н. А. Каширина. — Электрон. текстовые данные. — Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 79 c. — 978-5-88247-829-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73090.html: учебное пособие
Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Лившиц, В.Б.
Технология обработки материалов : учеб. пособие для вузов / В. Б. Лившиц [и др.] ; отв. ред. В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04858-2 — Режим доступа :  https://urait.ru/bcode/454204: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт,  2020
 
Л2.3
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Г. П. Фетисов [и др.] ; под ред. Г. П. Фетисова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09896-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/materialovedenie-i-tehnologiya-materialov-v-2-ch-chast-1-442414: учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.4
Материаловедение и технология материалов. В 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / Г. П. Фетисов [и др.] ; под ред. Г. П. Фетисова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09897-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/materialovedenie-i-tehnologiya-materialov-v-2-ch-chast-2-442415: учебник
Москва : Издательство Юрайт,  2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Технология конструкционных материалов : учебное пособие для академического бакалавриата / М. С. Корытов [и др.] ; под редакцией М. С. Корытова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05729-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441256: учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Художественнаяобработка металловhttp://www.km.ru/referats/A28A73B83A9342F59802BBE03B3CA729
 
Э2
Металлическая связь. Свойства металлической связиhttp://studopedia.ru/4_52835_metallicheskaya-svyaz-svoystva-metallicheskoy-svyazi.html
 
Э3
Художественная обработка металла. Цветные металлы и их сплавы.http://bookitut.ru/Khudozhestvennaya-obrabotka-metalla-Czvetnye-metally-i-ikh-splavy.html
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э5
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

   Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и на зачете.

  Методические указания к практическим (семинарским) занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое (семинарское) занятие в вузе – форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Практические занятия по дисциплине ТиМИЗО можно рассматривать как тренинг педагогических умений, особую форму творческой работы, позволяющую к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания по теории преподавания ИЗО, традиционным и инновационным методам обучения искусству на уроке. К теме каждого практического занятия даётся план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной литературы. Работу следует организовать в такой методической последовательности:

1.Прочтение рекомендованных глав учебника. Ознакомление с остальной рекомендованной литературой из обязательного списка. Чтение и анализ каждого источника (документа). При работе с каждым источником надо ответить для себя на следующие вопросы: а) какая дается педагогическая позиция в данном сообщении?; б) какое место эти автор(ы) занимали в науке?; в) как мы должны использовать указанный педагогический опыт?; г) каковы причины различного отношения к данным сведениям; д) следует уяснить значение тех незнакомых терминов. Выводы из анализа текста должны делаться самостоятельно, студенту необходимо составить план своего выступления и выделить те его принципиально значимые части, которые необходимо дать «под запись».

2.Подготовка ответов на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из текста. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам. Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных исторических явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках. Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). Для наглядности сообщения необходимо приготовить презентацию.

3.Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. На практическом (семинарском) занятии приветствуется любая форма вовлечённости обучающихся: участие в обсуждения, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
проблемы.Ответ докладчика на практическом занятии сопровождается подготовленной им презентацией.

4.Оценивается ответ на практическом занятии с позиции того, как полно и глубоко раскрыт  заданный вопрос, какова логика мысли, самостоятельность выводов.

Если в ходе практического занятия изучается раздел, связанный с проведением урока, то студент должен составить конспект урока по каждому виду учебной работы.Конспект урока готовится по указанному переподавателем образцу. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометража. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами наглядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах – конспектах урока необходимо опираться на требования ФГОС.

  Методические указания к самостоятельной работе студентов(СРС)

  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов организуется на основе целей и задач программы курса. Во вводной лекции преподаватель доводит до студентов содержание программы курса, указывает, что должны знать и уметь выпускники университета по данной дисциплине, приводит основную и дополнительную литературу для самостоятельной работы по курсу. Кроме того, преподаватель обращает внимание студентов на изучение литературы при проведении всех видов занятий, указывая авторов, наименование, издательство и год издания источников, которые необходимо изучить самостоятельно. Успешное овладение основами профессии учителя ИЗО, предусмотренное учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендацией.

1. Обучающемуся следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Обучающийся должен изучать рекомендуемую литературу по дисциплине. Необходимо использовать следующую литературу: учебники, учебные и учебно-методические пособия; монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, изложенных в журналах и Интернет-ресурсах, приведенных ниже, представляющие эмпирический материал. Справочная литература – энциклопедии по визам искусства, тематические руководства, терминологические справочники, раскрывающие категориально понятийный аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что педагогическая наука невозможна без практики, поэтому необходимо обращаться к методической школьной литературе, учебным программам по ИЗО. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания дисциплины, категорий педагогики искусства ее специфической терминологии.

4. Абсолютное большинство проблем обучения ИЗО рассматривается в связи с принятием нового ФГОС, что предполагает у студента знаний требований стандарта в области структуры урока ИЗО и необходимых школьнику УУД.

5. Изучение дисциплины ТиМИЗО предполагает со стороны студентов систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития школьного образования применительно к области «Искусство», научно-методических изысканий в этой сфере с целью накопления фактического материала.

Контроль самостоятельной работой студентов преподавателем осуществляется на практических занятиях, привлекая студентов к решению педагогических вопросов и учебных задач, предлагая к выполнению тесты промежуточного и итогового контроля, нескольких вариантам. Учитывая подготовленность того или иного студента преподаватель может поставить перед ним задачу по более углубленному изучению проблемы. Подготовка курсового проекта по ТиМИЗО осуществляется обучающимся самостоятельно по рекомендациям педагога, по выбранной теме исследования, по требованиям нормоконтроля.

    Методические рекомендации к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

    Методические указания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Оценочные средства  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости  лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.