2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Педагогика_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет 3, 5 зачет с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
150
аудиторные занятия
102
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
15 4/6
16 4/6
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
30
30
Практические
14
14
32
32
26
26
72
72
Итого ауд.
28
28
48
48
26
26
102
102
Кoнтактная рабoта
28
28
48
48
26
26
102
102
Сам. работа
44
44
60
60
46
46
150
150
Итого
72
72
108
108
72
72
252
252
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: формирование теоретических знаний студентов и приобретение ими компетенций по осуществлению педагогической деятельности
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
обеспечение освоения обучающимися основных методологических подходов к пониманию, конструированию и интерпретации педагогических знаний;
1.5
формирование у обучающихся общих представлений о целостностном педагогическом процессе, его сущности, закономерностях, принципах, содержании, методах, формах и средствах осуществления;
1.6
приобретение теоретических знаний, а также применение психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития и воспитания, необходимых для работы с различным контингентом обучающихся;
1.7
Формирование способности взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации программ развития универсальных учебных действий, формирования развивающей образовательной среды для достижения личностных результатов обучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.4
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.5
Технологии цифрового образования
2.1.6
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.7
Финансово-экономический практикум
2.1.8
Основы медицинских знаний
2.1.9
Русский язык и культура речи
2.1.10
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.2.3
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.4
Основы вожатской деятельности
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.7
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.8
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.9
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.2.10
Производственная педагогическая  практика
2.2.11
Теория и технологии начального математического образования
2.2.12
Философия
2.2.13
Искусство и технология в начальной школе
2.2.14
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
2.2.15
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.16
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.17
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.18
Формирование метапредметных образовательных результатов в НОО
2.2.19
Курсовая работа по теории и методике начального образования
2.2.20
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.21
Производственная педагогическая практика
2.2.22
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.23
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.24
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.25
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.26
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.27
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.28
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.29
Методика формирования УУД у младших школьников
2.2.30
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.31
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции образовательных областей (ФГОС ДО) и учебных предметов (ФГОС НОО) для организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение жизни
3.1.2
основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивающие конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений
3.1.3
принципы и технологии разработки основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС общего образования
3.1.4
принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов основы основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.1.5
сущность, принципы  духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.1.6
особенности осуществления контроля и оценки образовательных результатов обучающихся и коррекции трудностей в обучении
3.1.7
психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.1.8
особенности взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
3.1.9
особенности осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний
3.1.10
психолого-педагогические условия создания развивающей образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать личностные ресурсы по достижению целей саморазвития  и управления своим временем при реализации траектории саморазвития
3.2.2
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
3.2.3
разрабатывать программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
3.2.4
осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
3.2.5
проектировать индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
3.2.6
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов
3.2.7
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2.8
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов обучающихся на основе принципов объективности и достоверности, корректировать трудности в обучении, разрабатывать предложения по совершенствованию образовательного процесса
3.2.9
применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями взаимодействия с взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
3.2.10
осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных знаний, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности
3.2.11
использовать образовательный потенциал развивающей среды  для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
3.3.2
навыками разработки отдельных компонентов основных и дополнительных образрвательных программ. в том чиле с использованием информационно-коммуникативных технологий
3.3.3
приемами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов
3.3.4
методами  духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.3.5
приемами осуществления контроля и оценки образовательных результатов обучающихся и корректировки трудности в обучении
3.3.6
психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.3.7
способами конструктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса по всем вопросам обучения, воспитания, развития обучающегося
3.3.8
специальнвми знаниями для проектирования и осуществления педагогической деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Общая педагогика. Введение в педагогическую деятельность

 
1.1
Педагогическая наука и междисциплинарные исследования в образовании как основа педагогической деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.2
3
0
 
1.2
Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Специфика педагогической деятельности на различных этапа /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-2.1
3
0
 
1.3
Структура и особенности педагогической деятельности. Конструктивный, организационный, коммуникативный и исследовательский компоненты.   /Лек/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.2
3
0
 
1.4
Педагогическая наука и междисциплинарные исследования в образовании как основа педагогической деятельности. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
 
1.5
Проблемы осуществления педагогической деятельности на современном этапе. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-2.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1
3
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.6
Профессионально - личностное становление и развитие педагога. Профессия учителя в современном мире.Профессиональная деятельность. Требования ФГОС к личности и профессиональной компетентности педагога. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4

4
УК-6.1 УК-6.2
3
0
 
 
Раздел 2. История образования и педагогической мысли

 
2.1
Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития. Развитие отечественной педагогики /Лек/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-4.1
3
0
 
2.2
Зарождение воспитательных и образовательных традиций. Педагогические идеи античности.Педагогическая мысль в Средние века и в эпоху Возрождения. /Пр/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-4.1
3
0
 
2.3
Зарождение воспитательных и образовательных традиций. Педагогические идеи античности /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-4.1
3
0
 
2.4
Развитие отечественной педагогики. /Лек/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.2
3
0
 
2.5
Развитие образования и педагогики в эпоху Нового времени и в начаде 20 века /Пр/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-4.1
3
0
 
2.6
Развитие педагогической мысли и образовательных традиций в России /Ср/
Л1.3Л2.1

8
3
0
 
 
Раздел 3. Сущность целостного педагогического процесса

 
3.1
Понятие целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Содержание целостного педагогического процесса.Научные основы определения содержания образования и воспитания. /Лек/
Л1.3Л2.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса. Сущность воспитательного процесса. Педагогическая поддержка и сопровождение. /Пр/
Л1.3Л2.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
3.3
Педагогическая деятельность. Понятие «педагогическая технология». Классификация педагогических технологий (Г.К.Селевко, М.М.Левина). Педагогическая техника. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1 Э3 Э4

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.4
Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса /Лек/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.2
3
0
 
3.5
Сущность процесса обучения.Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса.   /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.2
3
0
 
3.6
Педагогическая техника. Педагогическая поддержка и сопровождение. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э4

6
ОПК-2.2 ОПК-5.1
3
0
 
 
Раздел 4. Управление функционированием и развитием образовательных систем и учреждений. 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.1
Педагогическое управление и менеджмент в образовании.Основные функции управления. Основные принципы управления педагогическими системами. Школа как объект управления.  /Лек/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.2 ОПК-7.3
3
0
 
4.2
Мониторинг как составная часть управления образованием. /Пр/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

2
УК-6.1 УК-6.2 ОПК-5.3
3
0
 
4.3
Теория и практика управления образованием.  /Ср/
Л1.3Л2.1

Э3 Э4

8
ПК-3.2
3
0
 
4.4
/Зачёт/

0
3
0
 
 
Раздел 5. Теория и практика обучения. Предмет и задачи теории обучения (дидактики).  

 
5.1
Понятие “дидактика”. Соотношение понятий «образование», «обучение». Функции образования и функции обучения. Предмет дидактики. Методологические основания дидактики. Задачи дидактики  /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-5.1
4
0
 
5.2
Закономерности и принципы образовательного процесса. Законы в дидактике. Специфика дидактических закономерностей. Принципы обучения. Классификация принципов обучения /Пр/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
 
5.3
Исторические этапы развития дидактики /Ср/
Л1.2Л2.1

8
ОПК-4.1
4
0
 
5.4
Цели и содержание образования как фундамент базовой культуры личности /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
4
0
 
5.5
Формирование содержания образования на основе различных дидактических теорий /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-5.3 ОПК-6.1
4
0
 
5.6
Структура содержания образования. Отбор содержания образования /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-5.1
4
0
 
5.7
Учебник и его дидактические возможности /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

8
ОПК-2.1 ОПК-5.1
4
0
 
5.8
Компетентностный подход как основа построения содержания и стандартов современного образования /Лек/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
УК-6.2 ОПК-1.2
4
0
 
5.9
Ключевые компетенции и их структура.  /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
УК-6.2 ОПК-1.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
4
0
 
5.10
Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». Образовательные компетенции. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

8
УК-6.2 ОПК-1.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
4
0
 
5.11
Методы обучения как сотворчество учителя и ученика.  /Лек/
Л1.2Л2.1

2
ОПК-5.1
4
0
 
5.12
Классификация методов обучения.  /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1

Э2 Э3

2
ОПК-5.1
4
0
 
5.13
Современные методы обучения /Ср/
Л1.2Л2.1

8
ОПК-8.1
4
0
 
5.14
Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации процесса обучения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-8.2 ПК-3.1
4
0
 
5.15
Классификация форм обучения. /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-3.3
4
0
 
5.16
Трактовки понятия "организационные формы обучения" /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-3.3
4
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5.17
Смешанное обучение. Специфика дистанционного учебного занятия. /Ср/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-5.1 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ПК-3.1 ОПК-3.3
4
0
 
5.18
Дидактические направления современного образования /Лек/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
4
0
 
5.19
Характеристика основных направлений современного образования /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-4.1 ОПК-5.1
4
0
 
5.20
Частные возрастные дидактики /Пр/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4

6
ОПК-6.1
4
0
 
5.21
Развитие дидактических систем в различные исторические эпохи.  /Ср/
Л1.2Л2.1

8
4
0
 
5.22
Цифровые технологии, влияющие на трансформацию образовательного процесса /Ср/
Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2.3 ПК-3.1
4
0
 
5.23
Международные сопоставительные исследования качества образования  /Лек/
Л1.4Л2.1

2
4
0
 
5.24
Международные сопоставительные исследования качества образования (включая исследования PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS). /Пр/
Л1.4Л2.1

Э3 Э4

4
УК-6.1
4
0
 
 
Раздел 6. Практикум по педагогической диагностике образовательных результатов. Инструменты оценки качества общего образования

 
6.1
Оценка как механизм диалога и саморазвития: открытость и прозрачность. Психологические основания современных систем оценки результатов обучения. Различение диагностики и проверки образовательных результатов обучающихся. /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
5
0
 
6.2
Оценка и методы формирования метапредметных образовательных результатов. Встроенное в урок наблюдение.   /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-5.3
5
0
 
6.3
Метод экспертных оценок. Экспертная оценка действий обучающихся при групповых формах проектирования. /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-7.2 ОПК-7.3
5
0
 
6.4
Оценочные инструменты и процедуры: требования к разработке, описание, использование /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3

4
ОПК-6.2
5
0
 
6.5
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных образовательных результатов. Связь универсальных учебных действий с учебными предметами. Методики оценки сформированности метапредметных образовательных результатов /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3

6
ОПК-5.3 ОПК-7.2 ОПК-7.3
5
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.6
Формирующее оценивание. Подходы к формирующему оцениванию. Принципы формирующего оценивания. Обратная связь от учителя и использование самооценки. Развитие умения учиться.  /Пр/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.2
5
0
 
6.7
Мониторинг в системе оценки качества образования /Ср/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
5
0
 
6.8
Современные средства оценивания в общеобразовательной школе /Ср/
Л1.4Л2.2

8
ОПК-5.2
5
0
 
6.9
Приемы и технологии оценивания метапредметных результатов обучающихся /Ср/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2
5
0
 
6.10
Требования ФГОС к оценке образовательных результатов обучающихся. Система оценивания образовательных результатов обучающихся /Ср/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-1.2 ОПК-2.2 ОПК-8.1
5
0
 
6.11
Подходы к оценке образовательных достижений обучающихся /Ср/
Л1.4Л2.2

Э2 Э3 Э4

6
УК-6.1 ОПК-1.2 ОПК-2.2 ОПК-5.2
5
0
 
6.12
Формирующее оценивание.Варианты использования формирующего оценивания /Ср/
Л1.4Л2.2

Э3 Э4

8
УК-6.1 УК-6.2 ОПК-2.2
5
0
 
6.13
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-6.1 УК-6.2 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация (2 курс, 3 семестр).

Вопросы и задания к зачету.

1. Педагогика как гуманитарная наука о человеке: ее объект, предмет, задачи и функции.

2. Объект, предмет и функции педагогики.  Категории педагогической науки: об-разование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая дея-тельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

3. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как различные способы освоения педагогической действительности. Функции педагогической науки и педагогической практики. Основные методологиче-ские принципы педагогики.

4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.

5. Педагогическая наука и междисциплинарные исследования в образовании как основа педагогической деятельности.

6. Роль педагога в современном обществе. Характеристика педагогических специ-альностей.

7. Понятие педагогической деятельности, ее структура.

8. Основные функции и виды педагогической деятельности.

9. Личностные и профессиональные качества учителя.

10. Характеристика профессиональной компетентности.

12. Этапы и основные источники развития педагогики.

13. История педагогики и образования как отрасль научного знания.

14. Воспитание и школа в Античном мире и в Средиземноморье.

15. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Средние века в Западной Европе и у народов Востока.

16. Школа и педагогика в странах Западной Европы в Новое время (XVII - XVIII века).

17. Зарубежная педагогика, школа, общественное дошкольное воспитание и педагогическая мысль в Западной Европе в конце XIX веке - первой половине XX века.

18. Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVII в.

19. Просвещение и школа в России в XVIII веке.

20. Народное образование и педагогическая мысль в первой половине XIX века.

21. Реформирование народного образования и педагогическая мысль во второй половине XIX.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
22. Развитие школы и педагогики в советский период.

23. Дидактика как педагогическая теория обучения.

24. Цели и задачи современного обучения.

25. Сущность содержания образования.

26. Нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного и начального общего образования.

27. Общее понятие о воспитании и воспитательном процессе, функции, закономерности и принципы воспитания.

28. Логика воспитательного процесса.

29. Современные концепции и базовые теории воспитания личности.

30. Отражение содержания воспитания в нормативных документах.

31. Современные педагогические технологии.

32. Современные концепции воспитания.

33. Характеристика педагогической системы.

34. Особенности процесса обучения и его взаимосвязь с целостным процессом образования

35. Педагогическое управление и менеджмент в образовании.

36. Основные функции управления. Основные принципы управления педагогическими системами.

37. Педагогический менеджмент. Принципы. Функции. Методы

37. Школа как педагогическая система и объект управления.

38. Мониторинг как составная часть управления образованием.

39. Система внутришкольного контроля.

40. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

Задание. Составить список ключевых слов по теме «Педагогика XXI века». Какие понятия вы включите в этот список?  Какие из этих понятий можно рассматривать как признаки таких категорий, как воспитание, обучение, развитие личности?

Промежуточная аттестация (2 курс, 4 семестр).

Вопросы и задание к зачету с оценкой

Перечень вопросов и задание к зачету

1. Понятие о педагогических технологиях обучения. Признаки технологии обучения. Соотношение понятий: педагогическая технология и технология обучения.

2. Классификация образовательных технологий (по Г.К. Селевко; по В.В.Гузееву; по  В.П.Беспалько и др.)

3. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач.

4. Общая характеристика технологий педагогической деятельности.

5. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

6. Педагогические технологии и педагогические задачи.

7. Авторские технологии обучения.

8. Технологии планирования образовательного процесса. Выбор стратегии обучения.

9. Технологии педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

10. Технология личностно-ориентированного обучения.

11. Приемы и технологии мотивации и рефлексии при организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

12. Формы, методы и технологии организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

13. Современные дидактические концепции и теории.

14. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

15. Индивидуализация и дифференциация обучения. Технология реализации индивиду-ального и дифференцированного подхода в обучении.

16. Современные модели организации обучения. Выбор доминирующей модели обучения.

17. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Нормативные документы, регламентирующие образовательные отношения. Основная образовательная программа.

18. Процесс обучения как управление учебной деятельностью обучающихся. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности обучающихся.

19. Сущность методов обучения. Классификация методов обучения.

20. Теоретические основы технологии развивающего обучения.

21. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

22. Формы организации обучения.  Урок как форма обучения. Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы.

23. Возможности различных форм организации обучении при использовании технологии индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

24. Технологии инклюзивного образования.  Особенности проектирования образователь-ного процесса при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

25. Технологии оценки образовательных результатов обучающихся.

26. Закономерности и принципы обучения.

27. Методологическая основа процесса обучения.

28. Логика процесса обучения и его основные компоненты.

29. Функции процесса обучения.

30. Значимые идеи и подходы современной дидактики. Личностный подход.

31. Значимые идеи и подходы современной дидактики. Деятельностный подход.

32. Вариативные модели обучения. Выбор доминирующей модели обучения.

33. Сравнительная характеристика различных моделей обучения.

34. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут обучающегося». Технология разработки индивидуального 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
образовательного маршрута обучающегося.

35.Сущность, стратегия, функции педагогической диагностики.

36. Состав педагогической диагностики. Диагностика процесса и результатов обучения.

37. Проверка и оценка результатов обучения.

38. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

39. Виды и требования к контролю и оценки знаний.

40. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

41. Сущность и дидактические характеристики организации проблемного обучения.   Технология создания проблемных ситуаций  на уроке.

42. Типы проблемных ситуаций. Создание проблемной ситуации науроке. Достоинства и недостатки использования проблемного обучения

43. Общие основы технологий развивающего обучения. Различные концепции развивающего обучения

44. Развивающее обучение в образовательном процессе. Понятие «учебная задача». Особенности формирования учебной деятельности.

45. Особенности проектирования урока и учебных ситуаций в логике системно-деятельностного подхода.

46. Цели учебной деятельности, ее структура, особенности организации учебной деятельности обучающихся в логике деятельностного подхода

47. Этапы формирования учебной самостоятельности обучающихся.

48. Дидактические приемы стимулирования внутренней активности обучающихся в учебной деятельности, формирование их самостоятельности.

49. Педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучаю-щимся в процессе развивающего обучения.

50. Сценирование деятельностного урока. Дидактические особенности разработки учебных заданий.

Задание.

Разработать фрагмент сценария урока с обоснованием выбора технологии и способа ее реализации с конкретной группой  обучающихся с обозначенными задачами формирова-ния универсальных учебных действий.

Промежуточная аттестация (3 курс, 5 семестр).

Примерные вопросы к дифференцированному зачету

1. Оценочные инструменты и процедуры: требования к разработке, описание, ис-пользование.

2. Оценка как механизм диалога и саморазвития: открытость и прозрачность.

3. Различение диагностики и проверки образовательных результатов обучающихся.

4. Психологические основания современных систем оценки результатов обучения.

5. Особенности оценки метапредметных результатов обучающихся.

6. Основные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся.

7. Внутришкольный мониторинг, формы оценки, периодичность оценки.

8. Современные средства оценивания в общеобразовательной школе.

9. Требования ФГОС к оценке образовательных результатов обучающихся. Система оценивания образовательных результатов обучающихся.

10. Формирующее оценивание. Подходы к формирующему оцениванию.

11. Организация и содержание процедур по оценке метапредметных результатов в школе.

12. Потрфолио как форма оценки метапредметных результатов обучающихся.

13. Процедура внутришкольного мониторинга достижения метапредметных результатов обучающихся.

14. Особенности реализации программы формирования универсальных учебных действий.

15. Универсальные учебные действия как часть метапредметных результатов обуче-ния (раскрыть на примере рабочих программ учебных предметов).

16. Подходы к оценке образовательных достижений обучающихся

17. Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности.

18. Оценивание результатов проектной деятельности обучающихся

19. Оценивание результатов исследовательской деятельности обучающихся.

20. Принципы формирующего оценивания.

21. Диагностика базовых логических действий обучающихся. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

22. Диагностика базовых исследовательских действий обучающихся. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

23. Диагностика действий по работе с информацией.  Примеры и описание диагно-стических заданий и методик.

24. Диагностика навыков общения. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

25. Диагностика навыков совместной деятельности. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

26. Диагностика самоорганизации. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

27. Диагностика самоконтроля. Примеры и описание диагностических заданий и методик.

28. Мониторинг школьной успеваемости как тестовый инструмент оценки учебно-предметных компетенций школьников.

29. Метапредметные результаты как новый образовательный результат. Современные подходы к оценке метапредметных результатов обучающихся.

30. Международные сопоставительные исследования качества образования (включая исследования PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS).

Задание:

Спроектируйте контрольно-оценочные средства на диагностику метапредметного  результата.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Текущий контроль успеваемости.(2 курс, 3 семестр)

Практическое задание (эссе).

- Детство и ребенок в системе общечеловеческих ценностей.

- Детство и социум – проблемы взаимодействия. Основные стратегии работы педагога.

- Ресурсы открытого образования в педагогической деятельности: как их использовать?

- Специфика педагогической профессии. Профессия педагог в эпоху цифровизации образования.

- Социальная миссия и профессиональные функции педагога. Основные виды профессиональной деятельности.

- Воспитание может все – воспитание бессильно.

- Все начинается с учителя – учитель не играет значительной роли в жизни человека.

- Универсальные педагогические парадигмы: Парадигма педагогики авторитета. Парадигма педагогики манипуляции. Парадигма педагогики поддержки.

- Универсальные педагогические парадигмы: Педагогика – это наука.  Педагогика – это искусство!? Педагогика – это технология!?

- Педагогика в метафорах и фольклоре.

- Образ учителя кинематографе и художественной литературе.

- Эклектика детских образов кинематографе и в произведениях искусства.

- Мой идеал учителя.

- В чем заключается специфика педагогического видения ребенка? Чего не понимают взрослые и стремятся понять?

- «Современный ребенок: какой он?»

- Какой должна быть современная педагогика и современная школа?

Контрольная работа (4 семестр)

Вариант 1.

1). В чем заключаются основные движущие силы и противоречия образовательного про-цесса?

2). На разрешение каких основных противоречий обучения направлены современные об-разовательные программы?

3). В чем состоит и как реализуется свойство целостности образовательного процесса в педагогической науке и практике?

4). Опишите логику образовательного процесса с точки зрения его задачной структуры и феноменологии.

5). Какие характеристики целостного образовательного процесса отвечают поликультур-ной среде развития личности, а также учитывают особенности социокультурной ситуа-ции развития?

Вариант 2.

1). Раскройте основные законы образовательного процесса в его дидактическом представлении.

2). Как и в каком преломлении учитываются дидактикой основные законы и закономер-ности образовательного процесса при построении обучающих программ?

3). Дайте характеристику основным принципам обучения. Что общего и в чем отличия принципов обучения и правил обучения?

4). Как и в какой мере знание и использование основных принципов обучения могут спо-собствовать повышению рефлексии педагогических способов и результатов профессио-нальных действий педагога в образовательном процессе?

5). Приведите примеры форм реализации учебного процесса с детьми с ОВЗ в школах. Какой подход реализуется: интеграционный или инклюзивный?

Тестовые задания (5 семестр)

1. Ученик на уроках постоянно попадает впросак: использует термины, понятия, правила  и математические знаки, не употребляемые на данной программе; интерпретирует фор-мулы, не учитывая уже сложившийся в учебном процессе их смысл. По данным школьно-го психолога у учащегося высокий для своего возраста уровень развития интеллекта и произвольного внимания. Каким может быть Ваше возможное первое действие?

a) посоветовать родителям проконсультироваться в медико-психологическом Центре;

б) выяснить, с кем и как мальчик занимается дома по математике (русскому языку и т.п.);

в) призвать мальчика быть более внимательным на уроке;

г) рекомендовать родителям перевести мальчика в класс одаренных детей.

2. Уроки в первом классе всегда идут в такой последовательности: первый урок – «Математика», второй – «Родной русский язык», третий – «Литературное чтение» или «Окружающий мир». Ученица демонстрирует низкие результаты по математике и средние результаты по всем остальным дисциплинам. По данным школьного психолога у девочки нормальный для данного возраста уровень психического развития. Семья благополучная. Для остальных учеников данного класса с таким же уровнем психического развития данный феномен не характерен. Какую гипотезу в первую очередь нужно проверить?

a) девочка не любит математику;

б) форма ведения урока математики не подходит для этой девочки

в) девочка поздно ложится спать;

г) у девочки особенный темперамент.

3. Учитель предлагает ученикам задачу «на соображение». Время на решение задачи ограничено. Один не самый сообразительный ученик в классе сразу поднимает руку. Какая из предложенных стратегий наиболее перспективна для организации учебной ситуации?

a) не обращать внимание на поднятую руку, пока не поднимут руку более сообразитель-ные ученики;

б) попросить ученика подождать, пока думают другие;

в) предложить ученику подумать еще немного и пообещать, что его ответ будет рассмот-рен первым;

г) вызвать ученика и на основе его ответа организовать дискуссию.

4.  Какие качества обеспечивают в первую очередь успешность учебной деятельности младшего школьника в течение всего периода обучения в начальной школе?

a) дисциплинированность;

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
б) сформированные универсальные учебные действия;

в) умение выполнять все требования учителя;

г) хорошие взаимоотношения с учителем и одноклассниками.

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Старикова, Л. Д. 
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07379-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490465
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Ситаров, в.А.
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488263: учебник
М.: Юрайт, 2022
 
Л1.3
Коджаспирова, Г.М.
Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04163-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492788: учебник
М.: Юрайт, 2022
 
Л1.4
Воробьева, С.В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491786: учебник
М.: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Крившенко, Л.П.
Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489404: учебник и практикум
М.: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Гордиенко, О.В.
Современные средства оценивания результатов обучения. Практикум : учебное пособие для вузов / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07128-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492132 : учебное пособие
М.: Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Современные теории и концепции обучения.. –URL: http://prezentacii.com/pedagogike/8899-sovremennye-teorii-i- koncepcii-obucheniya.html
 
Э2
Современные дидактические теории и технологии обучения.- Презентация. -  URL :http://www.myshared.ru/slide/370906/ 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 15
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.3.1.1
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, поскольку слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 16
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются  прочтение и анализ  основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные вопросы, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; устный ответ, подготовка доклада с презентацией,, выполнение практического задания.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: прием и разбор практического задания и контрольной работы (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к комплексному экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести 

 
стр. 17
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.