2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Инновационные процессы в художественном образовании_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Инновационные процессы в художественном образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Инновационные процессы в художественном образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Батаева Л.А.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в сформировании профессиональной компетентности, способности проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований и и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности  как основы включения в инновационную педагогическую деятельность в образовании.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать знания об инновационной деятельности как функции управления образовательной организацией
1.4
ознакомить с теоретическими основами инноватики и  инновационных процессов в образовании
1.5
ознакомить с инновационными процессами в образовании в РФ
1.6
сформировать готовность проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, применять инновационные образовательные технологии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проблемы современного искусства
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
 
ОПК-8.2: Умеет: использовать современные специальные научные знания и результаты исследований для выбора методов в педагогической деятельности
 
ОПК-8.3: Владеет: методами, формами и средствами педагогической деятельности; осуществляет их выбор в зависимости от контекста профессиональной деятельности с учетом результатов научных исследований
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.3: Владеет: действиями по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций; действиями по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования
 
 
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
ОПК-2.3: Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП
 
 
ОПК-6: Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Знает: психолого-педагогические основы учебной деятельности; принципы проектирования и особенности использования психолого-педагогических (в том числе инклюзивных) технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает: педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
ОПК-7.2: Умеет: использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия  педагогической инноватики: инновационная деятельность, инновационная идея, инновационная программа, инновационное обучение
3.1.2
критерии инновационных процессов в образовании
3.1.3
основные направления инновационной деятельности в сфере образования
3.1.4
основные инновационные дидактические идеи, инновационные системы обучения, инновационные приемы обучения
3.1.5
основные принципы и направления проектирования педагогических инноваций и критерии их оценки
3.1.6
основные нормативные документы по модернизации образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
конкретизировать теоретические положения инновационных подходов и соотносить теорию с практикой
3.2.2
анализировать причины, тормозящие развитие инновационного процесса в образовательной организации
3.2.3
планировать и организовывать основные этапы инновационного процесса в образовательной организации
3.2.4
анализировать опыт и результаты инновационной деятельности в образовании
3.2.5
оценивать эффективность инновационных процессов
3.2.6
использовать способы пополнения профессиональных знаний на основе использования разнообразных источников их разных областей общей и профессиональной культуры
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом по изучению и передачи передового инновационного опыта
3.3.2
навыками по разработке  инновационного проекта
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. 

 
1.1
Методики стимулирования инициатив (технология «педагогическая мастерская»; технология проектного обучения; технология эвристического обучения: метод портфолио). Подготовка учителя к инновационной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
1.2
Типы, структура и этапы педагогической инновационной деятельности Основные компоненты инновационной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
1.3
Инновации в области образования /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
1.4
Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образования. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 2. Формирование навыков инновационной проектной деятельности в системе образования на основе методов стимулирования инициатив

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
2.1
Инновационные методы и технологии проектирования образовательной среды школы  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
2.2
Этапы разработки и реализации педагогических нововведений /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
2.3
Методики стимулирования инициатив (мозговой штурм, ситуационный анализ, творческая мастерская) /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.2 ОПК-8.3 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
2.4
Карта инновационной деятельности. Проектная технология в системе образования. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

11
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 3. Образовательные новации в отечественной и зарубежной школьной практике. 

 
3.1
Новые подходы к организации педагогического процесса в вузе и в школе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
3.2
Современные тенденции развития  образовательной системы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
3.3
Понятие об инновационной площадке. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как инструментальный механизм инновационного развития современной школы.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 4. Научный анализ инноваций в отечественном школьном образовании

 
4.1
Критерии и показатели эффективности инновационных процессов в сфере школьного образования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
4.2
Проблемы современного школьного образования  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 5. Международные системы оценки качества образования

 
5.1
Идеология и технология международных исследований (TIMSS, PISA, TEDS и др.) /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
5.2
Участие России в международных исследованиях качества образования.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Раздел 6. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.

 
6.1
Глобализация образования как педагогическая проблема. Условия вхождения России в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
6.2
Стратегии реформирования российской системы образования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-8.2 ОПК-1.3 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-7.1
1
0
 
6.3
/Экзамен/

Э3 Э4

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания

1. Инновация и инновационная деятельность в образовании.

2. Виды инноваций.

3. Педагогическая инноватика.

4. Условия рыночной экономики и необходимость интеграции в мировые инновационные процессы.

5. Инновационное развитие образовательной системы.

6. Формирование инновационной инфраструктуры в сфере образования.

7. Основные сложности прохождения инновационных технологий.

8. Путь негативного развития инновационного продукта.

9. Барьеры представителей руководства во внедрении инноваций.

10. Поэтапны переход от точечного внедрения новшеств и разработок в отдельные учреждения образования.

11. Традиционная или устаревшая инновация.

12. Инновационное образование.

13. Условия для инновации.

14. Развитие инноваций в Республике Татарстан.

15. Креативность и инновации в образовании.

16. Содержание инновационного процесса.

17. Проектирование нововведений

18. Методы организации инновационной деятельности в школе.

19. Особенность инновационного процесса.

20. Методология проектирования инновационного обучения.

21. Логика проектирования инноваций

22. Типология педагогических нововведений.

23. Отношение педагогов к нововведениям.

24. Руководитель сторонник инновации.

25. Сопротивления инновациям.

Примеры Кейс-задач:

Задание 1.

Разработайте и обоснуйте не менее 2-х вариантов программ наблюдений (включая протоколы наблюдений) для исследований на темы: «Готовность педагогического коллектива (школы, или другой образовательной организации) к инновационной деятельности».

Примеры проектных заданий:

Задание 1

Разработайте алгоритм написания инновационного проекта в школе.

Задание 2

Разработайте в малой группе инновационный проект для конкретной школы и шкалу оценки инновационного образовательного проекта.

Задание.

Разработать аналитический отчет о результатах работы школы в области разработки и реализации инновационных проектов и программ в рамках реализации учебно- воспитательного процесса в основной школе.

Требования к содержанию и объёму аналитического отчета. Аналитический отчет по изучаемому предмету является краткой научной и информационной работой, направленной на формирование у магистрантов научного представления о результатах образования, инновационных путях их достижения и способах оценки. Объем отчета не должен превышать 10 стандартных страниц. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Эссе

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
1. Инновационное развитие образовательной системы.

2. Формирование инновационной инфраструктуры в сфере образования.

3. Основные сложности прохождения инновационных технологий.

4. Путь негативного развития инновационного продукта.

5. Барьеры представителей руководства во внедрении инноваций.

6. Поэтапны переход от точечного внедрения новшеств и разработок в отдельные учреждения образования.

7. Традиционная или устаревшая инновация.

8. Инновационное образование.

9. Условия для инновации.

10. Развитие инноваций в Республике Татарстан.

11. Креативность и инновации в образовании.

12. Содержание инновационного процесса.

13. Проектирование нововведений

14. Методы организации инновационной деятельности

15. Креативность и инновации в образовании.

16. Содержание инновационного процесса.

17. Проектирование нововведений

18. Методы организации инновационной деятельности в школе.

19. Особенность инновационного процесса.

20. Методология проектирования инновационного обучения.

21. Логика проектирования инноваций

22. Типология педагогических нововведений.

23. Отношение педагогов к нововведениям.

24. Руководитель сторонник инновации.

25. Сопротивления инновациям.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ксензова, Г. Ю
Ксензова, Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования : учеб. пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/innovacionnye-processy-v-obrazovanii-reforma-sistemy-obschego-obrazovaniya-442099 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С. А. Щенников [и др.] 
Инновационные процессы в образовании. Тьюторство в 2 ч. Часть 1 : учеб. пособие для вузов / С. А. Щенников [и др.] ; под ред. С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06308-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/innovacionnye-processy-v-obrazovanii-tyutorstvo-v-2-ch-chast-1-434726: учебное пособие
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Медведь, Э. И.
Профессионально-ориентированная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности к организации досуга детей и молодежи : учебное пособие / Э. И. Медведь, О. И. Киселева. — Саратов : Вузовское образование, 2015. — 76 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36272.html
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Инновации в школьном образовании - видеоery.html. Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-prim (дата обращения 28.08.19)
 
Э2
Инновационные педагогические технологии в образовании. Презентация. Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.