(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к зачету
1. Литературное краеведение в системе литературного образования
3. Периодическая печать в РТ
4. Творчество писателей г. Набережные Челны
5. Творчество М.Гоголева
6. Творчество Н. Алешкова
7. Творчество поэтов г. Набережные Челны
8. Литературная Елабуга
9. Писатели камского региона
10. Поэты камского региона
1. Литературное краеведение в системе литературного образования
2. Русские писатели в Казани
3. Периодическая печать в РТ
4. Творчество писателей г. Набережные Челны
5. Творчество М.Гоголева
6. Творчество Н. Алешкова
7. творчество поэтов г. Набережные Челны
8. Литературная Елабуга
9. Писатели камского региона
10. Поэты камского региона
по г. Набережные Челны
Дисциплина «Литературное краеведение» является важным звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает важный этап литературного письменного творчества, на котором сформировалась региональная специфика русской литературы. Кроме того, эти произведения представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.
Одним из основных средств получения теоретических и историко-литературных знаний является усвоение материала лекционного курса.
Методические указания к практическим занятиям
Семинар в отличие от лекции предполагает участие обучающихся в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят обучающиеся, а преподаватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:
1) закрепление знаний (во-первых, в процесс самостоятельной подготовки к занятию обучающиеся повторяют материал, изученный на лекциях и по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными);
2) расширение знаний (происходит тогда, когда обучающиеся готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебнике. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка обучающимися рефератов или сообщений по специальным вопросам, а также подготовка всех обучающихся по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам);
3) развитие умений самостоятельной работы (происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление обучающимся возможности самостоятельного поиска);
4) стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность обучающихся. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:
-репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал,
-продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность обучающихся, критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности обучающихся формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа:
Репродуктивный тип организации занятия предполагает прежде всего активизацию мнемических способностей обучающихся. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
-методы социальной психологии;
-виды малых групп;
-структура конфликта.
Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей обучающихся. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.
Подготовка обучающихся к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности обучающихся в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источника, где можно найти соответствующие данные. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Поэтому каждый преподаватель сам определяет решение данной проблемы. Например, уже на первой лекции обучающимся предлагается ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Чтение обучающимися учебных пособий и первоисточников при подготовке к семинарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к самостоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. Эффективное чтение — это всегда поиск ответа на вопросы, отбор необходимой для этого информации.
Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается обучающимся при подготовке к семинару. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию,обучающемся необходимо научиться:
-отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;
-лексической и синтаксической переработке текста;
-схематизации и структурированию прочитанного материала;
-формулированию выводов по прочитанному материалу.
Только в этом случае конспектирование будет не простым переписыванием текста, а интеллектуальной переработкой информации, на что и рассчитывает большинство преподавателей, побуждая обучающихся конспектировать первоисточники.
Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности. Преподаватель спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются основные вопросы занятия, и обучающимся дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных обучающихся раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим обучающимся возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Важными в данном случае являются:
-умение соблюдать временной регламент;
-умение отвечать на конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения;
-умение использовать свободную речь при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
-умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.
Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности обучающихся и взаимодействия преподавателя и обучающихся. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что обучающихся не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Обучающимся ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:
Сравните...;
Найдите отличие…;
Найдите сходство…;
Проанализируйте…;
Найдите связь…;
На семинарах обучающиеся имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, подготовка к семинарам по первоисточникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания обучающихся по курсу. Необходимость подготовки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать аналитическую и обобщающую интеллектуальную деятельность обучающихся, развивать их критическое мышление при усвоении знаний
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся
Обучение по дисциплине включает также самостоятельную работу обучающихся.
Основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:
1) закрепление знаний и умений, изученных в рамках аудиторной работы;
2)расширение и углубление знаний по отдельным темам;
3)освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач.
Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов может использоваться в разных ситуациях учебной работы обучающихся:
-при подготовке к лекциям, семинарам, практическим занятиям;
-при подготовке рефератов;
-при подготовке к экзамену и зачету.
Одной из актуальных методических проблем данного вида самостоятельной работы является обучение умениям осмысленного чтения, развитие навыков понимания психологических текстов. Наибольшую трудность для обучающихся представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учебных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей категории обучающихся. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем научного текста, некоторые обучающиесяиспытывают значительные трудности в его понимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок.
Написание конспекта статьи, раздела книги, как отмечалось выше, — довольно типичное задание, которое преподаватель дает обучающимся при подготовке к семинару, практическому занятию, уроку. Предполагается, что конспектирование помогает продумыванию первоисточника. Конечно, это так, но не всегда. Во многих случаях обучающиеся просто переписывают большие фрагменты текста, ограничиваясь его поверхностной переработкой, например, опуская вводные слова и фразы с общими рассуждениями. Ответы студентов на семинарах по таким конспектам порой выявляют слабое понимание ими сущности понятий, теоретических положений и их связи с эмпирическими фактами.
Для того чтобы конспектирование первоисточников выполняло познавательную функцию, обучающемуся нужно обучиться соответствующим умениям, в том числе:
-отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;
-лексической и синтаксической переработке текста;
-схематизации и структурированию прочитанного материала;
-формулировке резюме по прочитанному материалу.
В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвоению знаний.
Подготовка к семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся. Самостоятельная подготовка к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. К сожалению, это делают лишь те немногие обучающиеся, у которых сформировалось умение самоорганизации.
Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:
-повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;
-расширение и углубление знаний по теме занятия.
Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения лабораторной работы или практического задания.
Соотношение учебного времени, отводимого на аудиторные и самостоятельные занятия по учебной дисциплине, определяется в рабочих учебных планах соответствующих образовательных программ. Таким образом, длительность подготовки обучающегося к семинару должна примерно соответствовать длительности самого семинара, т. е. составлять два академических часа (или в отдельных случаях чуть больше).
Содержанием подготовки обучающихся к семинару или практическому занятию может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам. Это может способствовать продуктивной организации аудиторного занятия преподавателем.
литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения зачета (устно, письменно, по билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.
При проведении зачета в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы.
Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.