2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Литературная критика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературная критика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 6
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
151
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
151
151
151
151
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических  наук, доцент , Окишева К.А. _________________
 
 
Литературная критика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся целостное представление об истории развития русской литературной критики XVIII - начала XXI веков, об этапах ее исторического развития для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать навыки анализа, интерпретации и оценки явлений русской литературной критики;
1.4
сформировать навыки  применения полученных знаний и навыков анализа литературного процесса для решения задач профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.2
Литература русского зарубежья
2.1.3
Филологический анализ текста
2.1.4
Литературное краеведение
2.1.5
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.1.6
Современная русская литература
2.1.7
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.1.8
Контроль и оценка образовательных результатов по предметам "Русский язык" и "Литература"
2.1.9
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.1.10
Литературоведческий анализ текста
2.1.11
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.1.12
Возвращенная литература
2.1.13
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.1.14
Творчество писателей Закамского региона
2.1.15
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.16
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.1.17
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Литература"
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и закономерности в области литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
содержание обучения для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.1.3
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
научно обосновывать собственную позицию при отборе и анализе художественных произведений;
3.2.2
осуществлять отбор необходимой учебно-методической, научной и художественной литературы для реализации предмета  "Литература"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования;
3.2.3
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература".
 
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
предметными знаниями в области "Литература";
3.3.2
навыками выбора методов познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе произведений литературы;
3.3.3
навыками проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Литература".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История литературной критики 18-19 века

 
1.1
История литературной критики 18 века /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.2
Литературная критика 18 века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.3
Литературная критика первой четверти 19 века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.4
Литературная критика 1830-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.5
Литературная критика 1840-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.6
Литературная критика 1840-1850 годов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.7
Литературная критика второй трети 19 века  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.8
Литературная критика конца 19 века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.9
А.С. Пушкин-критик. Аналитический обзор статей: «Опровержение на критики», «О журнальной критике», «О критике», «О ничтожестве литературы русской» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.10
В.Г. Белинский цикл статей «Сочинения А. Пушкина» (анализ 5, 10-11 статей).   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
1.11
«Эстетическая» критика. А.В. Дружинин-критик. Полемика вокруг романа И.С.Тургенева «Ася»

Д.И. Писарев «Пушкин и Белинский». Полемика вокруг романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 2. Литературная критика 20-начала 21 века

 
2.1
Литературная критика 1900—1910-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.2
Эстетика и критика В.С.Соловьева, Л.Шестова, Н. Бердяева, С. Булгакова, А.Белова, А.Блока  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.3
Эстетика и критика А. Волынского, Д.Мережковского, В.Розанова  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.4
Советская литературная критика 1920— 1950-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.5
Советская литературная критика 1950— 1980-х годов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

11
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.6
Литературная критика рубежа 20—21 веков  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.7
Литературная критика периода «оттепели»  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.8
Литературная критика перестроечного времени  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.9
Деятельность литературных журналов 1960-2000 гг  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.10
Роль литературной критики в русской культуре. Национальное своеобразие  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.11
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Понятие литературной критики. Критика – литература – публицистика – наука о

литературе.

2. Периодизация русской литературной критики ХVIII-ХХ вв.

3. Становление русской романтической критики.

4. Декабристская критика.

5. Философская критика: принципы, категории, имена.

6. Русская литературная критика 1840-50-х годов как этап развития критики.

7. Белинский о понятии и специфике литературной критики «Речь о критике».

8. Методологические принципы литературной критики Белинского.

9. Единство исторического и эстетического принципов в литературной критике

Белинского.

10. Принцип целостного анализа литературного произведения, творчества писателя в

критике Белинского.

11. Этапы эволюции литературно-критической деятельности Белинского.

12. Эстетические основы критики Белинского.

13. Пути становления теории реализма в критике Белинского.

14. Решение Белинским вопроса об отношении искусства к действительности.

15. Требование верности действительности как реалистический принцип, его

углубление и развитие Белинским.

16. Творчество Пушкина в критическом анализе Белинского.

17. Творчество Гоголя в критическом анализе Белинского.

18. Жанр историко-литературного обозрения в критике Белинского.

19. Жанр монографической статьи в критике Белинского.

20. «Натуральная школа» в критическом анализе Белинского.

21. Мастерство Белинского-критика.

22. Эстетика Чернышевского и ее роль в развитии русской критической критики.

23. Чернышевский о гоголевском периоде развития русской литературы. Развитие

принципа историзма в критике Чернышевского.

24. Чернышевский о новом этапе развития русской литературы. Статьи Чернышевского

о современных ему литературных явлениях (Толстом, Щедрине, Тургеневе).

25. Постановка проблемы героя русской литературы в критике Чернышевского.

26. Принципы «реальной «критики Добролюбова.

27. «Реальная» критика в теории и практике Добролюбова, Чернышевского.

28. Проблема героя-деятеля в русской литературе и в критике Добролюбова (на примере

статей о Гончарове, Тургеневе, Островском).

29. Развитие Добролюбовым социально-общественной функции литературной критики.

Добролюбов и «эстетическая» критика.

30. Развитие Добролюбовым теории «реализма» в русской классической критике.

31. Своеобразие теории «реализма» в критике Писарева.

32. Значение критики Писарева в решении проблем личности, героя-деятеля в русской

литературе 19 века.

33. Споры о «реальной» критике.

34. Теория «органической» критики Ап. Григорьева.

35. Оценка творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя Ап. Григорьевым.

36. Ап. Григорьев о творчестве писателей-современников.

37. Формирование эстетической критики, ее представители. Концепция

«артистической» и «дидактической» критики в статьях А.В. Дружинина.

38. Формирование народнической литературной критики: идеология, проблемы

эстетики и литературы, тенденции.

39. Представители народнической критики; характеристика литературно-критической

деятельности, своеобразие стиля статей одного из критиков этого направления.

40. Основные направления в литературно-критических исканиях 1900–10-х годов.

41. Народническая и неонародническая критика.

42. Концепция искусства и понимание задач критики в религиозно-философском

направлении.

43. Своеобразие символистской критики.

44. Литературно-критическая деятельность одного из писателей 1900–20-х годов (В.

Брюсов, К. Бальмонт, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева или др.).

45. Вл. Соловьев – литературный критик.

46. В. Розанов – литературный критик.

47. Литературно-критическая деятельность Г.В. Плеханова.

48. Литературно-критическая деятельность А.В. Луначарского.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
49. Теория пролетарского искусства в работах марксистских критиков.

50. А.М. Горький – критик.

51. Характер литературно-критических дискуссий 1920-х годов.

52. Творчество критиков 1920-х годов (А.К. Воронский, В.П. Полонский, А. Лежнев, Д.

Горбов и др.).

53. Особенности писательской критики (один из авторов в литературе 1950–90-х годов –

на выбор).

54. Критика периода 1950-60-х годов. Роль журнала «Новый мир» и Твардовского как

редактора.

55. Своеобразие и значение творчества М. Щеглова, А. Макарова.

56. Литературно-критические дискуссии 1980-х-90-х годов на страницах журналов

«Наш современник», «Октябрь», «Знамя», «Москва».

57. Одно из произведений 1980-х годов «с разных точек зрения» как отражение

литературно-критических позиций.

58. Метод соцреализма в критике 1980–90-х годов.

59. Проблемы изучения русской литературы 20 века в современной критике.

60. Творческий портрет одного из современных критиков.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

9 семестр, текущий контроль успеваемости

1. М. Салтыков-Щедрин в оценке М. Ольминского.

2. Теория нового искусства в работах А.В. Луначарского и Г.В. Плеханова.

3. Позиция и роль «Перевала» в современном освещении.

4. Формалистические тенденции в критике 1920-х годов (В. Шкловский, Б.

Эйхенбаум, Р. Якобсон).

5. Характеристика творчества одного из критиков 1920-х годов (В. Полонский, Д. Горбов, А. Лежнев, Д. Мирский, В. Правдихин или др. на выбор).

6. Е. Замятин – литературный критик.

7. А. Платонов – литературный критик.

8. М. Цветаева – литературный критик.

9. А. Солженицын – критик (публикации 1990-х годов в «Новом мире»).

10. Мастерство А. Твардовского – критика (в жанре рецензии или др.).

10  семестр, текущий контроль успеваемости

1. Своеобразие писательской критики (статьи В. Распутина, В. Шукшина, Л. Леонова, А. Толстого, В. Катаева, И. Эренбурга, А. Платонова, Ю. Олеши или др. – на выбор).

2. Критика в Интернете

3. Роль литературной критики в контексте русской культуры.

4.Национальное своеобразие русской критики.

5. Литературный портрет одного из критиков (на выбор)

6.Литературная критика в контексте мировой литературы.

7.Ф.М. Достоевский-критик

8.Жанры литературной критики

9.Литературная критика почвенников.

10.Эстетическая литературная критика

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Голубков, М. М.
История русской литературной критики ХХ века : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434277 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Егоров, Б. Ф. 
История русской литературной критики середины XIX века : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Б. Ф. Егоров. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-07228-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442157 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воровский, В. В. 
Литературная критика. Фельетоны : Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 331 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05244-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441365 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
История литературной критики: Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине «История литературной критики» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 81 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Русская литературная критика XVIII–XIX веков: Курс лекций. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705089.html?SSr=380133a0c817ffffffff27c__07e0
 
Э2
Русская проза XXI века в критике : рефлексия, оценки, методика описания. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976503212/content.html?SSr=380133a0c817ffffffff27
 
Э3
Говорухина, Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХI веков. -

  Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=443170

 
Э4
Русская литературная критика конца XIX - начала XX века : стратегии творческого

поведения, социология литературы, жанры, поэтика. -   Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519763.html

 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студента анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к 

 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.