Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
преподавания искусства
ции
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э4 Э5 Э6
Контрольные вопросы к экзамену
1.Психолого-педагогические особенности декоративно-пластического мышления.
2.Развитие декоративных способностей в композиционной деятельности обучающихся.
4.Возрастные особенности владения способами стилизации в декоративной композиции.
5.Формат декоративной графической композиции как условие стилизации.
6.Средства гармонизации художественной формы.
7.Законы композиционного построения.
8.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.
9.Формат и структурная организация картинной плоскости.
10.Организация композиционного центра.
11.Закон равновесия в композиции.
12.Симметрия и асимметрия в композиции.
13.Статика и динамика в композиции.
14.Способы членения плоскости композиции.
15.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.
16.Нюанс-контраст, тождество-полярность. Виды контраста.
17.Метр-ритм. Порядок расположения частей композиции – равномерный и неравномерный, резкий и плавный, встречной и параллельной направленности.
18.Отношения-пропорции. Золотое сечение. Модуль.
19.Размер-масштаб. Абсолютная и относительная величина.
20.Числовой и композиционный масштаб, соразмерность и сомасштабность.
21.Возрастные особенности композиционно-графической деятельности школьников.
22.Дидактические средства мониторинга результатов обучения школьников основам декоративной графтической композиции.
Контрольные задания
Задание 1:составить декоративную композиции с выраженным центром (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-растения, насекомые (ч/б решение).
Задание 2: составить декоративную композицию с выраженным ритмом элементов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-растения, насекомые, птицы (ч/б+ 1 цвет).
Задание 3: составить декоративную композицию с эффектом оверлеппинга (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив- натюрморт (ч/б+ 2 цвета).
Задание 4: составить декоративную композицию с эффектом трансформации объектов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-город (ч/б+ 3 цвета).
Задание 5: составить декоративную композицию с эффектом изменения масштаба объектов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-человек (ч/б + 4 цвета).
Задание 6: разработать методику анализа декоративной графической композиции для проверки работ обучающихся 5-7 классов.
Темы рефератов
1.Стилизация и трансформация форм в декоративной композиции.
2.Декоративная стилизация по собственному признаку
3.Стилизация по заданному признаку.
4.Стилизация по собственному и заданному признаку.
5.Фактура как средство выражения художественного образа.
6.Передача фактуры средствами графики.
7.Передача художественных образов с помощью фактур в коллаже.
8.Виды цветовых композиций.
9.Ахроматические композиции.
10.Монохромия в композиции.
11.Полярные композиции.
12.Трехцветные композиции.
13.Многоцветные композиции.
14.Типы колорита в композиции.
15.Использование шкал, цветовых кругов при гармонизации цвета в композиции.
16.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.
17.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.
18.Выбор цвета в декоративной композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.
19.Контрасты цвета в декоративной композиции.
20.Свет как выразительное средство композиции.
21.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
22.Методика работы над композицией натюрморта.
23.Методика работы над композицией пейзажа.
24.Методика работы над декоративной композицией портрета.
25.Методика работы над декоративной сюжетной композицией.
26.Развитие аналитического мышления школьника в процессе работы над декоративной графической композицией.
27.Особенности работки учителем дидактического сопровождения для изучения видов декоративно-графической композиции.
Методические указания к лекциям.
Лекция по дисциплине – главное звено дидактического цикла, который включает помимо лекций также практические занятия, контроль знаний и самостоятельную работу обучающихся. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций, овладение научной терминологией. Материалы лекционных курсов следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебные пособиях, научных статьях и монографиях, справочниках.
Изучение основ декоративной и графической композиции – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий студенту необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративно – прикладном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого обучающиеся должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы (статика, динамика, экспрессия).
Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Аудиторные практические занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).
В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.
Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически
- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;
- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.
-курс предусматривает изучение дидактического потенциала декоративной композиции для преподавания его в школе.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОЗО.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа обучающихся в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.