Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы для подготовки к зачету
1. Общая характеристика литературы русской эмиграции.
3. Литература «первой волны» и «серебряный век».
4. Литература «первой волны» и советская литература 1920-1930-х годов: сходства и различия.
5. Автобиографическое начало в произведениях писателей русской эмиграции.
6. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Путем зерна».
7. Поэзия Владислава Ходасевича начала 1920-х годов («Так бывает почему-то...», «Перешагни, перескочи...»).
8. Любовная лирика Владислава Ходасевича («Улика», «Покрова Майи потаенной...»).
9. «Вечер у Клэр» Гайто Газданова: поэтика и художественная философия.
10. Музыка в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».
11. Сквозные мотивы в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».
12. География романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (Петербург, Кавказ, Франция, Испания, Индийский океан, Япония).
13. Диалог Г. Газданова и В. Набокова («Машенька», «Вечер у Клэр», «Дар»).
14. «Парижская нота», экзистенциализм и поэзия Георгия Иванова. Анализ стихотворения «Хорошо, что нет Царя...».
15. Анализ двух стихотворений Георгия Иванова («Синий вечер, тихий ветер...», «Не было измены. Только тишина...»).
16. «Парижская нота», сюрреализм и поэзия Бориса Поплавского. Анализ стихотворения «Морелла II».
17. «Дар» В. Набокова: основные смыслы названия. Своеобразие романа на фоне русской литературы.
18. «Дар» В. Набокова: персонажи и прототипы.
19. «Дар» В. Набокова: облачно-призрачный характер художественного мира. «Одинокий Спутник».
20. Тема детства в романе В. Набокова «Дар».
21. История Яши Чернышевского в романе В. Набокова «Дар».
22. Анализ стихотворения Федора Годунова-Чердынцева «Люби лишь то, что редкостно и мнимо...».
23. Тэффи: женский взгляд на войну («Подземные корни», «Отклики»).
24. Тэффи о русской душе («Конец предприятия», «Сон? Жизнь?», «Воля»).
25. Рассказ Тэффи «Валя» и «Ангелочек» Леонида Андреева.
26. Рассказы Тэффи «Благородный отец», «Любовь и весна»: приемы писателя-юмориста.
27. Жанровые особенности рассказа Ивана Бунина «Баллада».
28. «Баллада» Ивана Бунина на фоне «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойла.
29. Двуплановый сюжет рассказа Ивана Бунина «Муза». Реализм или модернизм? Диалог с Л. Толстым.
30. 44. Интертекстуальный анализ рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник».
31. 45. Запад и Восток в рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник».
32. Метафизическое прочтение «Лолиты» В. Набокова. Мифологические аллюзии.
33. Прочтения «Лолиты» В. Набокова как «романа с ключом».
34. Другие интерпретации романа «Лолита».
35. Пушкинские претексты повести Сергея Довлатова «Заповедник».
36. «Заповедник» С. Довлатова: цитаты из русских поэтов ХХ века (Есенин, Мандельштам, Ахматова, Бродский, Цветаева, Маяковский).
37. Двойники-антиподы в «Заповеднике» С. Довлатова: рассказчик и Михаил Иванович.
38. Сквозные темы в «Заповеднике» С. Довлатова.
Практические задания к зачету
1. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Из дневника».
2. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Гляжу на грубые ремесла...».
3. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Баллада» («Сижу, освещаемый сверху...»).
4. Анализ стихотворения Владислава Ходасевича «Перед зеркалом».
5. Анализ трех стихотворений Георгия Иванова («Январский день. На берегу Невы...», «Где прошлогодний снег, скажите мне...», «Ликование вечной, блаженной весны...»).
6. Анализ стихотворения Георгия Иванова «Мелодия становится цветком...».
7. Анализ стихотворения Георгия Иванова «Поэзия: искусственная поза...».
8. Анализ стихотворения Иосифа Бродского «В озерном краю».
9. Анализ стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба».
10. Анализ стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью».
11. Анализ стихотворения И. Бродского «... и при слове «грядущее»...».
12. Анализ стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего...».
13. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Роза смерти».
14. Анализ стихотворения Бориса Поплавского «Рукопись, найденная в бутылке».
Темы для письменных сообщений
1. Феномен литературы русской эмиграции в контексте литературы ХХ столетия. Связь с русской классикой, культурой "серебряного века" и западно-европейскими литературами.
2. Три волны литературы русской эмиграции. Специфика. Периодизация.
3. Поэзия русской эмиграции первой и второй волны. Общая характеристика. Типологические признаки.
4. Поэзия В. Ходасевича. Тема России, поэта и поэзии в сб.:"Путем зерна", "Тяжелая лира", "Европейская ночь".
5. Поэзия «Парижской ноты». Специфика. Периодизация.
7. Роман В. Набокова «Защита Лужина». Литературная традиция и пародийное начало в романе.
8. Традиции романа «потока сознания» и русской автобиографической прозы в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Интертекстуальные связи.
9. Предпосылки возникновения третьей волны русской эмиграции События Хрущевской «оттепели». «Пражская весна». Альманах «Метрополь».
10. Мировоззренческие и эстетические искания писателей 3-ей волны русской эмиграции.
11. Традиции модернисткого гротеска в ранней прозе А.Терца.Утопический характер свободы индивидуального сознания в рассказе «Гололедица».
12. Творчество В. Аксенова в контексте русской литературы 60-х годов.
13. От реализма к сюрреализму: эксперимент, как доминирующий принцип поэтики прозы В.Аксенова.
14. Поэтика прозы С. Довлатова. Типологические признаки.
15. Норма и абсурд в прозе С. Довлатова: «Зона», «Заповедник».
16. Поэзия А. Галича. Поэзия, как протест против советской реальности.
17. Роман С. Соколова «Школа для дураков». Переход от модернизма к постмодернизму.
18. Роман С.Соколова «Между собакой и волком» в контексте русского постмодернизма.
19. Поэзия И. Бродского периода эмиграции. Основные темы. Мотивная структура.
20. Современная ситуация: сохранение связей писателей, работающих за рубежом, с общественной жизнью в России и русской литературой. Место писателей русского зарубежья в общелитературном процессе.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателями.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с презентациями, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа включает следующие виды работ:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа-сообщений к выступлению на семинаре, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к промежуточной аттестации (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимися по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.