2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологи им. З.Т.Шарафутдинова, Гумерова М.М. _________________
 
 
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать компетенции на основе знаний о теории и методике воспитания, основах социальной педагогики, о способах планирования и разработки программ воспитания и  духовно-нравственного  развития в учебной и внеучебной деятельности, программ внеурочной деятельности в  соответствии с ФГОС общеобразовательной школы, о способах проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать представления о теории и практики построения современной воспитательной системы основной школы и основах организации воспитательных  мероприятий обучающихся  в соответствии с ФГОС ООО;
1.4
формировать умения проектировать воспитательный процесс в основной школе, планирования и организации деятельности обучающихся во внеурочное время;
1.5
формировать умения разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного  развития в учебной и внеучебной деятельности, программы внеурочной деятельности обучающихся
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Древняя татарская литература, литература XIX века
2.1.2
Общая психология
2.1.3
Противодействие коррупции
2.1.4
Теория обучения
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
Фольклор родного народа
2.1.7
Введение в литературоведение
2.1.8
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.9
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Основы экологической культуры
2.2.3
Педагогические технологии
2.2.4
Теория литературы. Поэтика
2.2.5
Литература родственных народов
2.2.6
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.7
Психолого-педагогический практикум
2.2.8
Татарская литература 20-30- гг.
2.2.9
История зарубежной литературы
2.2.10
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Татарская литература 40-60-х гг.
2.2.13
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.14
Производственная  педагогическая практика
2.2.15
Татарская литература 60-80-х гг.
2.2.16
Философия
2.2.17
Производственная педагогическая практика
2.2.18
Современная татарская литература
2.2.19
Этнокультура татарского народа
2.2.20
Англоязычная литература
2.2.21
Песенное творчество татарских поэтов
2.2.22
Принципы и приемы анализа художественных произведений
2.2.23
Эволюция детектива в татарской литературе
2.2.24
Актуальные проблемы изучения литературы Республики Татарстан
2.2.25
Внеучебная деятельность по предметам "Татарский язык" и "Татарская литература"
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.26
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.27
Современная татарская драматургия
2.2.28
Педагогическая риторика
2.2.29
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.30
Функциональная грамматика русского языка
2.2.31
Литература русского зарубежья
2.2.32
История литературной критики
2.2.33
История лингвистических учений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия теории воспитания в аспекте формирования научного мировоззрения
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат теории воспитаниядля формирования научного мировоззрения 
 
анализировать основные характеристики методики воспитания в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение 
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе педагогических ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по теории и методике воспитания в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе педагогических ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
способами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы философских и социо-гуманитарных знаний в области теории и практики построения воспитательной системы основной  школы,современные формы, методы и технологии воспитания
3.1.2
основы социальной педагогики
3.1.3
основы и закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
3.1.4
основы проектирования воспитательных программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности в различных видах деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
3.2.2
осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на основе составления социальной карты ребенка
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.3.2
навыками разработки сценария и  проведения воспитательного мероприятия (классного  часа)
3.3.3
опытом по  разработке и защите годового  плана воспитательной работы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. 

 
1.1
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
1.2
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
1.3
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
3
0
 
1.4
Закономерности и принципы воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
3
0
 
1.5
Закономерности и принципы воспитания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
3
0
 
1.6
Закономерности и принципы воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
3
0
 
 
Раздел 2. Базовые теории воспитания и развития личности. 

 
2.1
Базовые теории воспитания и развития личности.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
2.2
Понятие о воспитательных системах. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
3
0
 
2.3
Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Система форм и методов воспитания.

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

 
3.1
Система форм и методов воспитания.

Педагогическое взаимодействие в воспитании

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

2
3
0
 
3.2
Формы , методы,  средства воспитания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
3
0
 
3.3
Особенности педагогического взаимодействия в процессе воспитании. Субьект-субьектные отношения

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 4. Коллектив как объект и субъект воспитания

 
4.1
Коллектив как объект и субъект воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
3
0
 
4.2
Методы и технологии формирования коллектива  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
4.3
Тимбилдинг  как средство  формирования коллектива  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Работа с родителями.

 
5.1
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Работа с родителями.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
5.2
Годовой план воспитательной работы классного руководителя

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
5.3
Родительское собрание: подготовка, проведение. Педагогические формы работы с родителями /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ОПК-3 ОК-1
3
0
 
 
Раздел 6. Организация внеурочной деятельности в школе

 
6.1
Организация внеурочной деятельности в школе. Волонтерство как форма социального  творчества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
6.2
Организация внеурочной деятельности в школе. Волонтерство как форма социального  творчества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
3
0
 
6.3
Организация внеурочной деятельности в школе. Волонтерство как форма социального  творчества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
6.4
зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-3 ОК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

2. Закономерности воспитания

3. Базовые теории воспитания и развития личности.

4. Понятие о воспитательных системах.

5. Система форм и методов воспитания.

6. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

7. Коллектив как объект и субъект воспитания

8. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

9. Работа с родителями.

10. Организация внеурочной деятельности в школе.

11. Волонтерство и общественная деятельность как форма социального  творчества.

12 Сущность методики проектирования воспитательных мероприятий.

13. Характеристика методов организации деятельности и опыта общественного поведения.

14. Методы стимулирования поведения и деятельности.

15. Методы оценки эффективности воспитательного процесса.

16. Прием воспитания.

17. Организация и проведение коллективного творческого дела.

18. Средства воспитания. Общение как средство воспитания.

19. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость.

20. Роль воспитателя в организации воспитательных взаимодействий.

21. Планирование процесса воспитания.

22. Методика взаимодействия классного руководителя с родителями.

23. Особенности воспитательной работы с неблагополучными семьями.

24. Воспитательные функции коллектива.

25. Методика формирования коллектива.

26. Национальное своеобразие воспитания.

27. Приемы формирования межнациональной толерантности в процессе воспитания.

28. Методика анализа эффективности воспитательной работы.

29. Принципы воспитания.

30. Целеполагание в процессе воспитания  

Задание:

Разработать сценарий воспитательного мероприятия по направлению воспитания (по выбору):

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
• Общественно-полезная деятельность учащихся.

• Научно-познавательное.

• Военно-патриотическое.

• Художественно-эстетическое.

• Спортивно-оздоровительное 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Сущность процесса воспитания в современной школе

2. Проблемы в воспитании современного школьника

3. Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников

4. Система гражданского воспитания в школе (политическое, правовое)

5. Патриотическое и поликультурное воспитание в школе

6. Проблемы полового воспитания школьников в школе и обществе

7. Трудовое воспитание в школе: проблемы и решения

8. Формирование здорового образа жизни у школьников

9. Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников

10. Формирование эстетической культуры современных детей и подростков

11. Возможности коллективного воспитания в современной школе

12. Система методов воспитания в работе учителя: теория и практика

13. Демократические и гуманистические методы воспитания в современной школе

14. Проблема взаимодействия школы и средств массовой информации в воспитании детей

15. Психологические и психотерапевтические методы в воспитании детей

16. Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

17. Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы

18. Планирование воспитательной работы учителя, классного руководителя с учащимися в классе

19. Методика КТД.

20. Структура организации внеурочной деятельности: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

21. Формы и виды организации внеурочной деятельности школьников.

22. Формирование научно-исследовательского навыка во внеурочной деятельности.

23. Методический конструктор внеурочной образовательной программы.

24. Моделирование внеурочной образовательной программы.

25. Педагогические формы работы с родителями.

26. Педагогические условия организация внеурочной деятельности в школе.

27. Волонтерство и общественная деятельность как форма социального творчества.

28 Педагогические условия проектирования воспитательных мероприятий.

29. Педагогические формы организации деятельности и опыта общественного поведения.

30. Диагностика эффективности воспитательного процесса. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бермус,  А.Г.
Бермус, А. Г.  Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476553
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Блинов, В. И.
Блинов, В. И.  Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09146-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472375:  
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Бахтигулова, Л. Б. 
Методика воспитательной работы : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 188 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/430871 :  учеб. пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональный стандарт  педагога. Презентация. - Режим доступа: https://www.metod- kopilka.ru/professionalnyy_standart_pedagoga_prezentaciya_k_pedsovetu-1926.htm
 
Э2
Классный руководитель. Видеолекция. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=b_M5Y8c1qao
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.