2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Цифровые технологии и инновации в изобразительном искусстве_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Цифровые технологии и инновации в изобразительном искусстве
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.псх.наук, доцент, Вазиева А.Р. _________________
 
 
Цифровые технологии и инновации в изобразительном искусстве
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование способности применять современные коммуникативные технологии, реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования  с использованием современных технологий преподавания искусства, системного инструментария средств информационно- цифровых технологий с использованием современных технологий
1.2
преподавания искусства
1.3
Задачи дисциплины:
1.4
изучение компьютерных технологий, и их возможностей для развития художественных способностей обучающихся;
1.5
формирование умений применения  информационных технологии в реализации основных и дополнительных образовательных программ
1.6
формирование  навыков применения  информационных технологии в реализации основных и дополнительных образовательных программ с помощью информационно-цифровых технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.3
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Профессиональная коммуникация
2.1.5
Сетевые образовательные проекты
2.1.6
Научно-исследовательская работа
2.1.7
Учебная ознакомительная практика
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная  преддипломная практика
2.2.2
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (-ых) языке (-ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.2: Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1: Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных сообществ
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.3: Владеет: комплексом традиционных и инновационных педагогических технологий в области художественного образования.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности и основные сферы использования современной компьютерной техники в области художественного образования;
3.1.2
основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
3.1.3
современные информационно-цифровые методики и компьютерные технологии для обеспечения учебно- воспитательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять информационные технологии для решения профессиональных изобразительно-творческих задач;
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.2.2
использовать информационные технологии для поиска информации, и оптимальной организации учебно- творческого процесса;
3.2.3
использовать дистанционные технологии в образовательном процессе;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
применения компьютерных технологий в педагогической деятельности;
3.3.2
работы с информационно-цифровой средой в сфере художественного образования;
3.3.3
организации коллективной деятельности и общения с применением и нформационно-цифровых технологий;
3.3.4
информационно-технологическими методиками для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в художественных школах;
3.3.5
различными средствами информатизации учебно-воспитательного процесса.
3.3.6
опыт деятельности:
3.3.7
использования возможностей информационной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность и функции современных

мультимедиа систем и технологий

 
1.1
Классификация в области применения мультимедиа-технологий. Мультимедиа в художественном образовании. /Лек/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Физиологическиеосновы восприятияцвета Физические основы цвета.Особенности восприятия цвета. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

3
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Векторнаяи растровая  графика. Многообразие форматов графических файлов. /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

6
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Работа с сетевыми графическими форматами.Изучение возможностей работы с различными графическими стандартами.  /Пр/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Компьютерная графика. Типы компьютерной графики. Понятие растра ипикселя. /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Основные понятия звука. Форматы звуковых файлов.Возможность преобразования форматов. /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.7
Понятие мультимедиа-презентации. Основные типы презентаций.Инструментальные средства создания мультимедиа-презентаций. /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.8
Разработкамультимедиа-презентаций /Пр/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.9
Назначение и применение Java Script.Основы синтаксиса Java Script.  /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

8
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
1.10
Цифровое видео.Обработка видео.  /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

8
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.11
Язык HTML.Разработка HTML-страниц.   /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

3
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.12
Разработкамультимедиа-проигрывателя /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

6
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.13
Основы работы c технологией Flash /Ср/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.14
Создать небольшой интерактивный анимированный флеш-ролик или «флеш-урок» на

выбранную тему. /Ср/

Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

16
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
1.15
/Зачёт/
Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
УК-4.2 УК-5.1 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень контрольных вопросов

1. Что такое Impress?

2. Назовите основные этапы создания мультимедийных презентаций.

3. Что такое слайд?

4. Что такое рабочее пространство?

5. Какие виды мультимедийного контента может включать в себя презентация?

6.Как создать многослойное изображение (коллаж), совмещающее несколько фрагментов других изображений;

7. Как создать файл gif-анимации;

8. Как создать рисунок текста с применением различных «эффектов;

9. Как создать изображение из примитивов;

10. Как создать шаблон кнопки для сайта и шаблон заголовка;

11. Как создать изображение, демонстрирующие применение различных фильтров и работу с маской.

12.Назовите основные этапы работы с цифровым звуком?

13. Что такое Audacity?

14. Что такое аудиодорожка?

15. Как разбить аудиофайл на несколько частей при помощи программы для обработки и монтажа аудиозаписей?

16. Как наложить одну аудиодорожку на другую?

17.Что такое Windows Movie Maker?

18. Как вставить статические сцены в фильм?

19. Как внедрить титры в фильм?

20. Как применить визуальные эффекты в фильме?

21. Как наложить звуковую дорожку на видеоряд?

22.то такое HTML?

23. Что такое JavaScript?

24. Что такое CSS?

25. Назовите основные раздели веб-страницы и их назначение?

26. Что такое тег, какие виды тегов Вы можете назвать?

27.Что такое символы во Flash MX?

28 Как настроить частоту кадров ролика?

29. Что делает метод Motion- tweening?

30. Что делает метод Shape-tweening?

31. Какие операции можно выполнять со сценами?

Контрольное задание:

Создать небольшой интерактивный анимированный флеш-ролик или «флеш-урок» на выбранную тему.

При этом должны выполняться следующие условия:

1. Продолжительность не менее 60 секунд;

2. Использовать не менее трех сцен;

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3. Применить различные эффекты перемещения и трансформации;

4. Применить эффекты анимации к тексту;

5. Реализовать звуковое сопровождение и наличие альтернативных переходов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерные темы рефератов:

1. Особенности содержания терминов: «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые технологии», «Современные информационные технологии», «Мультимедийные технологии», «Интерактивный режим обучения».

2. Этапы развития компьютерных технологий в системе образования.

3. Типы информационно-образовательных сред

4. Закрытые информационно-образовательные среды.

5. Открытые информационно-образовательные среды.

6. Методические цели использования компьютерных технологий в дополнительном образовании.

7. Принципы создания образовательного портала.

8. Методические цели использования программных средств учебного назначения.

9. Принципы построения компьютерных обучающих программ.

10. Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения.

11. Основная задача и направления внедрения компьютерных технологий в обучении.

12. Виды дистанционного обучения и условия для его внедрения.

13. Основные требования, предъявляемые к обучающемуся при дистанционном обучении.

14. Типологические признаки информационных проектов.

15. Возможности глобальной сети Internet для современного образования.

16. Дидактические условия, необходимые для эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения.

17. Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий в образовании.

18. Понятие единой информационно-образовательной среды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении 1 к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова Е.А
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437244 
— М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Литвина Т. В
Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / Т. В. Литвина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10964-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444485 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лаврентьев, А.Н. [и др.] 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо в: Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузо -/ А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под ред. А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424029
Москва, Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Э1
Классификация и области применения мультимедиа приложений. studfiles.net [сайт]:-URL:https://studfiles.net/preview/2081557/page:21/ (дата обращения 12.08.2018).- Текст: электронный
 
Э2
Текстовая информация. Использование текста. Гипертекст. Потоки текстовой информации. Шрифт/Магеаобучалка  [сайт]:-URL:https://megaobuchalka.ru/6/32531.html (дата обращения 12.08.2018).- Текст: электронный
 
Э3
Физиология восприяия цвета человеком /studwood.ru [сайт]:-URL:https://studwood.ru/2046309/bzhd/fiziologiya_vospriyatiya_tsveta_chelovekom (дата обращения 12.08.2018).- Текст: электронный
 
Э4
12 лучших инструментов для работы с цветом/Лайфхакер. -[сайт]:-URL:https://lifehacker.ru/12-tools-for-color/(дата обращения 10.08.2018).- Текст: электронный
 
Э5
Растровая и векторная графика/Дизайн и разработка сайтов:fotodizart.ru  -[сайт]:-URL:https://fotodizart.ru/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html (дата обращения 10.08.2018).- Текст: электронный
 
Э6
Сетевые графические форматы/studbooks.net [сайт]:-URL:https://studbooks.net/2264537/informatika/setevye_graficheskie_formaty дата обращения 10.08.2018).- Текст: электронный
 
Э7
Мультимедийные технологии в образоании/Инфоурок  -[сайт]:-URL:https://infourok.ru/material.html?mid=85142дата обращения 10.08.2018).- Текст: электронный
 
Э8
Электронный каталог ФГБОУ ВО «НГПУ» - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э9
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам  увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.