2022-2023_44_03_05 РЯиЛ 132 гр__plx_Организация внеучебной деятельности_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеучебной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Краснова Е.Л. _________________
 
 
Организация внеучебной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель  освоения дисциплины  - теоретическая и практическая подготовка обучающихся к выполнению профессиональных  трудовых  действий на основе знаний структуры и сущности воспитательного процесса во внеучебной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики с использованием психолого-педагогических технологий и социального взаимодействия, необходимых  для индивидуализации  и выполнения профессиональных задач в рамках реализации образовательных программ
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о технологиях  разработки  воспитательных программ в условиях внеучебной деятельности обучающихся,  о  способах  организации сотрудничества,  командности, индивидуализации обучения, развития, воспитания детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями;
1.4
формирование готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
1.5
формирование готовности  к реализации воспитательных  программ на основе первоначальных умений и навыков осуществления  социального взаимодействия и реализации своей роли в команде
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1.2
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.3
Социология
2.1.4
Возрастная и педагогическая психология
2.1.5
Образовательное право
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Теория и технология обучения
2.1.8
Учебная практика по получению первичных навыков ведения образовательной деятельности по предметам: "Русский язык" и "Литература"
2.1.9
Правоведение
2.1.10
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.11
Теория и технология  воспитания
2.1.12
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.13
Учебная ознакомительная практика
2.1.14
Учебная ознакомительная практика по профилю
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.3
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.4
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
2.2.8
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе
2.2.9
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.2.10
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.2.11
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
ОПК-1.3: Организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
ОПК-1.4: Выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: Планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации образовательного процесса  и формирования образовательной среды в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.1.2
основы психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3.1.3
основы планирования и организации деятельности в рамках реализации образовательных программ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять обмен информацией с другими членами команды, осуществлять презентацию результатов работы команды;
3.2.2
осуществлять выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией обучающихся (в зависимости от целей подготовки);
3.2.3
строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.2.4
организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.2.5
организовать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.2.6
применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3.2.7
планировать и организовать деятельность участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления обмена информацией с другими членами команды и  презентации результатов работы команды;
3.3.2
опытом построения образовательных отношений в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.3
навыками организации образовательной сред в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками организации образовательного процесса в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности;
3.3.5
опытом применения психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
3.3.6
опытом планирования и организации деятельности участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.
 
стр. 5
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Нормативно-правовые и методологические основы организации внеучебной деятельности 

 
1.1
Сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.2 ОПК-1.4
6
0
 
1.2
Нормативные правовые основы организации внеучебной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
1.3
Нормативные правовые основы организации внеучебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

6
ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
1.4
Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.4
6
0
 
1.5
Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.4
6
0
 
1.6
Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-1.4
6
0
 
1.7
Содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности в области научно-познавательной, физкультурно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
1.8
Структура,условия и средства внеучебной деятельности.

Социальная обусловленность цели внеучебной деятельности в условиях реализации ФГОС

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

8
ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
1.9
Методическое и материально- техническое обеспечение курса внеурочной деятельности. Моделирование программы курса внеурочной деятельности. Специфика проведения мероприятий во

внеурочное время  

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
1.10
Методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности. Моделирование программы курса внеурочной деятельности. Специфика проведения мероприятий во

внеурочное время /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

6
ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
Раздел 2. Технология организации внеучебной деятельности

 
2.1
Методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности: целеполагание,  планирование,  реализация,  контроль  и анализ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.3 ОПК-1.4
6
0
 
2.2
Документация учителя при организации внеурочной деятельности:рабочие программы, учебно-тематические планы по внеурочной деятельности и требования к их разработке. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-1.3 ОПК-1.4 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
2.3
Анализ и разработка программ внеучебной

деятельности /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э5 Э6

2
УК-3.3 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-1.4 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
2.4
Анализ и разработка программ внеучебной

деятельности /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э5 Э6

8
УК-3.3 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-1.4 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
2.5
Особенности общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
УК-3.3 УК-3.4 ОПК-1.2 ОПК-6.3
6
0
 
2.6
Анализ внеурочных мероприятий и занятий. Требования к анализу внеурочных мероприятий и занятий. Схемы и алгоритмы анализа. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

2
УК-3.3 УК-3.4 ОПК-1.2 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
2.7
Анализ внеурочных мероприятий и занятий. Требования к анализу внеурочных мероприятий и занятий. Схемы и алгоритмы анализа. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6

8
УК-3.3 УК-3.4 ОПК-1.2 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
2.8
Проектирование программы внеучебной

деятельности /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-3.3 УК-3.4 ОПК-1.2 ОПК-6.3 ОПК-7.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Сущность внеучебной деятельности.

2. Особенности внеучебной и внеурочной деятельности.

3. Основные задачи программы внеучебной деятельности.

4. Структура и принципы проектирования внеучебной деятельности.

5. Роль теории досуговой деятельности в педагогической работе.

6. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

7. Организация внеурочной деятельности обучающихся в школе.

8. Нормативно-правовые и требования ФГОС для различных ступеней образования для организации внеучебной деятельности обучающихся.

9. Формы и виды внеучебной деятельности.

10. Направления внеучебной деятельности.

11. Модели  внеурочной деятельности.

12. Отбор программ по внеучебной деятельности в соответствии с построенной моделью.

13. Базовая организационная модель реализации внеучебной деятельности.

14. Основные направления внеучебной деятельности.

15. Содержание досуга и методы его организации.

 
стр. 7
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
16. Сущность понятий «досуг» и «метод».

17. Основные формы организации досуга.

18. Раскрыть общие положения и задачи внеучебной программы на примере летнего  лагеря.

19. Функции рабочей программы внеучебной деятельности.

20. Содержание и структура программы внеучебной деятельности.

21. Алгоритм подготовки и проведения массового мероприятия (праздника, конкурсно-игровой программы, коллективно-творческого дела).

22. Примерная  программа кружковой работы с детьми и подростками.

23. Создание клубного объединения для подростков.

24. Картотека подвижных игр, игр на знакомство  и командообразование,  игры в помещении,  игры на свежем воздухе для детей и подростков.

25. Примерная программа работы с отрядом на смену.

26. Примерная схема оформления отрядного уголка.

27. Сценарий проведения отрядного вечера знакомств в летнем лагере.

28. Алгоритм подготовки и проведения творческого конкурса для детей и подростков.

29.Система, формы, модели и этапы организации внеучебной деятельности.

30.Педагогические требования к организации внеучебной деятельности

Задания:

1. Разработайте алгоритм подготовки и проведения массового мероприятия (праздника, конкурсно-игровой программы, коллективно-творческого дела).

2. Составьте примерную программу кружковой работы с детьми и подростками, включающую пояснительную записку, планируемые результаты, список материально-технического обеспечения.

3. Составьте план создания клубного объединения для подростков.

4. Составьте картотеку подвижных игр, игр на знакомство  и командообразование,  игры в помещении,  игры на свежем  воздухе для детей и подростков.

5. Составьте примерную программу работы с отрядом на смену.

6. Разработайте примерную схему оформления отрядного уголка.

7. Составьте сценарий проведения отрядного вечера знакомств в летнем лагере.

8. Разработайте алгоритм подготовки и проведения творческого конкурса для детей и подростков.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1. Организационные модели внеучебной деятельности.

2. «Эстетическое развитие», «культурное развитие» современных  подростков.

3. Познавательная деятельность обучающихся основной школы.

4. Основные направления внеучебной деятельности по ФГОС.

5. Виды, направления, содержание внеучебной деятельности.

6.Система, формы, модели и этапы организации внеучебной деятельности.

7.Педагогические требования к организации внеучебной деятельности.

8. Способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся.

9. Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся.

10. Мониторинг эффективности внеучебной деятельности.

11. Технологии проектирования образовательных программ внеучебной деятельности.

12. Проектирование, организация и анализ внеучебных мероприятий и занятий.

13. Результативность воспитательного процесса внеучебной деятельности.

14.Содержание досуга и методы его организации.

15. Основные формы организации досуга.

16. Функции социально-культурной деятельности.

17. Цели, задачи,  формы, функции рабочей программы внеучебной деятельности.

18. Виды художественного творчества во внеурочное время.

19. Техническое творчество во внеурочное время

20. Содержание и структура программы внеучебной деятельности.

21. Требования ФГОС для различных ступеней образования для организации внеучебной деятельности обучающихся.

22. Организация лагерной смены как формы внеучебной деятельности.

23. Модели  внеурочной деятельности.

24. Результаты и методы диагностики внеучебной деятельности  по  ФГОС.

25. Кружковая работа как одна из форм внеучебной работы.

26. Клубное объединение как одна из форм внеучебной работы.

27. Секция,  студия как одна из форм внеучебной работы

28. Научное общество как одна из форм внеучебной работы

29. Игра,  соревнование,  турнир как форма внеучебной работы

30. Слет,  фестиваль,  конференция как форма внеучебной работы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
стр. 8
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л. В.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452319 
Москва : Издательство Юрай, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Щуркова, Н. Е.
Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453382
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Бахтигулова, Л. Б. 
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452319
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина, А.М.
Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / сост. А.М. Сафина, Р.Р. Хуснутдинова, Г.М. Хафизова, Л.В. Рахматуллина, М.М. Гумерова; под ред. А.М. Сафиной .— Н.Челны : НГПУ, 2019 .— 55 с. — Электронная версия печатной публикации.URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике_Сафина АМ.pdf
, Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учебный фильм по организации внеучебной творческой деятельности URL:https://www.youtube.com/watch?v=_LPQ-FPOHhc 
 
Э2
Культурно-досуговая деятельность как эффективное ср-во развития личности | Видеолекции URL: https://www.youtube.com/watch?v=VaM3s-pxu7I
 
Э3
Организация самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся  URL: https://www.youtube.com/watch?v=RZS25E43Ocs
 
Э4
Обучение решению задач на смекалку в учебной и внеучебной деятельности по УМК Г К Муравина, О В  URL: https://www.youtube.com/watch?v=aZtfvPpDXJs
 
Э5
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 9
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 10
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 11
УП: 44.03.05 РЯиЛ 132 гр..plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.