(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
1. Предмет дидактики. Основные категории.
2. Закономерности и принципы обучения.
3. Технологии обучения и диагностики образовательных результатов обучающихся.
4. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
5. Анализ дидактических концепций.
6. Педагогические задачи и ситуации, их виды и варианты работы учителя с учебной ситуацией на уроке.
7. Функции процесса обучения. Способы их реализации. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
8. Формы обучения. Типы и структура уроков.
9. Содержание образования в современной школе. Элементы содержания образования их характеристика.
10. Развивающее обучение. Сравнительный анализ развивающего и традиционного обучения.
11. Особенности проектирования урока с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
12. Характеристика современных методов и технологий обучения и диагностики образовательных результатов обучающихся.
13. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.
14. Особенности применения технологий и методов обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога.
15. Основная образовательная программа. Структура. Содержание.
16. Особенности проектирования учебной ситуации на уроке, с использованием современных методов и технологий обучения.
17. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе.
18. Реализация принципов развивающего обучения на уроках.
19. Оценка достижения планируемых результатов обучающихся.
20. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
21. Стратегия обучения. Выбор стратегий обучения.
22. Проблемное обучение. Особенности создания проблемных ситуаций на уроках.
23. Современные средства оценки учебных достижений обучающихся. Дидактические способы оценивания учебных достижений обучающихся. Виды и критерии оценки.
24. Понятие и сущность обучения. Двусторонний характер процесса обучения.
25. Общее представление о сущности педагогического процесса. Структура педагогического процесса.
26. Технологии обучения. Классификация технологий обучения.
27. Образовательная функция обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
28. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
29. Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе.
30. Алгоритм подготовки учителя к уроку.
31. Структура деятельностного урока.
32. Требования к уроку. Критерии оценки урока.
33. Нормативные документы, регламентирующий образовательный процесс.
35. Особенности организации деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов обучения.
36. Формы организации обучения, их оптимальное сочетание.
37 Классификация средств обучения. Функции средств обучения.
38. Особенности организации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
39. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения на уроках.
40. Диагностика развития личности обучающегося в образовательном процессе.
Задание.
Разработать технологическую карту урока.
Темы рефератов
1. Процесс обучения как единство преподавания и учения.
2. Гносеологические основы процесса обучения.
3. Роль принципа (указывается название выбранного принципа) в деятельности учителя и обучающегося.
4. Особенности проектирования образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
5. Педагогическое обоснование специфики методов обучения.
6. Дифференциация процесса обучения на уроках.
7. Технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения.
8. Современные модели организации обучения.
9. Методы и технологии обучения в современной школе и их дидактические функции
10. Виды развивающих задач и технология их реализации на уроках.
11. Диагностика и оценка учебных достижений обучающихся.
12. Современное образование как предпосылка появления новых педагогических технологий.
13. Технология педагогического регулирования и коррекции педагогического процесса.
14. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса.
15. Проектирование учебной деятельности с учетом особенностей обучающихся.
16. Реализация принципов технологии развивающего образования в процессе обучения.
17. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в условиях реализации различных технологий.
18. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особых образовательных потребностей.
19. Диагностика образовательных результатов обучающихся.
20. Проектирование и реализация программы преодоления трудностей в обучении обучающихся.
21. Современные дидактические теории и системы.
22. Современные концепции и теории содержания образования.
23. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.
24. Система и функции средств обучения в современной школе.
25. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.
26. Возможности различных форм организации обучения при индивидуально-дифференцированном подходе.
27. Индивидуализация оценки результатов учебной работы обучающихся.
28. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития обучающихся.
29. Современные теории обучения
30. Личностно-ориентированные технологии.
Письменные контрольные задания.
Разработайте фрагмент индивидуальной образовательной траектории обучающегося в соответствии с задачами достижения метапредметных образовательных результатов.
Разработайте маршрутную карту самостоятельной работы обучающегося
Задание.
Разработайте проект учебного занятия, сценарий урока, образовательного события, (на выбор). Представление образовательных продуктов проводится в виде публичной защиты и презентации авторских материалов как индивидуально, так и в творческих группах.
Задание
1.Составьте набор противоречий, которые предположительно могут возникнуть у обучающегося в процессе обучения на уроке:
а) при изучении нового материала,
б) при выполнении домашней работы,
в) при выполнении контрольной работы.
Задание
Проведите сравнительный анализ инновационного и традиционного обучения; дифференцированного и развивающего обучения.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемного диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи,сборники упражнений и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку выступления на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка исследовательских задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение письменных контрольных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: письменные контрольные задания как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор выполнения письменных контрольных заданий(в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов дисцилины. Это позволяет им уяснить логическую структуру изучаемой дисциплины, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.