2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Декоративная и графическая композиция_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декоративная и графическая композиция
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова Светлана Владимировна _________________
 
 
Декоративная и графическая композиция
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - расширение профессиональное владение обучающихся способами создания декоративной и графической композиции с  высокой степенью художественной выразительности,  необходимое в педагогической деятельности в системе общего и специального образования.
1.2
Задачи освоения дисцилины:
1.3
способствовать овладению аналитическими способами композиционно-образного мышления обучающихся;
1.4
развить способности к созданию усложненных форм стилизации в графической композиции;
1.5
привить навыки владения графическими материалами и средствами в процессе создания декоративной композиции;
1.6
получить опыт практического использование навыков декоративной и живописной композиции в обучении школьников.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Деловой иностранный язык
2.1.2
Инновационные процессы в образовании
2.1.3
Психология и педагогика творческого процесса
2.1.4
Современные проблемы науки и образования
2.1.5
Психология творческой деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения
 
УК-6.3: Формулирует цели собственной деятельности, определяет пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.1: Знает: основные принципы и прикладные технологии осуществления педагогической деятельности в области художественного образования
 
ПК-1.2: Умеет: проектировать и осуществлять образовательный процесс с разными группами и на разных уровнях художественного образования
 
ПК-1.3: Владеет: комплексом традиционных и инновационных педагогических технологий в области художественного образования.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические и практические отличия в декоративной композиции от станковой;
3.1.2
последовательность работы над любым видом деятельности декоративной графической композиции;
3.1.3
способы стилизации в декоративной графической композиции.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать декоратипные и живописныекомпозиции на основе аналитических и синтетических методик;
3.2.2
определять прикладной характер декоративной графической композиции;
3.2.3
выполнять графические серии средствами декоративной композиции;
3.2.4
использовать смешанные техники в процессе выполнения декоративной графической композиции.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть способами создания декоративной графической композиции разных жанров;
3.3.2
умением вести последовательную композиционную работу над стилизацией декоративного мотива;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.3.3
методами графического анализа декоративной композиции;
3.3.4
методиками, технологиями и приемами обучения школьников возможностям декоративной и графической композиции.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Декоратвиная композиция:история, характеристика, способы создания.

 
1.1
Декоративность как способ разработки художественной формы в композиции. Характеристики и особенности графической стилизации. Декоративный композиционный поиск:графические умения, композиционные средства, стилевые системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.2
Психолого-педагогические особенности декоративно-пластического мышления. Развтие декоративных способностей в композиционной деятельности обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.3
Психолого-педагогические особенности декоративно-пластического мышления. Развтие декоративных способностей в композиционной деятельности обучающихся. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э4 Э5 Э6

10
2
0
 
1.4
Развитие декоративного видения в процессе разработки художественной формы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.5
Развитие декоративного видения в процессе разработки художественной формы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

12
2
0
 
1.6
Правила и этапы декоративной стилизации в графической композиции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.7
Правила и этапы декоративной стилизации в графической композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

16
2
0
 
1.8
Уровни и виды стилизации в графической композиции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.9
Уровни и виды стилизации в графической композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

8
2
0
 
1.10
Локальная и смешанная стилизация в композиции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
1.11
Локальная и смешанная стилизация в композиции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

5
2
0
 
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Раздел 2. Возрастные характеристики способностей к стилизации у обучающихся школ и дополнительного образования.

 
2.1
Возрастные особенности овладения способами стилизации в декоративной композиции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
2.2
Возрастные особенности овладения способами стилизации в декоративной композиции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
2
0
 
2.3
Возрастные особенности овладения способами стилизации в декоративной композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

4
2
0
 
2.4
Графические умения и динамика становления графической выразительности в композиционной деятельности учащихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

2
2
0
 
2.5
Декоративная стилизация в графике: от наивного обобщения к художественному образу. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6

5
2
0
 
2.6
Формат декоративной графической композиции как условие стилизации.Художественные материалы и техники при выполнении графической и живописной стилизации.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
2
0
 
2.7
Формат декоративной графической композиции как условие стилизации.Художественные материалы и техники при выполнении графической и живописной стилизации.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
2
0
 
2.8
Графическая стилизация в народной художественной культуре. Композиционный анализ декоративного мотива. Народный прототип в стилизации (упражнения) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6

2
2
0
 
2.9
Графическая стилизация в профессиональной  живописной культуре.Композиционный анализ авторского произведения(мотива). Авторский образный прототип в стилизации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6

12
2
0
 
2.10
Художественные материалы при выполнении графической стилизации. Разработка живописного и графического мотива разными вариантами техник и материалов.(упражнения) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

7
2
0
 
2.11
/Экзамен/

Э4 Э5 Э6

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к экзамену

1.Психолого-педагогические особенности декоративно-пластического мышления.

2.Развитие декоративных способностей в композиционной деятельности обучающихся.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.Идейно-художественное содержание стилизации (большой и малый стиль).

4.Возрастные особенности владения способами стилизации в декоративной композиции.

5.Формат декоративной графической композиции как условие стилизации.

6.Средства гармонизации художественной формы.

7.Законы композиционного построения.

8.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.

9.Формат и структурная организация картинной плоскости.

10.Организация композиционного центра.

11.Закон равновесия в композиции.

12.Симметрия и асимметрия в композиции.

13.Статика и динамика в композиции.

14.Способы членения плоскости композиции.

15.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.

16.Нюанс-контраст, тождество-полярность. Виды контраста.

17.Метр-ритм. Порядок расположения частей композиции – равномерный и неравномерный, резкий и плавный, встречной и параллельной направленности.

18.Отношения-пропорции. Золотое сечение. Модуль.

19.Размер-масштаб. Абсолютная и относительная величина.

20.Числовой и композиционный масштаб, соразмерность и сомасштабность.

21.Возрастные особенности композиционно-графической деятельности школьников.

22.Дидактические средства мониторинга результатов обучения школьников основам декоративной графтической композиции.

Контрольные задания

Задание 1:составить декоративную композиции с выраженным центром (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-растения, насекомые (ч/б решение).

Задание 2: составить декоративную композицию с выраженным ритмом элементов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-растения, насекомые, птицы (ч/б+ 1 цвет).

Задание 3: составить декоративную композицию с эффектом оверлеппинга  (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив- натюрморт (ч/б+ 2 цвета).

Задание 4: составить декоративную композицию с  эффектом трансформации объектов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-город (ч/б+ 3 цвета).

Задание 5: составить декоративную композицию с  эффектом изменения масштаба объектов (квадрат, круг, прямоугольник). Мотив-человек (ч/б + 4 цвета).

Задание 6: разработать методику анализа декоративной графической композиции для проверки работ обучающихся 5-7 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы рефератов

1.Стилизация и трансформация форм в декоративной композиции.

2.Декоративная стилизация по собственному признаку

3.Стилизация по заданному признаку.

4.Стилизация по собственному и заданному признаку.

5.Фактура как средство выражения художественного образа.

6.Передача фактуры средствами графики.

7.Передача художественных образов с помощью фактур в коллаже.

8.Виды цветовых композиций.

9.Ахроматические композиции.

10.Монохромия в композиции.

11.Полярные композиции.

12.Трехцветные композиции.

13.Многоцветные композиции.

14.Типы колорита в композиции.

15.Использование шкал, цветовых кругов при гармонизации цвета в композиции.

16.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.

17.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.

18.Выбор цвета в декоративной композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.

19.Контрасты цвета в декоративной композиции.

20.Свет как выразительное средство композиции.

21.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.

22.Методика работы над композицией натюрморта.

23.Методика работы над композицией пейзажа.

24.Методика работы над декоративной композицией портрета.

25.Методика работы над декоративной сюжетной композицией.

26.Развитие аналитического мышления школьника в процессе работы над декоративной графической композицией.

27.Особенности работки учителем дидактического сопровождения для изучения видов декоративно-графической композиции.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств дан в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бесчастнов, Н.П.
Основы композиции (история, теория и современная практика): монография: / Н. П. Бесчастнов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 222 c. — ISBN 978-5-4487- 0277-8. — Текст:электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76538.htm 
Саратов : Вузовское образование, 2018
 
Л1.2
Игнатьев, С. Е. 
Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов : / С. Е. Игнатьев. — Москва: Проект, 2017. — 161 c. — ISBN 978-2-8291-2555-4. — Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71801
Москва:Проект, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Барышников, А. П.
Основы композиции: /А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 196 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
Л2.2
Беляева, О. А. 
Композиция. практическое пособие для вузов: / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Глазова, М. В.
Изобразительное искусство. Алгоритм композиции : 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2019. — 220 c. — ISBN 978-5-89353-362-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88321.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
М.: Когито-Центр, 2019. , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Программа занятий по композиции: [сайт]. – URL:http://artisthall.ru/zanyatiya-kompoziciej/programma-zanyatij-po-kompozicii/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Методическая разработка по декоративной композиции на тему "Бумажная графика": [сайт]. – URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-dekorativnoy-kompozicii-na-temu-bumazhnaya-grafika-1667725.html (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
О ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ: [сайт]. – URL:https://studfiles.net/preview/1880969/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Особенности и виды декоративной композиции: [сайт]. – URL:https://autogear.ru/article/614/32/floristicheskaya-dekorativnaya-kompozitsiya-svoimi-rukami/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

   Методические указания к лекциям.

Лекция по дисциплине – главное звено дидактического цикла, который включает помимо лекций также практические занятия, контроль знаний и самостоятельную работу обучающихся. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций, овладение научной терминологией. Материалы лекционных курсов следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебные пособиях, научных статьях и монографиях, справочниках.

Изучение основ декоративной и графической композиции – необходимый фактор для создания обучающимися грамотных учебно-творческих работ. Помимо аудиторных занятий студенту необходимы самостоятельное изучение программы учебного курса. Композиция в декоративно – прикладном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема. Для того, чтобы профессионально–грамотно построить композицию с одним выраженным центром, а затем полицентрическую композицию. Для этого обучающиеся должны в изучении литературы, упражнениях укрепить знания по следующим законам и правилам её построения: Принципы формообразования в декоративной композиции (симметрия, асимметрия в декоративной композиции); ритм и ритмико-пластическое движение формы  (статика, динамика, экспрессия).

Курс выстроен так, что позволяет сформировать умения последовательно работать над декоративно-прикладным произведением - от замысла и эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы декоративной композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими заданиями по самостоятельному изучению основ декоративной композиции.

   Методические рекомендации к практическим занятиям

Аудиторные практические  занятия отводятся заданиям и упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к декораторской работе в интерьере, а также к пониманию в этом процессе роли художественного текстиля. Все средства построения произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий).

В рамках самоподготовки студент изучает цветовые, формальные возможности декоративной композиции с целью создания эскизов для текстильных изделий.

Выработка практических навыков в работе над изделием состоит в выполнении последовательных, методически 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
выстроенных этапов создания графического листа:

- разработка идеи декоративной композиции с учетом ее характера и назначения;

- поиск пластического, цветового и колористического решения (эскиз);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции - изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза декоративного изделия.

-курс предусматривает изучение дидактического потенциала декоративной композиции для преподавания его в школе.

     Методические указания к самостоятельной работе обучающихся ОЗО.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа обучающихся  в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим обучающимся по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

     Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.