2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Литература русского зарубежья_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литература русского зарубежья
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева К.А. _________________
 
 
Литература русского зарубежья
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование  у обучающихся  научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями русской литературы дальнего зарубежья для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
привить навыки применения методов научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
1.4
развить умения,  позволяющих  самостоятельно анализировать научную информацию, необходимую для решения профессиональных задач;
1.5
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе художественных произведений, литературных явлений, опираясь на научное мировоззрение;
1.6
сформировать навыки применения предметных знаний для планирования и проведения занятий по литературе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.2
Курсовая работа по русскому языку
2.1.3
Методика обучения литературе
2.1.4
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория языка
2.1.8
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.9
Методика обучения русскому языку
2.1.10
Теория литературы
2.1.11
Философия
2.1.12
Выразительное чтение
2.1.13
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.15
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.16
Основы экологической культуры
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
Детская литература
2.1.19
История русского литературного языка
2.1.20
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.21
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.22
Стилистика
2.1.23
Активные процессы в современном русском языке
2.1.24
Русская диалектология
2.1.25
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.26
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.27
Общая психология
2.1.28
Противодействие коррупции
2.1.29
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.30
Старославянский язык
2.1.31
Фольклор
2.1.32
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.33
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.34
Типология текстов
2.1.35
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.36
История литературной критики
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.3
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Современная русская литература
2.2.6
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.7
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.8
Педагогическая риторика
2.2.9
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные понятия и закономерности в области литературоведения в аспекте формирования научного

мировоззрения

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат в области литературоведения для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики исторических лингвистических явлений в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно- воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по литературе в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе.
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыком формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
навыками разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
содержание обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.3
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
научно обосновывать собственную позицию при отборе и анализе художественных произведений;
3.2.2
осуществлять отбор необходимой учебно-методической, научной и художественной литературы для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
предметными знаниями в области "Литература";
3.3.2
навыками выбора методов познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе произведений литературы;
3.3.3
навыками проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литература первой волны русской эмиграции

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.1
Общая характеристика литературы русского зарубежья. Особенности первой волны эмиграции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.2
Эмигрантский период в творчестве И.А. Бунина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.3
Творчество И. Бунина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.4
Реалисты серебряного века в эмиграции: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев. Обзор эмигрантского творчества А.И. Куприна, М.А. Осоргина, М.А. Алданова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.5
Дореволюционное творчество Б. Зайцева. Послеоктябрьское творчество А. Ремизова. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.6
Творчество Б.Зайцева /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.7
Эмигрантский период в прозе русского модернизма: Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, А.М. Ремизова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.8
Поэты-символисты в эмиграции: К.Д. Бальмонт, Вяч. Иванов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.9
Поэты серебряного века в эмиграции: И. Северянин, М.И. Цветаева В.Ф. Ходасевич /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.10
"Цех поэтов" в эмиграции: творчество Г.В. Адамовича, Г.В. Иванова, Н.А. Оцупа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.11
Поэзия "литературной молодежи" первой волны эмиграции: Б.Б. Божнева, А.С. Головиной /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.12
Проза "литературной молодежи": Г.С. Евангулова, Ю. Фельзена, Г. Газданова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.13
Творчество Б.Ю. Поплавского /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.14
Творчество В. Набокова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
1.15
Творчество В. Набокова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 2. Литература второй волны русской эмиграции

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1
Общая характеристика литературы второй волны эмиграции. Творчество И.В. Елагина, Н.В. Нарокова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
2.2
Проза В.Аксенова /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
2.3
Проза В.Аксенова  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 3. Литература третьей волны русской эмиграции

 
3.1
Поэзия третьей волны русской эмиграции. творчество И. Бродского /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
3.2
Проза третьей волны эмиграции. Творчество Сащи Соколова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
3.3
Роман "Палисандрия" Саши Соколова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
3.4
Зарубежный период в творчестве А.И. Солженицына /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
3.5
Эпопея "Красное колесо" А. Солженицына /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
3.6
Проза С.Довлатова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-3 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. Общая характеристика литературы русской эмиграции.

2. Сквозные темы и образы в литературе русской эмиграции.

3. Литература «первой волны» и «серебряный век».

4. Литература «первой волны» и советская литература 1920-1930-х годов: сходства и различия.

5. Автобиографическое начало в произведениях писателей русской эмиграции.

6. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Путем зерна».

7. Поэзия Владислава Ходасевича начала 1920-х годов («Так бывает почему-то...», «Перешагни, перескочи...»).

8. Любовная лирика Владислава Ходасевича («Улика», «Покрова Майи потаенной...»).

9. «Вечер у Клэр» Гайто Газданова: поэтика и художественная философия.

10. Музыка в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».

11. Сквозные мотивы в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».

12. География романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (Петербург, Кавказ, Франция, Испания, Индийский океан, Япония).

13. Диалог Г. Газданова и В. Набокова («Машенька», «Вечер у Клэр», «Дар»).

14. «Парижская нота», экзистенциализм и поэзия Георгия Иванова. Анализ стихотворения «Хорошо, что нет Царя...».

15. Анализ двух стихотворений Георгия Иванова («Синий вечер, тихий ветер...», «Не было измены. Только тишина...»).

16. «Парижская нота», сюрреализм и поэзия Бориса Поплавского. Анализ стихотворения «Морелла II».

17. «Дар» В. Набокова: основные смыслы названия. Своеобразие романа на фоне русской литературы.

18. «Дар» В. Набокова: персонажи и прототипы.

19. «Дар» В. Набокова: облачно-призрачный характер художественного мира. «Одинокий Спутник».

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
20. Тема детства в романе В. Набокова «Дар».

21. История Яши Чернышевского в романе В. Набокова «Дар».

22. Анализ стихотворения Федора Годунова-Чердынцева «Люби лишь то, что редкостно и мнимо...».

23. Тэффи: женский взгляд на войну («Подземные корни», «Отклики»).

24. Тэффи о русской душе («Конец предприятия», «Сон? Жизнь?», «Воля»).

25. Рассказ Тэффи «Валя» и «Ангелочек» Леонида Андреева.

26. Рассказы Тэффи «Благородный отец», «Любовь и весна»: приемы писателя-юмориста.

27. Жанровые особенности рассказа Ивана Бунина «Баллада».

28. «Баллада» Ивана Бунина на фоне «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойла.

29. Двуплановый сюжет рассказа Ивана Бунина «Муза». Реализм или модернизм? Диалог с Л. Толстым.

30. 44. Интертекстуальный анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».

31. 45. Запад и Восток в рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник».

32. Метафизическое прочтение «Лолиты» В. Набокова. Мифологические аллюзии.

33. Прочтения «Лолиты» В. Набокова как «романа с ключом».

34. Другие интерпретации романа «Лолита».

35. Пушкинские претексты повести Сергея Довлатова «Заповедник».

36. «Заповедник» С. Довлатова: цитаты из русских поэтов ХХ века (Есенин, Мандельштам, Ахматова, Бродский, Цветаева, Маяковский).

37. Двойники-антиподы в «Заповеднике» С. Довлатова: рассказчик и Михаил Иванович.

38. Сквозные темы в «Заповеднике» С. Довлатова.

Практические задания к зачету

1. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Из дневника».

2. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Гляжу на грубые ремесла...».

3. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Баллада» («Сижу, освещаемый сверху...»).

4. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Перед зеркалом».

5. Анализ трех стихотворений Георгия Иванова («Январский день. На берегу Невы...», «Где прошлогодний снег, скажите мне...», «Ликование вечной, блаженной весны...»).

6. Анализ стихотворения  Георгия Иванова «Мелодия становится цветком...».

7. Анализ стихотворения  Георгия Иванова «Поэзия: искусственная поза...».

8. Анализ стихотворения Иосифа Бродского «В озерном краю».

9. Анализ стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба».

10. Анализ стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью».

11. Анализ стихотворения И. Бродского «... и при слове «грядущее»...».

12. Анализ стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего...».

13. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Роза смерти».

14. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Рукопись, найденная в бутылке».

 
5.2. Темы письменных работ
Промежуточный контроль успеваемости

Темы для письменных сообщений

1. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами.

2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация.

3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки.

4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь".

5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация.

6. Поэзия Б.Поплавского. Особенности поэтики.

7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе.

8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи.

9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская весна». Альманах «Метрополь».

10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции.

11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица».

12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов.

13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова.

14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки.

15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник».

16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности.

17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму.

18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма.

19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура.

20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Агеносов, В. В. 
История литературы русского зарубежья. Первая волна : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Агеносов, Н. С. Выгон, А. В. Леденев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 365 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02922-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434287
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Агеносов, В. В. 
История литературы русского зарубежья. Вторая и третья волны : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Агеносов, Н. С. Выгон, А. В. Леденев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02929-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438465 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кормилов, С. И. 
История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): основные тенденции : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. И. Кормилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 190 с. — (Бакалавр и магистр). — ISBN 978-5-534-06887-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441258
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Литература русского зарубежья: Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Литература русского зарубежья» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 52 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История русской литературы ХХ века. 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.

В ходе подготовки к практическим занятиям  изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе  практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы  занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов  практического занятия  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,

-  ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение ситуационных (профессиональных) задач.

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.