2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Теория обучения_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
32
32
32
32
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преподаватель, Хафизова Г.М.;Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Теория обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций  в области теории обучения и практической готовности к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере образования
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть содержание теоретических основ дидактики;
1.4
сформировать базовую систему научных знаний об организации образовательного процесса на основе изучения современных педагогических концепций и технологий;
1.5
раскрыть особенности организации и осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего и основного общего образования;
1.6
раскрыть формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, учебная практика и др.;
1.7
ознакомить с психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивные,необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся;
1.8
сформировать знания и умения о  психолого-педагогических способах регуляции учебной деятельности в связи с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;
1.9
сформировать у обучающихся личностную педагогическую направленность, ценностные ориентации, интерес к самостоятельному исследованию актуальных проблем дидактики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика раннего возраста
2.2.2
Социальная психология
2.2.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.4
Теория и технологии развития речи у детей
2.2.5
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.6
История педагогики и образования
2.2.7
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.8
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.2.9
Технологии начального математического образования
2.2.10
Технологии начального языкового образования
2.2.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.12
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.14
Психолого-педагогический практикум
2.2.15
Теория и технологии математического развития детей
2.2.16
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.17
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.18
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.19
Профессиональная этика
2.2.20
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.21
Методика обучения татарскому языку
2.2.22
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.23
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.24
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.25
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.26
Технологии начального литературного  образования
2.2.27
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.28
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.29
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.30
Производственная педагогическая практика
2.2.31
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.32
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.33
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.34
Формирование УУД у младших школьников
2.2.35
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.36
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.37
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.38
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.39
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.40
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.41
Производственная преддипломная практика
2.2.42
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.43
Практикум по дошкольной педагогике
2.2.44
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.45
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.46
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.47
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.48
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.49
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.50
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.51
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.52
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.53
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспиnания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками обучения с учетом социальных,возрачтных и индивидуальных особенностей  обучающихся
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание процессов самоорганизации и самообразования, особенности и технологии реализации
3.1.2
закономерности возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления процессов обучения, воспитания и развития
3.1.3
современные методы и технологии обучения и диагностики, особенности их применения в зависимости от образовательных задач педагога
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать процессы самоорганизации и самообразования для успешного выполнения профессиональной деятельности
3.2.2
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
3.2.3
учитывать закономерности возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления процессов обучения, воспитания и развития
3.2.4
обоснованно выбирать и применять методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога и конкретного урока
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и приемами  самоорганизации  и самообразования
3.3.2
навыками анализа возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления процессов обучения, воспитания и развития
3.3.3
навыками применения современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения целей обучения и развития обучаюшихся
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.3.4
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет дидактики и основные  категории дидактики. Сущность, движущие силы противоречия и логика образовательного процесса

 
1.1
Предмет и задачи дидактики как науки. Основные источники развития дидактики. Место дидактики в системе педагогических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6
2
0
 
1.2
Роль дидактики в процессе становления и развития педагогической теории и практики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
1.3
Проблемы современной дидактики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 2. Отечественные теории и системы обучения

 
2.1
Анализ современных дидактических концепций. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-2 ОК-6
2
0
 
2.2
Концепция содержательного обощения В.В.Давыдова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 3. Закономерности и принципы обучения

 
3.1
Взаимосвязь закономерностей,  принципов и методов обучения в педагогическом процессе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6
2
0
 
3.2
Классическое и современное понимание принципов обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
3.3
Закомерности и принципы обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 4. Содержание образования в современной школе

 
4.1
Содержание образования.Современные концепции и теории содержания образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОК-6
2
0
 
4.2
Программно-методическое обеспечение содержания образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4.3
Система межпредметных связей в содержании образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 5. Современные методы, технологии обучения и диагностики 

 
5.1
Теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
5.2
Теория методов обучения. Многомерность методов обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
5.3
Специфика применения методов обучения в зависимости от образовательных задач урока, конкретной ситуации на уроке  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 6. Педагогическая диагностика как основа личностно-ориентированного подхода к обучению

 
6.1
Диагностика учебных возможностей обучающихся  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
6.2
Диагностика метапредметных образовательных результатов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
6.3
Мониторинг развития индивидуальности ученика /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
 
Раздел 7. Личностно-ориентированный подход к обучению

 
7.1
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и их влияние на характер и результаты учебной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
7.2
Особенности организации образовательного процесса в инклюзивной среде /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1.  Предмет дидактики. Основные категории.

2.  Закономерности и принципы обучения.

3.  Технологии обучения и диагностики образовательных результатов обучающихся.

4.  Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

5.  Анализ дидактических концепций.

6.  Педагогические задачи и ситуации, их виды и варианты работы учителя с учебной ситуацией на уроке.

7.  Функции процесса обучения. Способы их реализации. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

8.  Формы обучения. Типы и структура уроков.

9.  Содержание образования в современной школе. Элементы содержания образования их характеристика.

10. Развивающее обучение. Сравнительный анализ развивающего и традиционного обучения.

11. Особенности проектирования урока с учетом индивидуальных и возрастных  особенностей  обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

12. Характеристика современных методов и технологий обучения и диагностики образовательных результатов 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
обучающихся.

13. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.

14. Особенности применения технологий и методов обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога.

15. Основная образовательная программа. Структура. Содержание.

16. Особенности проектирования учебной ситуации на уроке, с использованием современных методов и технологий обучения.

17. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе.

18. Реализация принципов развивающего обучения на уроках.

19. Оценка достижения планируемых результатов обучающихся.

20. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

21. Стратегия обучения. Выбор стратегий обучения.

22. Проблемное обучение. Особенности создания проблемных ситуаций на уроках.

23. Современные средства оценки учебных достижений обучающихся. Дидактические способы оценивания учебных достижений обучающихся. Виды и критерии оценки.

24. Понятие и сущность обучения. Двусторонний характер процесса обучения.

25. Общее представление о сущности  педагогического процесса. Структура педагогического процесса.  

26. Технологии обучения. Классификация технологий обучения.

27. Образовательная функция  обучения:  содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

28. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

29. Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе.

30. Алгоритм подготовки учителя к уроку.  

31. Структура деятельностного урока.

32. Требования к уроку. Критерии оценки урока.

33. Нормативные документы, регламентирующий образовательный процесс.

34. Учебные программы, учебники, их вариативность.

35. Особенности организации  деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения.

36. Формы организации обучения, их оптимальное сочетание.

37  Классификация средств обучения. Функции средств обучения.

38. Особенности организации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

39. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения на уроках.

40. Диагностика развития личности обучающегося  в образовательном процессе.

Задание.

Разработать технологическую карту урока.

 
5.2. Темы письменных работ
  Текущий контроль успеваемости

  Темы  рефератов

1.  Процесс обучения как единство преподавания и учения.

2.  Гносеологические основы процесса обучения.

3.  Роль принципа (указывается название выбранного принципа) в деятельности учителя и обучающегося.

4.  Особенности проектирования образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

5.  Педагогическое обоснование специфики методов обучения.

6.  Дифференциация процесса обучения на уроках.

7.  Технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения.

8.  Современные модели организации обучения.

9.  Методы и технологии обучения в современной школе и их дидактические функции

10. Виды развивающих задач и технология их реализации на уроках.  

11. Диагностика и оценка учебных достижений обучающихся.

12. Современное образование как предпосылка появления новых педагогических технологий.

13. Технология педагогического регулирования и коррекции педагогического процесса.

14. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса.  

15. Проектирование учебной деятельности с учетом особенностей обучающихся.

16. Реализация принципов технологии развивающего образования в процессе обучения.

17. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в  условиях реализации различных технологий.

18. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особых образовательных потребностей.  

19. Диагностика образовательных результатов обучающихся.

20. Проектирование  и реализация программы преодоления трудностей в обучении обучающихся.

21. Современные дидактические теории и системы.

22. Современные концепции и теории содержания образования.

23. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.

24. Система и функции средств обучения в современной школе.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
25. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.

26. Возможности различных форм организации обучения при индивидуально-дифференцированном подходе.

27. Индивидуализация оценки результатов учебной работы обучающихся.

28. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития обучающихся.

29. Современные теории обучения

30. Личностно-ориентированные технологии.

Письменные контрольные задания.

Разработайте фрагмент индивидуальной образовательной траектории обучающегося в соответствии с задачами достижения метапредметных образовательных результатов.

Разработайте маршрутную карту самостоятельной работы обучающегося

Задание.

Разработайте проект учебного занятия, сценарий урока, образовательного события, (на выбор). Представление образовательных продуктов проводится в виде публичной защиты и презентации авторских материалов как индивидуально, так и в творческих группах.  

Задание

1.Составьте набор противоречий, которые предположительно могут возникнуть у обучающегося в процессе обучения на уроке:

а) при изучении нового материала,

б) при выполнении домашней работы,

в) при выполнении контрольной работы.

Задание

Проведите сравнительный анализ инновационного и традиционного обучения; дифференцированного и развивающего обучения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оцеочных средств представлен в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ситаров, В. А.
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425332: учебник для бакалавров
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Байбародова, Л.В., Харисова, И.Г., Рожков, М.И., Чернявская,А.П.
Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08189-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452317: учебник и практикум
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воробьева, С. В. 
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491786
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Фуряева, Т. В. 
Модели инклюзивного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10939-9. — URL  https://urait.ru/book/modeli-inklyuzivnogo-obrazovaniya-454537: учебное пособие
Москва: Юрайт, 2020
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Аннушкин, Ю. В.
Дидактика : учебное пособие для вузов / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455075: учебное пособие
Москва, Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н.Г.
Педагогика: учебное пособие / Н. Г. Хакимова. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html.: учебное пособие
Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Теория развивающего обучения. Презентация. -URL: https://freedocs.xyz/ppt-39660218 
 
Э2
Теория обучения. Видео.- URL: http://v2.godsterz.com/video/sNehu6kQgc9zj4 
 
Э3
Теория развивающего обучения. Видео-лекция. - URL: http ://v2.godsterz.com/video/sNeW5lLLs35RyY://v2.godsterz.com/video/sNeW5lLLs35RyY 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к  профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемного диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи,сборники упражнений  и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку выступления на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка исследовательских задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение письменных контрольных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: письменные контрольные задания как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор выполнения письменных контрольных заданий(в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов дисцилины. Это позволяет им уяснить логическую структуру изучаемой дисциплины, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.