2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Литература с основами литературоведения_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литература с основами литературоведения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Окишева К.А. _________________
 
 
Литература с основами литературоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся знаний о закономерностях историко-литературного процесса, специфике литературы как искусства слова для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
совершенствовать речевую культуру обучающихся повысить языковую компетенцию обучающихся  и сформировать у них готовность к эффективной коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности
1.5
сформировать навыки проектирования и оценки образовательной программы по литературе
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и виды деятельности формируются в период изучения в общеобразовательной школе.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология
2.2.2
Логопедические технологии
2.2.3
Логопедия (Дизартрия)
2.2.4
Логопедия (Нарушения голоса)
2.2.5
Логопсихология
2.2.6
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
2.2.7
Общая психология
2.2.8
Основы речевой культуры дефектолога
2.2.9
Основы языкознания
2.2.10
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.2.11
Социальная психология
2.2.12
Специальная психология
2.2.13
Теории обучения и воспитания
2.2.14
Техника речи
2.2.15
Формы логопедической работы
2.2.16
Курсовая работа по модулю 6
2.2.17
Логопедия (Ринолалия)
2.2.18
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.19
Онтогенез речевой деятельности
2.2.20
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.21
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.22
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.23
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.24
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.25
Курсовая работа по модулю 7
2.2.26
Логопедия (Алалия)
2.2.27
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.28
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.29
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.30
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.31
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.32
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.33
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.34
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.35
Психолингвистика
2.2.36
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.37
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.38
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.39
Тренинг педагогического общения
2.2.40
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.41
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.42
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.43
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.44
Производственная преддипломная практика
2.2.45
Основы языкознания
2.2.46
Логопсихология
2.2.47
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.48
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.49
Онтогенез речевой деятельности
2.2.50
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.51
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры 
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья 
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса,  социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья по заданным параметрам
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья по заданным параметрам
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
основы теории литературы
 
классические произведения художественной литературы
 
закономерности развития русской литературы
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности
 
определять методики проведения исследовательской деятельности
 
находить пути проведения исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками применения различных методов исследования в логопедической практике и  различных методик исследовательской деятельности
 
навыками проведения  исследовательской деятельности на основе дефектологических, педагогических, психологических  знаний
 
навыками исследовательской деятельности в области  речевых нарушений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.2
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.1.3
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;закономерности развития русской литературы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.2
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка;
3.2.3
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения образовательного  процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья по заданным параметрам; находить пути проведения исследовательской деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.2
владеть моделями вербальной коммуникации, навыки ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.3
разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы литературоведения

 
1.1
Литературоведение как наука. Художественное произведение и его свойства. Функции художественного произведения. Категории "род", "вид", "жанр" в литературоведении.      /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОК-5 ПК-8
1
0
 
1.2
Учение о литературном процессе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.3
Виды художественных образов. Категории "персонаж", "герой", "тип", "характер".   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.4
Проблематика, тематика, мотивика художественного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.5
Сюжет литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.6
Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.7
Содержание и форма литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.8
Художественный метод и стиль /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.9
Хронотоп в литературном произведении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.10
Виды пафоса в литературном произведении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
1.11
Тропы. Фигуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.12
Основы стихосложения  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
 
Раздел 2. Русская литература 

 
2.1
Специфика фольклора /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.2
Русские народные загадки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.3
Русские паремии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.4
Русские народные сказки о животных /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.5
Детский фольклор /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.6
«Слово о полку «Игореве». Проблематика и поэтика /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

3
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.7
Анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.8
Басни И.А. Крылова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.9
Творчество Н.М. Карамзина /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.10
Русская литература первой половины XIX в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.11
Творчество А.С. Пушкина /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.12
Сказки А.С. Пушкина /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.13
Анализ сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.14
Творчество М.Ю. Лермонтова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.15
Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.16
Творчество Н.В. Гоголя /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.17
Анализ пьесы Н.А. Островского  «Снегурочка»  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.18
Русская литература второй половины XIX в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.19
Творчество Л.Н. Толстого /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.20
Анализ повести Л.Н. Толстого "Детство" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.21
Творчество Ф.М. Достоевского /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.22
Творчество А.П. Чехова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.23
Рассказы А.П. Чехова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.24
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.25
Русская литература XX в. Современная русская литература.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.26
Русская советская детская поэзия (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто, В.Д. Берестов, Э.Н. Успенский) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.27
Русская советская литературная сказка (Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Н.Н. Носов) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.28
Современная русская поэзия для детей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ПК-8
1
0
 
2.29
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация Вопросы для подготовки к экзамену 1. Литературоведение как искусство слова (Ф. Гегель, В.Г. Белинский). 2. Литературное направление, течение, школа. 3. Принципы жанровой  классификации литературных произведений. 4. Эпос как род литературы. Эпические жанры. 5. Анализ одного прозаического произведения на выбор 6. Драма как литературный род. Драматические жанры. 7. Лирика как литературный род. Лирические жанры. 8. Системы стихосложения в мировой литературе. 9. Понятие строфы. Виды строф. Онегинская строфа. 10. Анализ стихотворного текста на выбор 11.Понятие тропа. Разновидности тропов. 12. Художественное время и пространство. 13. Древнерусская литература. Анализ одного произведения на выбор. 14. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Смысл названия, элементы любовной, воспитательной, бытовой комедии, психологической драмы и трагедии в произведении. Особенности развития сюжета; основные сюжетные линии; герои комедии. 15.Просветительский реализм басен И. А. Крылова. 16. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». 17. А.С. Пушкин. Природа художественного творчества А.С. Пушкина. Анализ стихов на выбор. 18. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Система образов; конкретно историческое и общечеловеческое в романе; мифологизм (Сон Татьяны); символика, время и пространство. 19. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия; особенности художественного метода и композиции. Белинский о романе. 20. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Помещики и чиновники. Способы сатирической типизации. 21. А.Н. Островский «Снегурочка». Фольклорные мотивы, поэтизация мира берендеев. Любовь - высшая ценность человеческой жизни. 22.М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Объекты сатиры, проблематика. Иносказательная образность в сказках, гротеск, аллегория, символика. 23.Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова. 24.Ф. М. Достоевский. Целостный анализ одного произведения. 25. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» 26. А.П.   Чехов.   Ранние   юмористические   рассказы,   своеобразие   тематики   и психологизма, авторское отношение к 
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
своим героям. 27. Русская литература XX в. Краткий обзор тенденций и основных этапов развития литературы. 28. Русская советская детская поэзия (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто, В.Д. Берестов, Э.Н. Успенский) 29. Русская советская литературная сказка (Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, Н.Н. Носов) 30. Современная русская литература. Краткий обзор. Анализ одного произведения
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль Темы эссе 1. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»). 2. Жанрово-композиционное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Справка» («Хамелеон»). 3. Сюжет рассказа И.С. Тургенева «Муму». 4. Искусство портрета в рассказе И.А. Бунина «Натали». 5. Образ Осени, образная символика и цветовая гамма стихотворения И.А. Бунина «Листопад». 6. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 8. Искусство портрета в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». 9. Жанрово-композиционное своеобразие новеллы И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». 10. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска». 11. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина. 12. Точки зрения в рассказе А.П. Чехова «Душечка». 13.Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. В. Чернец 
Введение в литературоведение в 2 т. : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт , 2020.  
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Минералов, Ю. И.   
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность :  учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт,, 2020. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Л. М. Крупчанов 
Введение в литературоведение : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт , 2020. 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Бесплатная интернет библиотека. - http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/253724-1-veraksich-antichnaya-literatura-kurs-lekciy-oglavlenie-predislovie-tema-osobennosti-razvitiya-antichnogo-obschestva-ant.php
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                                                          Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                  

                                                    Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                            Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.