2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Основы дизайна
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы дизайна
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Основы дизайна
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся способности  выявлять культурные потребности различных социальных групп в рамках организации художественно-творческой деятельности, планирования и организации проектной деятельности с применением основ дизайна с современными методами дизайн -проектирования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний, средств и методов видения дизайна как сочетания ряда сложных явлений материальной и духовной культуры общества, где изначально соединены между собой художественно-образное, инженерно-конструкторское и научное начало;
1.4
формирование умений  владения приемами, методами и технологиями организации художественно- творческой деятельности, представленными в отечественном и зарубежном опыте в области дизайна;
1.5
формировать навыки выявлять культурные потребности ,планирования и организации проектной деятельности с применением основ дизайна.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История дизайна
2.1.2
История изобразительного искусства РТ
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
История дизайна
2.1.5
Искусство народов Поволжья
2.1.6
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.7
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Батик
2.2.2
Гобелен
2.2.3
История дизайна
2.2.4
Основы ландшафтного дизайна
2.2.5
Дизайн объектов труда и интерьера
2.2.6
Искусство национального костюма
2.2.7
Искусство современного костюма
2.2.8
Кожаная мозаика
2.2.9
Оформление сцены
2.2.10
Резьба по гипсу
2.2.11
Театральные декорации
2.2.12
Художественная обработка стекла
2.2.13
История дизайна
2.2.14
История изобразительного искусства
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
Гобелен
2.2.20
Искусство современного костюма
2.2.21
Оформление сцены
2.2.22
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Технология"
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы дизайна;
3.1.2
этапы проектирования дизайна;
3.1.3
предпроектный анализ в дизайне;
3.1.4
отечественный и зарубежный опыт художественной организации культурно-просветительской деятельности в области дизайна;
3.1.5
основные этапы развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные знания на практике;
3.2.2
применять изобразительные средства для привлечения взгляда зрителя;
3.2.3
чувствовать и создавать гармонию окружающей среды в различных сферах дизайна;
3.2.4
осуществлять анализ отечественного и зарубежного опыта в основах дизайна и организации культурно- просветительской деятельности;
3.2.5
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, с учетом отечественного и зарубежного опыта с применением основ дизайна;
3.2.6
использовать социальные сети с дизайнерским решением для пропаганды культурно-массовых и социально- значимых  мероприятий;
3.2.7
разрабатывать планы дизайнерской работы с различными видами учреждений;
3.2.8
уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками в области композиционного решения при создании любого дизайна;
3.3.2
навыки и практические приемы работы цветом;
3.3.3
приемами, методами и технологиями организации художественно-творческой деятельности, представленными в отечественном и зарубежном опыте в области дизайна;
3.3.4
основными современными методами дизайн-проектирования культурно-просветительских программ;
3.3.5
навыками планирования и организации культурно-просветительских программ с применением основ дизайна;
3.3.6
навыками применения технологических знаний для планирования и проведения занятий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория дизайна

 
1.1
Понятие дизайна, основные его категории: Образ, Функция, Морфология, Технологическая форма, Эстетическая ценность. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
1.2
Понятие дизайна, основные его категории: Образ, Функция, Морфология, Технологическая форма, Эстетическая ценность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 2. Анализ в дизайне

 
2.1
Основные законы композиции: цельность, единство, равновесие, соподчинение. Композиционный центр. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

10
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.2
Основные законы композиции: цельность, единство, равновесие, соподчинение. Композиционный центр. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
2.3
Основные законы композиции: цельность, единство, равновесие, соподчинение. Композиционный центр. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 3. Художественные средства в дизайне

 
3.1
Выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно, светотень, линейная и воздушная перспективы, цве, контраст, нюанс, тождество, симметрия, ассиметрия, ритм, модуль, пропорциональность, масштабность. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
3.2
Выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно, светотень, линейная и воздушная перспективы, цве, контраст, нюанс, тождество, симметрия, ассиметрия, ритм, модуль, пропорциональность, масштабность. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 4. Графический дизайн

 
4.1
Фирменный стиль. Шрифт. Плакат. Графическая реклама. Книжная графика. Газетная графика. Журнальная графика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
4.2
Фирменный стиль. Шрифт. Плакат. Графическая реклама. Книжная графика. Газетная графика. Журнальная графика. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

12
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 5. Верстка страницы

 
5.1
Графическое изображение, заголовок, текстовая часть, дизайн-врезка, подзаголовок. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

12
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 6. Дизайн интерьера

 
6.1
Дизайн проектирования в пространстве. Ограниченное пространство. Неограниченное пространство. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

6
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
6.2
Дизайн проектирования в пространстве. Ограниченное пространство. Неограниченное пространство. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

12
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
 
Раздел 7. Дизайн среды.

 
7.1
Городская среда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

12
УК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Вопросы и задания:

1. Области применения дизайна

2. Виды графического дизайна

3. Назовите этапы проектирования в дизайне

4. Предпроектный анализ в дизайне

5. Законы композиции в дизайне. Применение законов композиции на практических примерах.

6. Шрифтовая композиция в графическом дизайне

7. Приведите пример композиционной организации в дизайн-проектировании.

8. Приведите пример формально - композиционной взаимообусловленности отношений: элемент-пространство.

9. Назовите оценочные критерии дизайн-разработки в рекламе.

10. Назовите оценочные критерии дизайна предмета.

11. Назовите оценочные критерии дизайна интерьера.

Задания:

Разработка дизайн-концепта в качестве примера развивающего проектное мышление обучающихся

Дизайн-проект в графике

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы рефератов:

1. Графический дизайн

2. Фирменный стиль.

3. Шрифт.

4. Плакат.

5. Графическая реклама.

6. Книжная графика.

7. Газетная графика.

8. Журнальная графика.

9. Верстка страницы

10. Графическое изображение.

11. Заголовок.

12. Текстовая часть.

13. Дизайн-врезка.

14. Подзаголовок.

15. Дизайн интерьера

16. Дизайн проектирования в пространстве.

17. Ограниченное пространство.

18. Неограниченное пространство.

19. Дизайн среды

20. Городская среда

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шокорова, Л.В.
Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс] : учебник /Л.В.Шокорова. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2019. - 74 с. - ISBN 978-5-534-09988-1. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/stilizaciya-v-dizayne-i-dekorativno-prikladnom-iskusstve-441332#page/2 : учебник
Москва: Юрайт, 2019
 
Л1.2
Пигулевский, В. О.
История дизайна. Вещи и бренды : учебное пособие / В. О. Пигулевский, А. Ф. Стефаненко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 235 c. — 978-5-4487-0266-2. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75952.html
Саратов : Вузовское образование, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Литвина Т. В
Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444485 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Кухта, М. С. 
История дизайна [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / М. С. Кухта. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2017. — 70 c. — 978-5-4488-0076-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64894.html
Саратов : Профобразование, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лаврентьев, А.Н. [и др.] 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо в: Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо -/ А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029
Москва, Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Соловьева, А. В. 
Основы дизайна архитектурной среды [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. В. Соловьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 88 c. — ISBN 978-5-4486-0232-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/72460.html: учебно-методическое пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Основы теории методологии дизайнаhttp://bwbooks.net/index.php?id1=4&category=dizayn&author=runge-vf&book=2003
 
Э2
Дизайн.http://Designnet.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
7.1
2-103 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: стеллажи, стол, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебная литература.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной  аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор,

доска, учебно-наглядные пособия.

 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При выполнении студентами контрольных заданий и презентации необходимо помнить об основательном изучении проблемы.

Внимательное рассмотрение программного содержания каждой темы предоставляяет обширную информацию для творческой реализации презентации.

Наличие ярких примеров исследуемой темы и аналогов работ современных дизайнеров дает возможность развивать критическое мышление студентов и побуждает их к творческой деятельности.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено проведение аудиторных занятий, на которых  используются следующие образовательные технологии:

1. Изучение теоретического материала об искусстве организации целостной эстетической среды (дизайн).

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2. Основы формообразования объектов окружающей действительности в графическом эскизе.

3. Цветовая вещественная среда в графическом эскизе.

4. Разбор проблемных ситуаций.

5. Индивидуальный подход.

6. Анализ часто встречающихся ошибок.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии:

1. Работа с учебно-методическими материалами (учебники, учебные пособия и т.д.).

2. Разработка и консультация графических эскизов для практических работ.

3. Составление композиции с элементами дизайна.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.