2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Практикум по социализации одарённых детей_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по социализации одарённых детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старш.преп. , Батаева Л.А. _________________
 
 
Практикум по социализации одарённых детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Батаева Л.А.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисиплины: формировать способности реализовывать основные и дополнительные образовательные программы,  организовать и руководить деятельностью  в  работе с одаренными детьми в условиях их социализации
1.2
Задачи освоения дисиплины:
1.3
сформировать представление о системе психолого-педагогической  работы, методическом сопровождении  в реализации  программ  с одаренными детьми
1.4
сформировать умения по применению методов диагностики одаренных детей и технологиям работы одаренными детьми и их социализации
1.5
сформировать навыки взаимодействия в реализации основных и дополнительных образовательных программ, организовывать и руководить деятельностью  в  работе с одаренными детьми в условиях их социализации
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Сетевые образовательные проекты
2.1.3
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.2: Умеет: проектировать и осуществлять образовательный процесс с разными группами и на разных уровнях художественного образования
 
 
УК-3: Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
УК-3.5: Эффективно взаимодействует с членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды. Соблюдает этические нормы взаимодействия
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятия задатки, одаренность, способности
3.1.2
теории одаренности
3.1.3
методы диагностики и работы с одаренными детьми по их социализации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
различить понятия задатки, одаренность, способности
3.2.2
анализировать теории одаренности по различным критериям
3.2.3
подбирать методы диагностики и технологии работы с одаренными детьми по их социализации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками мышления в понятиях одаренности
3.3.2
навыками анализа теорий одаренности по различным критериям
3.3.3
навыками применения методов диагностики одаренности и технологиями работы с одаренными детьми по их социализации
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие об общих способностях

 
1.1
Общие и специальные способности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
1.2
Понятие общих и специальных способностях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 2. Проблема одаренных детей

 
2.1
Зарубежные и отечественные теории одаренности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
2.2
Зарубежные и отечественные теории одаренности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 3. Методы диагностики одаренных детей

 
3.1
Методы диагностики разных видов одаренности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
3.2
Методы диагностки интеллекта, креативности, обучаемости /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
3.3
Методы диагностики специальных способностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
3.4
Методы диагностики одаренных детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

30
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
 
Раздел 4. Технологии работы с одаренными детьми

 
4.1
Технологии работы с  одаренными детьми /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
4.2
Технологии работы с интеллектуально одаренными детьми /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
4.3
Технологии работы с художественно-творчески одаренными детьми /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
4.4
Технологии работы с инженерно-технически одаренными детьми /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
4.5
Технологии работы с одаренными детьми по их социализации /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

35
ПК-1.2 УК-3.2 УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
УК-3.5 УК-5.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень контрольных вопросов

1. Понятия задатки и способности.

2. Анатомо-физиологические основы задатков.

3. Условия развития способностей.

4. Общие и специальные способности.

5. Соотношение понятий способности, одаренность, талант, гениальность.

6. Понимание способностей: Б.М.Тепловым

7. Когнитивная парадигма в понимании общих способностей (В.Н.Дружинин)

8. Понятие креативности.

9. Теории креативности.

10. Понятие обучаемости.

11. Понимание способностей В.Д. Шадриковым.

12. Интеллект как форма организации ментального опыта (М.А.Холодная).

13. Подход в понимании интеллекта Ф.Гальтоном.

14. Подход в понимании интеллека К.Спирменом.

15. Биогенетические и социогенетические теории развития одаренности.

16. Методы диагностики интеллекта.

17. Методы диагностики креативности.

18. Методы диагностики обучаемости.

19. Технологии работы с детьми интеллектуальными способностями.

20. Технологии работы с детьми с художественно-творческими способностями.

21. Технологии работы с детьми с инженерно-творческими способностями.

22. Прогнозирование развития одаренной личности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерные темы рефератов

Концепция одаренности Б.М.Теплова

Концепция возрастной одаренности Н.С.Лейтеса.

Модель структуры интеллекта Дж.ГилфордаКонцепция одаренности Дж.Рензулли.

Одаренность как проявление своеобразия индивидуального ментального опыта М.А.Холодной.

Концепция Говарда Гарднера.

Мюнхенская модель одаренности.

Концепция одаренности Ю.Д.Бабаевой.

Концепция одаренности В.Н.Дружинина.

Рабочая концепция одаренности в отечественной психологии.

Интегративная концепция одаренности.

Проблема определения одаренности.

Особенности психического развития одаренных детей.

Гетерохрония и диссинхрония развития одаренных детей.

Особенности психосоциального развития  одаренных детей.

Основные элементы модели диагностики одаренности.

Прогнозирование развития одаренной личности.

Практический интеллект и жизненный успех.

Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных детей.

Содержание образования и развитие детской одаренности.

Формы организации и педагогические аспекты проблемы разработки содержания образования одаренных.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении 1  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Савенков, А. И.
Психология детской одаренности : учебник для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07918-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513476 : Учебникдля вузов
Москва: Юрайт, 2023
 
Л1.2
Дружинин, В. Н.
Психология общих способностей : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09237-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516754 : Учебное пособие
Москва: Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Холодная, М. А.
Холодная, М. А.  Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516242: Учебное пособие
Москва: Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Борисенко, В. П. 
Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса (практические рекомендации): методическое пособие : Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса (практические рекомендации) [Электронный ресурс] : методическое пособие / В. П. Борисенко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский гуманитарный университет, 2017. — 82 c. — 978 -5-906912-82-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74723.html.
Московский гуманитарный университет,, 2017 
 
Л3.2
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/436483 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Работа одаренными детьми. Презентация. Режим доступа: https://ppt4web.ru/pedagogika/rabota-s-odarjonnymi-detmi0.html (дата обращения: 28.08.2019)
 
Э2
Способности как психическое свойство. Презентация. Режим доступа: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_psihologii_na_temu_sposobnosti_kak_psihicheskoe_svojstvo-202298/228089 (дата обращения: 28.08.2019)
 
Э3
Методика работы с одарёнными детьми. Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах. Презентация. Режим доступа: http://uchitelya.com/izo/107899-prezentaciya-metodika-raboty-s-odarennymi-detmi-podgotovka-shkolnikov-k-uchastiyu-v-olimpiadah-konkursah.html (дата обращения: 28.08.2019).
 
Э4
Электронный каталог ФГБОУ ВО «НГПУ» - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, 

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации  устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.