2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Арт-педагогика_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Арт-педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
151
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Арт-педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - изучение магистрантами арт-педагогической теории и практики, обосновывающей способы и пути решения профессиональных педагогических задач при помощи средств искусства.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоить современные формы развития художественной культуры личности с привлечением различных видов искусства;
1.4
познакомиться с арт-практиками при работе с обучающимися в условиях общего и дополнительного образования;
1.5
изучить опыт учителей по применению методов и технологий арт-педагогики на уроках ИЗО в школе;
1.6
научиться использовать методику арт-педагогики на уроках ИЗО и инструментарий мониторинга эффективности арт-педагогических приемов в работе с обучающимися;
1.7
изучить возможности образовательных технологий арт-терапии, необходимых для адресной помощи обучающимся, включая инклюзивные формы обучения;
1.8
познакомится с эффективными психолого-педагогическими технологиями арт-педагогики для взаимодействия с обучающимися с разными образовательными потребностями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проблемы современного искусства
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Знает: основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
 
ОПК-3.2: Умеет: взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
 
ОПК-3.3: Владеет: методами выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
 
 
ОПК-4: Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Знает: общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения; документы, регламентирующие содержание базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Умеет: создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку
 
ОПК-4.3: Владеет: методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности; способами усвоения подрастающим поколением и претворением в практическое действие и поведение духовных ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
 
 
ОПК-5: Способен разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
ОПК-5.1: Знает: принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Знает: психолого-педагогические основы учебной деятельности; принципы проектирования и особенности использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает: педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
 
ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
 
ОПК-8.3: Владеет: методами, формами и средствами педагогической деятельности; осуществляет их выбор в зависимости от контекста профессиональной деятельности с учетом результатов научных исследований
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию и теоретическую основу арт-педагогики;
3.1.2
иметь представление о принципах организации совместной творческой деятельности;
3.1.3
способы организации индивидуальной, групповой и коллективной работы обучающихся при изучении искусства.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать педагогический потенциал различных видов искусств в организации развивающих занятий и досуга школьников;
3.2.2
применять технологии арт-педагогики (арт-коучинг, арт-рефлексия; арт-резонанс и пр.) в соответствии с культурно-национальными и индивидуальными (включая инклюзивные)потребностями обучающихся;
3.2.3
включать в урок ИЗО арт-педагогические практики и элементы психолого-педагогических технологий, способствующих выстраиванию комфортных отношений в учебном коллективе;
3.2.4
реализовывать технологии духовно-нравственного воспитания школьников.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными методами диагностики индивидуального уровня творческого развития обучающегося;
3.3.2
методами организации обучающей деятельности в формах арт-педагогики и диагностики творческих способностей обучающегося;
3.3.3
методикой разработки занятий с обучающимися разного уровня подготовки, включая особые образовательные потребности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы и методология современной арт-педагогики.

 
1.1
Концептуальные основы арт-педагогики. Педагогика искусства. /Лек/
Л2.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6.1 ОПК-8.3
1
0
 
1.2
Теоретические положения арт-педагогики: отечественные и зарубежные школы. /Пр/
Л2.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-6.1
1
0
 
1.3
Художественно-эстетические гуманистические концепции в отечественной и зарубежной гуманистической мысли применительно к арт-педагогике. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э5 Э6

18
ОПК-4.3
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
1.4
Арт-педагогика как психолого-педагогическое условие непрерывного эмоционально-когнитивного, творческого и культурного развития личности.Диагностические признаки различных аспектов эмоционально-интеллектуального развития личности в среде искусств. Арт-терапия в работе со школьниками с особенностями развития. /Лек/
Л2.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3
1
0
 
1.5
Виды художественной культуры и развитие личности школьника.  /Пр/
Л2.1

Э2 Э5 Э6

2
ОПК-4.2
1
0
 
1.6
Художественная культура личности как интегральный фактор гармонизации интеллектуального, эмоционального и социально-психологического развития личности школьника. /Ср/
Л2.1

Э2 Э5 Э6

11
ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
1.7
Искусство как способ самопреобразования личности. Образ – оптимальная форма внутренней организации духовного опыта и эмоционального переживания формирующийся личности. /Ср/
Л2.1

Э2 Э5 Э6

6
ОПК-4.3
1
0
 
1.8
Фундаментальные наработки арт-педагогики и практический инструментарий арт-коучинга. /Ср/
Л2.1

Э3 Э5 Э6

10
ОПК-8.3
1
0
 
1.9
Педагогический потенциал видов искусств как образовательных областей в школьном обучении.Арт-педагогика музыкального образования  /Пр/
Л2.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 2. Практический опыт реализации технологий арт-педагогики с художественном образовании.

 
2.1
Организационные формы занятий и приемы арт-педагогики (мастер-класс, семинар, практикум, демонстрационнная сессия) и их применение на уроках и во внеурочной  работе со школьниками. Интегрированный подходк занятиям в арт-педагогике.  /Лек/
Л2.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
2.2
Арт-педагогический подход к решению обучающих, развивающих, воспитательных задач на уроке Изо и во внеурочной деятельности. Индивидуальные,групповые и коллективные формы занятий в арт-педагогике. /Ср/
Л2.1

Э2 Э5 Э6

18
ОПК-4.2 ОПК-4.3
1
0
 
2.3
Арт-педагогика изобразительного творчества. Дизайн практики в арт-педагогике. /Пр/
Л2.1

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-6.1
1
0
 
2.4
Развитие художественного мышления обучаемых методами и средствами на уроке ИЗО.   /Ср/
Л2.1

Э1 Э5 Э6

16
ОПК-7.1 ОПК-8.3
1
0
 
2.5
Формирование основ дизайн-мышления в различных арт-практиках во внеурочных занятиях. /Ср/
Л2.1

Э2 Э5 Э6

22
ОПК-4.3
1
0
 
2.6
Арт-педагогика ритмопластического и театрального творчества. Интеграция кинестетики обучаемых и их изобразительных умений на занятиях искусством. /Пр/
Л2.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-4.2
1
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
2.7
Элементы народной и профессиональной хореографии в арт-педагогических практиках на занятиях в школе. /Ср/
Л2.1

Э3 Э4 Э5 Э6

24
ОПК-4.2
1
0
 
2.8
Разработка программы занятий с элементами арт-педагогики для обучающихся различных возрастных групп с разным уровнем подготовки и особыми оьразовательными потребностями. /Пр/
Л2.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-5.1 ОПК-6.1
1
0
 
2.9
Методы мониторинга результативности занятий в арт-педагогике. Экспериментальные области арт-педагогики. /Ср/
Л2.1

Э4 Э5 Э6

26
ОПК-5.1
1
0
 
2.10
/Экзамен/

Э5 Э6

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к экзамену

1.Арт-педагогика как инновационная отрасль педагогической науки и практики. Методологическое обоснования современной арт-педагогики.

2.Отличительные особенности традиционной и арт-педагогической модели образования личности. Предмет и функции арт-педагогики.

3.Принципы организации арт-педагогического сопровождения и модель организации занятия.

4.Цель арт-педагогического занятия. Определение и соотношение эмоциональной отзывчивости и инициативной активности.

5.Определение понятия ценности и их соотношение с универсальными потребностями личности. Классификация естественных потребностей человека.

6.Характеристика телесного, психологического и духовного здоровья личности.

7.Нравственность: определение, механизм развития, структурные характеристики и нормативные признаки. Нравственные чувства.

8.Безнравственные чувства: психо-педагогические причины появления и признаки проявления негативизма: зависти, капризности, упрямства, обидчивости, ревности, злости, уныния, страхов.

9.Внутренний механизм личностного роста. Понятие гармонии и изменение эмоционально-мотивационных установок. Влияние искусства на развития личности.

10.Внутренний механизм осмысления своей жизни. Любовь как педагогическая категория. Соотношение понятий родительство и ребенок.

11.Матрица эмоций: логика построения и диагностического определения тенденции эмоционального реагирования при различных воздействиях на индивида.

12.Структура эмоциональной саморегуляции как механизм развития самостоятельности ребенка. Динамика изменения эмоциональности в условиях обучения и развития средствами искусства.

13.Искусство как способ самопреобразования личности.

14.Арт-педагогика музыкального образования. Признаки интерпретации, импровизации и сочинительства музыки.

14.Арт-педагогика изобразительного творчества. Графические особенности самовыражения. Предпочтение цвета в диагностике и эмоциональной саморегуляции.

16.Арт-педагогика ритмопластического творчества.

17.Арт-педагогика литературно-исторического творчества как возрождение родословных ценностей.

18.Диагностика развития эмоционально-когнитивной сферы личности на арт-терапевтических занятиях.

19.Формы арт-терапевтических занятий.

20.Современные гуманистические технологии арт-терапии.

Текущий контроль

Контрольные задания:

1.Провести психолого-педагогический анализ культурных потребностей школьников подросткового возраста.

2.Разработать методику проведения интегрированного занятия по арт-педагогическим принципам.

3.Измерить свои эмоциональные особенности (тест М. Люшера) и доминирующую тенденцию негативной или позитивной реакции на воздействие человека («Hand-тест» Курбатовой Т.Н., Муляр О.И.).

4.Предложить методику проведения арт-педагогического группового занятия и занятия для индивидуального сопровождения обучающегося.

5.Разработать конспект урока или внеклассного мероприятия по принципам арт-педагогики.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Арт-педагогика ка интегративная дисциплина.

2.Проблемное поле научных изысканий в арт-педагогике.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.Зарубежный опыт использования приемов арт-педагогики в системе образования.

4.Этапы становления арт-педагогики в отечественной системе образования.

5.Применение приемов арт-педагогики в начальной школе.

6.Психолого-педагогический потенциал арт-педагогики на уроках изобразительного искусства в средних классах школы.

7.Категория творчества в арт-педагогике.

8.Пути раскрытия ребенка и его личностного (творческого) развития в арт-педагогике.

9.Арт-технологии в работе с обучающимися разного возраста (общий обзор) в условиях дополнительного образования.

10.Фольклорные формы арт-педагогики.

11.Средства изобразительного искусство в арт-педагогике в работе с подростками.

12.Театральные приемы в арт-педагогике на уроках ИЗО в 5-7 классах.

13.Музыкальные формы занятий в арт-педагогике.

14.Интегрированные технологии в арт-педагогике.

15.Инновационные методы и формы занятий в арт-педагогике (перформанс, арт-практики, мастер-классы).

16.Диагностический инструментарий учителя в арт-педагогике.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петрушин, В. И. 
Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08179-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437239 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Медведева, Е.А.
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата : Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2- е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534 -06713-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441185
Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Тихомирова, Л. Ф. 
Здоровьесберегающая педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 251 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06930-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442123
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Борисов, В.Ю., Борисов,Н.Н.
Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену : учебно-методическое пособие: / Борисов В.Ю., Борисов Н.Н.—  Текст электронный.— Москва.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 80 c.— ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/79057.html.
Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Э1
Лыскина, Н.А. Арт педагогика / Н.А. Лыскина. - Текст : электронный. - URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/28/art-pedagogika (дата обращения: 04.06.2019).
 
Э2
Корженко О. М., Заргарьян Е. А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О.М. корженко, Е.А. Заргарьян. - Текст: электронный  // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3855/ (дата обращения: 06.08.2019).
 
Э3
Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме. / Т.К. Донская. - Текст: электронный // Наука.Искусство.Культура. - Москва, 2013. - С.144 - 151 -  URL: https://cyberleninka.ru/article/v/art-pedagogika-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme (дата обращения: 20.06.2019).
 
Э4
Сергеева Н.Ю. АРТ-ПЕДАГОГИКА И АРТ-ТЕРАПИЯ: К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ / Н.Ю. Сергеева. - Текст: электронный // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - Чита, 2016. - С. 69 - 74. -  URL:https://cyberleninka.ru/article/v/art-pedagogika-i-art-terapiya-k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy (дата обращения: 04.06.2019).
 
Э5
Электронный каталог ФГБОУ ВО «НГПУ» - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xs+rus (дата обращения: 04.06.2019).
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 04.06.2019).
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, магистранту необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

    Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
     Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие профессиональных компетенций обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся осваивает работу с первоисточниками, их поиск и критическое осмысление. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе и пр.; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются:  прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

     Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

    При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

    Методические указания к самостоятельной работе.

во время сессии учебная работа должна планироваться магистрантом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на его подготовку . При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к занятиям, письменным работам  начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

обучающимся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.