2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Дизайн объектов труда и интерьера
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дизайн объектов труда и интерьера
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
66
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
66
66
66
66
Кoнтактная рабoта
66
66
66
66
Сам. работа
78
78
78
78
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Дизайн объектов труда и интерьера
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся способности творческого подхода к организации педагогической деятельности на основе знаний  жилой среды, дизайна интерьера,  организациии пространства, навыков проектирования жилого и общественного интерьера  с учетом межкультурного разнообразия стилей общества.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний, методов и средств к организации педагогической деятельности по современным концепциям проектирования пространственной среды, а также по основным художественным направлениям развития дизайна интерьера;
1.4
формирование умений творческого осмысления к организации педагогической деятельности , структуры и системных особенностей внутренних пространств, возможностей их компоновки, художественной гармонии и взаимосвязей;
1.5
формирование навыков организации педагогической деятельности, проектирования  и реализации  в современном концептуально-дизайнерском  проектировании с учетом уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы ландшафтного дизайна
2.1.2
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.1.3
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.1.4
Технологии домашнего хозяйства
2.1.5
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.1.6
Декоративно-прикладное искусство
2.1.7
История дизайна
2.1.8
Композиция в живописи и графике
2.1.9
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.10
Основы дизайна
2.1.11
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Технология обработки металла
2.1.14
Организация дополнительного образования (по первому профилю)
2.1.15
Художественно-творческая деятельность
2.1.16
Основы черчения и моделирования
2.1.17
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.18
Искусство народов Поволжья
2.1.19
История изобразительного искусства РТ
2.1.20
Перспектива
2.1.21
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"
2.1.22
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.23
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.24
Социология
2.1.25
Возрастная и педагогическая психология
2.1.26
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.27
Общая и социальная психология
2.1.28
История (история России, всеобщая история)
2.1.29
Концепции современного естествознания
2.1.30
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.31
Учебная ознакомительная практика
2.1.32
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.33
Философия
2.1.34
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.1.35
История дизайна
2.1.36
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Искусство национального костюма
2.2.2
Искусство современного костюма
2.2.3
Оформление сцены
2.2.4
Театральные декорации
2.2.5
Технология художественной обработки дерева
2.2.6
Художественная  обработка конструкционных материалов
2.2.7
История изобразительного искусства
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Художественная роспись
2.2.10
Обработка конструкционных материалов
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.13
2.2.14
Искусство современного костюма
2.2.15
Оформление сцены
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие принципы планирования и обустройства жилища;
3.1.2
принципы восприятия пространства и цвета человеком;
3.1.3
общие принципы планировки и декорирования жилища.
3.1.4
культурные  особенности и традиции различных социальных и национальных групп
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
создавать дизайн-объекты в различных сферах дизайна, используя методику дизайн-проектирования
3.2.2
использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования для дальнейшего использования в дизайне интерьера и компьютерной графики
3.2.3
создавать дизайн-проект интерьера (основы)
3.2.4
применять правила светотени для создания реалистичного изображения объектов
3.2.5
создавать наглядные изображения (аксонометрия, перспектива) объектов дизайна
3.2.6
строить перспективу интерьера
3.2.7
определять свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
3.2.8
находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с графическими редакторами; техниками рисунка, технологиями работы с различного рода источниками информации, (аудио, видео и др.).
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.

Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды

 
1.1

Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
1.2

Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
1.3

Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
 
Раздел 2. История стилей и художественных направлений в искусстве оформления интерьера

 
2.1
История стилей и художественных направлений в искусстве оформления интерьера /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
2.2
История стилей и художественных направлений в искусстве оформления интерьера /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
2.3
История стилей и художественных направлений в искусстве оформления интерьера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
 
Раздел 3. Общие принципы планирования и обустройства жилища

 
3.1
Общие принципы планирования и обустройства жилища /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
3.2
Общие принципы планирования и обустройства жилища /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
3.3
Общие принципы планирования и обустройства жилища /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
 
Раздел 4. Введение в курс создания эскизного проекта оформления интерьера помещения

 
4.1
Введение в курс создания эскизного проекта оформления интерьера помещения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
4.2
Введение в курс создания эскизного проекта оформления интерьера помещения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4.3
Введение в курс создания эскизного проекта оформления интерьера помещения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

28
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
 
Раздел 5. Особенности оформления интерьеров помещений

 
5.1
Особенности оформления интерьеров помещений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
5.2
Особенности оформления интерьеров помещений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
5.3
Особенности оформления интерьеров помещений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

38
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2 УК-6.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1.Специфические особенности форм дизайнерской деятельности.

2.Влияние выбора средств проектирования на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.

3.Дизайн –как специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно –пространственной среды.

4.Виды декорирования интерьеров.

5.Визуальные средства коммуникации.

6.Основные средства графического изображения в формировании предметно –пространственной среды.

7.Роль монументально –декоративного искусства в общекультурном процессе.

8.Традиционные и современные монументально –декоративные средства в организации пространственной композиции.

9.Основы художественного языка монументально –декоративного искусства.

10.Стилизация в дизайне.

11.Анализ выразительных средств организации пространств.

12.Анализ предметно –пространственной среды в различных видах дизайна.

13.Пространственная графика -как особая форма суперграфики.

14.Роль шрифтовых и абстрактно –декоративных композиций, суперграфики, арт –дизайна, декоративной организации пространственных структур.

15.Специфика применения визуальных коммуникаций и декоративных решений в интерьере и экстерьере.

16.Средовые системы различного ранга и степени сложности.

17.Функционально –образное единство средовых объектов и систем.

18.Мобильные средовые объекты.

19.Типы классификации средовых объектов.

20.Интерьер как внутреннее архитектурное пространство (размеры, формы, конструкции, декор внутреннего пространства).

21.Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи.

22.Интерьер как среда обитания человека.

23.Правила использования инструментов и материалов в творческой работе.

24.Многовариативные композиционные решения творческой работе.

25.Художественная обработка материала (в зависимости от поставленной задачи).

26.Процесс декорирования –как завершающий этап работы над творческой композицией.

Примерный перечень заданий:

1. Изложение проектной концепции квартиры площадью 20 кв.м. для молодой пары.

2.Изложение проектной концепции квртиры площадью 40 кв.м. для молодой семейной пары.

3. Изложение проектной концепции малогабаритной квартиры в чердачном этаже площадью 48 кв. м.

4.Изложение проектной концепции в мансарде площадью 50 кв. м для молодой семейной пары.

5.Изложение проектной концепции панельной квартиры площадью 60 кв.м. для молодой пары.

6.Изложение проектной концепции дачного домика с участком и пристройкой на площади 60 кв.м. для молодой семейной пары.

7.Изложение проектной концепции квартиры площадью 70 кв.м. для молодой семейной пары.

8.Описание по иллюстрациям интерьеров различных стилей (расположение элементов и деталей в порядке их важности с точки проявления стиля). 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1. Архитектура и материальная культура Древнего Египта.

2. Архитектура и материальная культура Древней Греции.

3. Архитектура и материальная культура Древнего Рима.

4. Архитектура и мебель раннего средневековья (Романская эпоха). Формирование романского стиля.

5. Готическая архитектура. Мебельное искусство и дома.

6. Архитектура и мебельное искусство Европейского Возрождения.

7. Архитектура и мебельное искусство Венгерского Возрождения.

8. история перспективного изображения.

9. Архитектура, мебельное искусство и принципы создания интерьеров эпохи барокко.

10 История применения цвета в дизайне интерьера жилых и общественных помещений.

11. Отличитеьные черты стиля рококо, характерная мебель и принципы создания интерьеров.

12. Классицизм: архитектура, мебель, дизайн интерьера жилищ.

13. Характерные особенности стилей ампир и видермайер, мебельное искусство и дизайн жилища.

14. Историзм и эклектизм в искусстве и архитектуре XIX века.

15. Влияние промышленной революции 18-19 вв. на материальную культуру, фирменный стиль мебели Тоне: история создания и пластические особенности.

16. Художественные устремления, архитектура, мебель и интерьеры на стыке 19-20 вв. Стиль модерн.

17. Стиль "Арт-деко" и его основные признаки в дизайне мебели и интерьеров.

18. Признаки и стили художественного направления модернизм в архитектуре и дизайне мебели первой половины 20 века.

19. Баухауз дизайнерская школа нового типа.

20. Стили и тенденции развития материальной культуры на примерах дизайна мебели. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова, Л.В.
Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] : учебник /Л.В.Шокорова. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. - ISBN 978-5-534-09988-1. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2 : учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Музалевская Ю.Е
Дизайн-проектирование: методы творческого исполнения дизайн-проекта : учебное пособие/ Музалевская Ю.Е.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 73 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83264.html
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лаврентьев А.Н.
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для СПО / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11512-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445451 : Учебник и практикум для вузов
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Литвина, Т. В. 
Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444485 : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Королева Л.Ю.
Дизайн объектов труда и интерьера.: методические указания к выполнению практических работ/ — Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016.— 16 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61844.html.
Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Э1
Профессиональное сообщество рекламистов и дизайнеров: [сайт].- URL:http://www.adcrussia.ru (дата обращения 20.08.2018).– Текст: электронный.
 
Э2
Интернет-сообщество дизайнеров ( дизайн интерьера и архитектура, графический и компьютерный дизайн, дизайн одежды, промышленный дизайн и др.): [сайт]. -  URL:http://www.novate.ru (дата обращения 20.08.2018).– Текст: электронный.
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-103 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор,

доска, учебно-наглядные пособия.

 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям:

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе   семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Методические указания к самостоятельной работе:

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Требования к содержанию рефератов:

- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;

- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно,но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической,событийной и др.)

- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общноститочек зрения или по научным школам;

- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ роцедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.