2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п. н., доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – сформировать у магистрантов знания о системе работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в школе и в дополнительном образовании.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить основы организации различных форм деятельности с одаренными детьми в художественном образовании;
1.4
раскрыть научно-теоретические положения методики организации деятельности одаренных детей в сфере изобразительного искусства;
1.5
изучить формы организации деятельности одаренных школьников по направлениям изобразительного искусства;
1.6
дать необходимые умения по проектированию программы художественно-творческой деятельности одаренных детей и молодежи в школе и в ДО;
1.7
изучить способы командных форм учебного взаимодействия при работе с одаренными детьми и талантливой молодежи. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Сетевые образовательные проекты
2.1.3
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.2: Умеет: проектировать и осуществлять образовательный процесс с разными группами и на разных уровнях художественного образования
 
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.4: Грамотно, логично, аргументированно формулирует собственные суждения и оценки. Предлагает стратегию действий
 
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.3: Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
УК-3: Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.4: Демонстрирует понимание результатов (последствий) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролирует их выполнение
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования, методику обучения одаренных детей и талантливой молодежи в области изобразительного искусства;
3.1.2
основные концепции одаренности детей в области художественного творчества;
3.1.3
современные методики и технологии художественного образования, способствующие саморазвитию творческой личности;
3.1.4
способы построения позитивных межличностных отношений в группах разного возраста.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовывать внеурочное обучение школьников в области изобразительного искусства, направлять на саморазвитие творческую деятельность школьника;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.2.2
проектировать работу с одаренными детьми с использованием последних достижений психолого-педагогической науки;
3.2.3
проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
3.2.4
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду во внеучебной деятельности;
3.2.5
использовать полученные знания в решении учебно-воспитательных задач на практике.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации творческой деятельности школьника;
3.3.2
умениями ведения проектной, исследовательской и инновационной деятельности в образовании;
3.3.3
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.п.);
3.3.4
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
3.3.5
приемами и средствами  реализации основных и дополнительных программ в области художественного воспитания детей и молодежи.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Организация художественно-творческой деятельности с одаренными детьми и талантливой молодежью в школе и дополнительном образовании. 

 
1.1
Детская художественная одаренность и условия ее развития в учебной и внеучебной деятельности. Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности.

Содержания обучающих программ дополнительного образования в аспекте развития одаренности. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-1.4
2
0
 
1.2
Содержания обучающих программ дополнительного образования в аспекте развития одаренности. /Ср/
Л1.1

Э4 Э5

10
УК-1.4
2
0
 
1.3
Основные цели и задачи дополнительного образования одаренных  детей. /Пр/
Л1.1

Э4 Э5

2
УК-2.3
2
0
 
1.4
Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ ( основная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.). /Ср/
Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
УК-2.3
2
0
 
 
Раздел 2. Основы проектирования дополнительных образовательных программ работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

 
2.1
Особенности кружковой деятельности в школе.

Классификация программ ИЗО-кружка по направленности развития творческих способностей детей.

Содержание программы ИЗО кружка, его основные разделы.

Технология разработки программы ИЗО-кружка. /Пр/

Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.4 УК-3.4
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
2.2
Разработка дополнительной образовательной программы.

Разработка тематического плана программы внеурочной художественно-творческой деятельности.

Отбор учебного материала.

Распределение материала по темам. Оформление дополнительной образовательной программы. /Ср/

Л1.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-1.2 УК-2.3
2
0
 
2.3
Творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, решение кейс-задач, использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии), социальные проекты (выставки). /Пр/
Л1.1

Э4 Э5

2
УК-1.4 УК-3.4
2
0
 
2.4
Разработка программы творческих мероприятий для талантливой молодежи.  /Ср/
Л1.1

Э4 Э5

16
УК-2.3 УК-3.4
2
0
 
2.5
/Зачёт/

Э4 Э5

4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Контрольные вопросы к зачету

1. Что вы понимаете под системой дополнительного образования детей.

2. Какова практическая значимость дополнительного образования детей для развития современной школы.

3. Какие документы регламентируют условия организации  образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.  

4. Какие нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.  

5. Что регламентирует «Закон Российской Федерации «Об образовании».

6. Перечислите основные типы программ дополнительного образования детей.

7. Как классифицируют программы дополнительного образования детей.

8. Что включает в себя структура дополнительной образовательной программы.

9. Какие предъявляются требования к составлению программ дополнительного образования детей.

10. Что включает в себя пояснительная записка к программе дополнительного образования детей

11. Перечислите направления дополнительного образования детей.

12. Какие цели и задачи стоят перед дополнительным образованием детей?

13. Какая практическая значимость дополнительного образования детей?

14. Какую структуру имеет программа дополнительного образования детей?

15. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?

16. Какую структуру имеет тематический план программы дополнительного образования детей?

17. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?

18. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по количеству учебного времени?

19. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по темам?

20. Что необходимо учитывать при распределении учебного материала по количеству учебного времени?

21. Что необходимо учитывать при отборе учебного материала?

22. Какую структуру имеет программа дополнительного образования детей?

23. Какие требования предъявляются к программе дополнительного образования детей?

24. Как представлен тематический план в программе?

25. Какие вы можете назвать формы организации кружковых занятий?

26. Какие формы вы планируете использовать для реализации, разрабатываемой программы.

27. Какие вы можете назвать формы организации кружковых занятий?

28. Какие формы вы планируете использовать для реализации, разрабатываемой программы.

29. Что необходимо учитывать при выборе формы занятия?

30. Что необходимо учитывать при выборе приемов и методов проведения занятия?

31. Что необходимо учитывать при отборе учебного материала по теме занятия?

32. Что необходимо учитывать при выборе объекта труда?

33. Что необходимо учитывать при отборе  наглядного материала по теме занятия?

34. Какие современные средства вы можете использовать для разработки наглядного материала?

35. Что необходимо учитывать при отборе  образцов объектов труда по теме занятия?

36. В чем специфика организации занятия кружковой работы.

Контрольные задания:

1.Разработать программу внеурочной (кружковой) работы с обучающимися начальной и средней ступени обучения.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
2.Разработать элективный курс (по выбору).

3.Разработать мастер-класс для внеурочной занятости обучающихся разных ступеней.

4.Разработать программу внеурочной занятости обучающихся в учреждении ДО (кружок, студия, и пр.). 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерные темы эссе:

1.Характеристика системы дополнительного образования детей.

2.Практическая значимость дополнительного образования детей для развития современной школы.

3.Нормативно-правовая основа организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

4.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

5.Основные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании» в сфере дополнительного образования детей.

6.Назовите типы программ дополнительного образования детей.

7.Классификация программ дополнительного образования детей.

8.Структура программы дополнительного образования детей.

9.Основные требования к составлению программ дополнительного образования детей.

10.Что включает в себя пояснительная записка к программе дополнительного образования детей

11.Направления дополнительного образования детей.

12.Основные цели и задачи дополнительного образования детей

13.Практическая значимость дополнительного образования детей в современной системе образования.

14. Профессиональные требования к учителю ИЗО, организующему внеурочные занятия с обучающимися.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/436483 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Петрушин, В.И. 
Психология художественного творчества: Психология художественного творчества: учебное пособие : / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с.  — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444782
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Петрушин, В. И. 
Развитие творческих способностей: учебное пособие: / В. И. Петрушин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 173 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10523-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430715
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
Л2.3
Савенков А.И.
Психология детской одаренности : учебник для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07918-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513476
Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Байбородова, Л.В.
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2 -е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06162-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437113
Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Формы и методы огранизации внеурочной деятельности: [сайт]. – URL:http://ioc.rybadm.ru/project/fgos_3/gim18/pudova%20ob_politova%20ea_tekst.pdf  (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Формы организации внеурочной деятельности школьниковФормы организации внеурочной деятельности школьников: [сайт]. – URL:http://www.virtualacademy.ru/news/formy-organizacii-vneurochnoj-dejatelnosti-shkolnikov/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Организация внеурочной деятельности в начальной школе: [сайт]. – URL:http://www.maystro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2023:2015-03-17-07-44-03&catid=188:2015-03-17-05-51-32&Itemid=283 (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный

 
Э4
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
   Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   Методические указания к лекциям.

Лекция – наиболее приемлемая форма передачи обильной информации. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

     Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Для усвоения теоретического материала дисциплины применяется метод работы с литературными источниками (учебниками и пособиями, книгами, газетами, журналами, художественными альбомами), так как он даёт возможность студентам:

-самостоятельно получать знания, обрабатывая при этом полученную информацию;

-обращаться  вновь и вновь к  прочитанному, освежая в памяти важные моменты или переосмысливать информацию, дополняя её новыми фактами.

Иллюстрационный материал, который поможет обучающемуся при изучении данной дисциплины. Обучение  теоретическим и практическим основам дисциплины невозможно без наглядных методов обучения. Как известно, у студентов-художников лучше всего развито зрительное восприятие, поэтому восприятие учебного материал эффективно, если сопровождается зрительным рядом: метод иллюстрации, метод демонстрации, стендовый метод, метод педагогического рисунка.

При самостоятельной работе студентов используется исследовательский метод: подготовка к практическому занятию (работа в группах по решению кейс-задач), работа с научной, научно-методической, искусствоведческой литературой при выполнении заданий по выполнению самостоятельной работы.

В процессе осуществления практической деятельности  происходит формирование специальных умений и навыков, а вследствие этого – овладение конкретными  способами осуществления учебно-воспитательной  деятельности. Практическая часть содержания программы ставит своей целью привить студентам навыки проектирования  и организации кружковой деятельности школьника с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, проектирования элективных курсов с использованием последних достижений наук, использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциал других учебных предметов, использования полученных знаний в решении учебно-воспитательных задач на практике, решения задач управления воспитательным процессом в учреждениях дополнительного образования и его подразделений, осуществления педагогического процесса в различных возрастных группах.

Практические занятия с обучающимися проводятся по схеме:

а) вводная беседа и постановка задания;

б) выполнение практического задания (решение кейс-задачи);

в) обсуждение и подведение итогов работы.

При решении кейса студентам необходимо обратиться к материалам лекции, являющейся научно-методической базой для кейса, и к материалам практических занятий. В ходе практических занятий по дисциплине обязательно использование метода мастер-классов – наглядный показ, демонстрация этапов организации кружковой работы.

     Методические указания к самостоятельной работе (CРС).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся учится профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

     Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимусамостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы  обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

    При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.   

   Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.