2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Коммуникативный практикум_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Коммуникативный практикум
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Коммуникативный практикум
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у будущих дефектологов теоретических и практических основ анализа, планирования и организации профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся способов организации  образовательно-коррекционной деятельности;
1.4
овладение обучающимися технологиями психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные в период школьного обучения 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История
2.2.2
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.2.3
Социальная психология
2.2.4
Специальная психология
2.2.5
Теории обучения и воспитания
2.2.6
Формы логопедической работы
2.2.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.8
Физическая культура и спорт
2.2.9
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.10
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.14
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.15
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.16
Специальная методика преподавания русского языка и литературы
2.2.17
Специальная методика развития речи дошкольников
2.2.18
Тренинг педагогического общения
2.2.19
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.20
Производственная преддипломная практика
2.2.21
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.22
Специальная методика преподавания математики
2.2.23
Философия
2.2.24
Экономика
2.2.25
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.26
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.27
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.28
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.29
Речевые игры
2.2.30
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.31
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
 
 
Уметь:
 
Ориентироваться в современных проблемах специального образования
 
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
Виды речевых нарушений в соответствии с классификацией, формы логопедического воздействия
 
Способы обучения, формы организации всей системы обучения, учебной деятельности детей, организации текущей работы обучаемых групп
 
Средства анализа образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Уметь:
 
Планировать и реализовывать учебную деятельность, способствующую коррекции и компенсации речевого дефекта у детей с ОВЗ
 
  Реализовывать учебную деятельность с учетом уровня речевого нарушения; анализировать цели, содержание, методы и средства обучения
 
использовать возможности образовательной и социо-культурной среды для совершенствования качества собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыком выбора  вида, формы, коррекционно-образовательной среды и технического оборудования для ведения образовательно-коррекционной деятельности
 
Способами ведения образовательно-коррекционной деятельности, оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
Навыками анализа и развития профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
Особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ 
 
 
Владеть:
 
Способами планирования психолого-пеадгогического сопровождения
 
Способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
Методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.1
теоретические и практические основы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности;
3.1.2
способы организации собственной  образовательно-коррекционной деятельности;
3.1.3
технологию  психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать и организовывать свою профессиональную деятельность;
3.2.2
совершенствовать собственную  образовательно-коррекционную деятельность;
3.2.3
анализировать  и планировать  психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ОВЗ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.3.2
навыками анализа и планирования собственной  образовательно-коррекционной деятельности;
3.3.3
навыками  взимодействия с  семьями лиц с ОВЗ и ближайшим заинтересованным окружением
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность коммуникации в разных социальных сферах

 
1.1
Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Межличностные отношения. Общественные отношения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
1.2
Подходы к определению общения и его форм. Потребность в общении.

Общение как предмет научного познания. Многоплановый характер общения.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
1.3
Общение как предмет научного познания. Многоплановый характер общения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 2. Основные функции и виды коммуникации

 
2.1
Цели и функции общения. Виды и уровни общения. Стили общения. Понятие конфликта, причины возникновения.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
2.2
Виды конфликтов, их особенности. Функции конфликта. Структура и динамика конфликта. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
2.3
Общение как обмен информацией. Природа и цель коммуникаций. Обратная связь в говорении и слушании. Публичные презентации.

Общение как взаимодействие. Структура, стратегии и тактики взаимодействия.

Общение как восприятие и познание людьми друг друга. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания. Трудности и дефекты межличностного общения.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.4
Коммуникативная сторона общения. Характеристика коммуникации в межличностном общении. Модель коммуникативного процесса.

Коммуникативные барьеры и причины их возникновения.

Интерактивная сторона общения. Интеракция как взаимодействие людей. Понятие взаимодействия, общая характеристика социального взаимодействия. Стили, виды и уровни социального взаимодействия. Типы взаимодействия людей.

Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции, особенности социальной перцепции. Сущность социального восприятия. Механизмы социальной перцепции.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
2.5
Понятие взаимодействия, общая характеристика социального взаимодействия. Стили, виды и уровни социального взаимодействия. Типы взаимодействия людей /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 3. Специфика вербальной и невербальной коммуникации

 
3.1
Речевые средства общения. Формы и виды устных коммуникаций. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Литературные и нелитературные формы языка. Устная и письменная речь. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
3.2
Невербальные средства общения их функции.Виды невербальных средств общения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
3.3
Язык как система знаков и способов их соединения. Функции языка.

Литературные и нелитературные формы языка.

/Ср/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
3.4
Невербальная коммуникация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
 
Раздел 4. Эффективная коммуникация.

Формы, методы, технологии самопрезентации

 
4.1
Слушание в межличностном общении. Виды слушания. Приемы эффективного слушания. Конструктивное общение. Виды и техники слушания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
4.2
Психологические приемы расположения к себе. Методы целеполагания в деловой коммуникации  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
4.3
Этика и этикет общения. Деловая этика и деловой этикет /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.4
Специфика делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Техника и тактика аргументирования. Письменное деловое общение. Психологические особенности публичного выступления. Имидж и самопрезентация. Понятие самопрезентации. Ее виды и формы. Методы и технологии самопрезентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
4.5
Психологические особенности публичного выступления. Имидж и самопрезентация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
4.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-1 ПК-4 ПК-7
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Понятие коммуникации. Роль коммуникации в жизни человека и его взаимосвязь с деятельностью.

2. Общение как предмет научного познания. Многоплановый характер общения  

3. Цели и функции общения. Виды и уровни общения. Стили общения.

4. Понятие конфликта, причины возникновения конфликта.

5. Виды конфликтов, их особенности. Функции конфликта. Структура и динамика конфликта

6. Общение как обмен информацией. Природа и цель коммуникаций.

7. Обратная связь в говорении и слушании. Публичные презентации.

8. Общение как взаимодействие. Структура, стратегии и тактики взаимодействия.

9. Общение как восприятие и познание людьми друг друга.

10. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания. Трудности и дефекты межличностного общения  

11. Коммуникативная сторона общения. Характеристика коммуникации в межличностном общении. Модель коммуникативного процесса.

12. Коммуникативные барьеры и причины их возникновения.

13. Интерактивная сторона общения. Интеракция как взаимодействие людей.

14. Понятие взаимодействия, общая характеристика социального взаимодействия.

15. Стили, виды и уровни социального взаимодействия. Типы взаимодействия людей.

16. Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции, особенности социальной перцепции.

17. Сущность социального восприятия. Механизмы социальной перцепции  

18. Речевые средства общения. Формы и виды устных коммуникаций.

19. Понятие речевой деятельности.

20. Виды речевой деятельности.

21. Невербальные средства общения их функции. Виды невербальных средств общения.

22. Язык как система знаков и способов их соединения. Функции языка.

23. Слушание в межличностном общении. Виды слушания.

24. Приемы эффективного слушания. Конструктивное общение. Виды и техники слушания

25. Психологические приемы расположения к себе. Методы целеполагания в деловой коммуникации

26. Специфика делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения.

27. Техника и тактика аргументирования.

28. Письменное деловое общение. Психологические особенности публичного выступления.

29. Имидж и самопрезентация. Понятие самопрезентации.

30. Виды и формы самопрезентации.. Методы и технологии самопрезентации

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности.

2. Коммуникация. Деловая коммуникация.

3. Виды и функции общения.

4. Коммуникативная функция общения.

5. Интерактивная функция общения.

6. Перцептивная функция общения.

7. Характеристики делового общения.

8. Человеческая речь как источник информации.

9. Стили речи. Речевые средства общения.

10. Виды конфликтов, их особенности. Функции конфликта. Структура и динамика конфликта.

11. Типы и виды социальных конфликтов в педагогической среде. Технологии и методы управления конфликтной

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
12.     ситуацией.

13. Стили, виды и уровни социального взаимодействия.

14. Типы взаимодействия людей.

15. Слушание в деловой коммуникации.

16. Манипуляции в общении.

17. Коммуникативные роли. Коммуникативные типы деловых партнеров.

18. Коммуникативные стили взаимодействия.

19. Коммуникативные стратегии обучения.

20. Невербальные средства общения их функции. Виды невербальных средств общения.

21. Язык как система знаков и способов их соединения.  Функции языка.

22. Этика и этикет общения. Деловая этика и деловой этикет.

23. Деловая беседа как основная форма делового общения.

24. Публичная речь. Требования к публичной речи.

25. Формы деловой коммуникации.

26. Психологические особенности публичного выступления.

27. Имидж и самопрезентация.

28. Общение как вид педагогической деятельности.

29. Стратегии и тактики конструктивного взаимодействия в образовательном процессе.

30. Модели педагогического общения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Коммуникативный практикум"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Садовская В. С., Ремизов В. А.
Основы коммуникативной культуры. Психология общения : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06390-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436493 : 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дохоян А.М.
Коммуникативная компетентность педагога [Электронный ресурс]: психологический практикум. Учебно-методическое пособие/ Дохоян А.М.— Электрон. текстовые данные.— Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2015.— 58 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54526.html.— ЭБС «IPRbooks»
Армавирский государственный педагогический университет, 2015
 
Л2.2
Крючкова Л.А., Чулаков Д.К.
Практикум по культуре речевого общения Часть 2 [Электронный ресурс]: практикум/ Крючкова Л.А., Чулаков Д.К.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70648.html.— ЭБС «IPRbooks»: практикум 
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова. 
Социальная психология [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Коновалова, Ю.Н. Анисимова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 98 с. —http://bibl:81/books/Эл.Библ./Коновалоа Е.В., Анисимова Ю.Н. уч-метод пособие по Социальной психологии 1.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеофильм. 5 базовых правил коммуникации. Как быть эффективным в коммуникации.   - URL:https://www.youtube.com/watch?v=C2p9Sgx4l1o 
 
Э2
Видеолекция «Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z».   - URL:https://infourok.ru/webinar/91.html 
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для  лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.