Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды
Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Введение. Дизайн как художественное проектирование эстетического облика среды /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету:
1.Специфические особенности форм дизайнерской деятельности.
2.Влияние выбора средств проектирования на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.
3.Дизайн –как специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно –пространственной среды.
4.Виды декорирования интерьеров.
5.Визуальные средства коммуникации.
6.Основные средства графического изображения в формировании предметно –пространственной среды.
7.Роль монументально –декоративного искусства в общекультурном процессе.
8.Традиционные и современные монументально –декоративные средства в организации пространственной композиции.
9.Основы художественного языка монументально –декоративного искусства.
10.Стилизация в дизайне.
11.Анализ выразительных средств организации пространств.
12.Анализ предметно –пространственной среды в различных видах дизайна.
13.Пространственная графика -как особая форма суперграфики.
14.Роль шрифтовых и абстрактно –декоративных композиций, суперграфики, арт –дизайна, декоративной организации пространственных структур.
15.Специфика применения визуальных коммуникаций и декоративных решений в интерьере и экстерьере.
16.Средовые системы различного ранга и степени сложности.
17.Функционально –образное единство средовых объектов и систем.
18.Мобильные средовые объекты.
19.Типы классификации средовых объектов.
20.Интерьер как внутреннее архитектурное пространство (размеры, формы, конструкции, декор внутреннего пространства).
21.Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи.
22.Интерьер как среда обитания человека.
23.Правила использования инструментов и материалов в творческой работе.
24.Многовариативные композиционные решения творческой работе.
25.Художественная обработка материала (в зависимости от поставленной задачи).
26.Процесс декорирования –как завершающий этап работы над творческой композицией.
Примерный перечень заданий:
1. Изложение проектной концепции квартиры площадью 20 кв.м. для молодой пары.
2.Изложение проектной концепции квртиры площадью 40 кв.м. для молодой семейной пары.
3. Изложение проектной концепции малогабаритной квартиры в чердачном этаже площадью 48 кв. м.
4.Изложение проектной концепции в мансарде площадью 50 кв. м для молодой семейной пары.
5.Изложение проектной концепции панельной квартиры площадью 60 кв.м. для молодой пары.
6.Изложение проектной концепции дачного домика с участком и пристройкой на площади 60 кв.м. для молодой семейной пары.
7.Изложение проектной концепции квартиры площадью 70 кв.м. для молодой семейной пары.
8.Описание по иллюстрациям интерьеров различных стилей (расположение элементов и деталей в порядке их важности с точки проявления стиля).
Примерные темы рефератов:
1. Архитектура и материальная культура Древнего Египта.
2. Архитектура и материальная культура Древней Греции.
3. Архитектура и материальная культура Древнего Рима.
4. Архитектура и мебель раннего средневековья (Романская эпоха). Формирование романского стиля.
5. Готическая архитектура. Мебельное искусство и дома.
6. Архитектура и мебельное искусство Европейского Возрождения.
7. Архитектура и мебельное искусство Венгерского Возрождения.
8. история перспективного изображения.
9. Архитектура, мебельное искусство и принципы создания интерьеров эпохи барокко.
10 История применения цвета в дизайне интерьера жилых и общественных помещений.
11. Отличитеьные черты стиля рококо, характерная мебель и принципы создания интерьеров.
12. Классицизм: архитектура, мебель, дизайн интерьера жилищ.
13. Характерные особенности стилей ампир и видермайер, мебельное искусство и дизайн жилища.
15. Влияние промышленной революции 18-19 вв. на материальную культуру, фирменный стиль мебели Тоне: история создания и пластические особенности.
16. Художественные устремления, архитектура, мебель и интерьеры на стыке 19-20 вв. Стиль модерн.
17. Стиль "Арт-деко" и его основные признаки в дизайне мебели и интерьеров.
18. Признаки и стили художественного направления модернизм в архитектуре и дизайне мебели первой половины 20 века.
19. Баухауз дизайнерская школа нового типа.
20. Стили и тенденции развития материальной культуры на примерах дизайна мебели.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Требования к содержанию рефератов:
- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно,но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической,событийной и др.)
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общноститочек зрения или по научным школам;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ роцедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.