2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Педагогические технологии_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогические технологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г _________________
 
 
Педагогические технологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой М.М. Гумерова

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся компетенции в области педагогических технологий, а также практической готовности к осуществлению познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать общие представления о педагогических технологиях,провести анализ сущностных характеристик современных образовательных технологий
1.4
сформировать базовую систему научных знаний  об организации образовательного процесса на основе изучения современных педагогических технологий
1.5
обеспечить формирование у обучающихся  первоначальных умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности с применением конкретных педагогических технологий
1.6
сформировать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий
1.7
овладеть технологиями оказания адресной помощи  обучающимся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе с особыми образовательными потребностями
1.8
раскрыть содержание и пути становления педагогической технологии учителя в профессиональной деятельности
1.9
развивать мотивацию к самообразованию, саморазвитию
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы пластической анатомии
2.1.2
Социальная психология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.5
Теория обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психолого-педагогический практикум
2.2.2
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.3
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.4
Профессиональная этика
2.2.5
Теория и методика обучения технологии
2.2.6
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.7
Учебная практика по технологии
2.2.8
Искусство скульптуры
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.11
Художественная лепка
2.2.12
Декоративная композиция
2.2.13
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.14
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Художественная графика
2.2.17
Искусство скульптуры
2.2.18
Художественная графика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся
 
закономерности социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуадьные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальны, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и тенологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации науроке
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность, специфику современных методов и технологий обучения и диагностики
3.1.2
особенности различных педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе, их структуру
3.1.3
возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе с особыми  образовательными потребностями обучающихся для осуществления процессов  обучения, воспитания и развития
3.1.4
технологии обучения и воспитания, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
3.1.5
содержание процессов самоорганизации и самообразования; особенности реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения, воспитания и развития обучающихся
3.2.2
применять  технологии, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей
3.2.3
применять систематизированные теоретические и практические знания в области педагогических технологий для  решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся
3.2.4
осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями
3.2.5
определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
знаниями о  возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе с особыми  образовательными потребностями  для осуществления процессов обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками сценирования уроков на основе применения конкретных педагогических технологий
3.3.3
технологиями организации учебно-познавательной деятельности и осуществления педагогической диагностики
3.3.4
методами и приемами самоорганизации и самообразования в профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Педагогические технологии: теоретический анализ

 
1.1
Обзор педагогических технологий, внедряемых в образовательный процесс. Классические и интерактивные технологии обучения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
1.2
Педагогическая технология как элемент педагогического мастерства педагога /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
1.3
Содержание и пути становления педагогической технологии учителя в профессиональной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
1.4
Технологическое пространство на современном этапе. Причины и история появления педагогических технологий в образовательном пространстве. Инновационные образовательные технологии. Функции и роли преподавателя при применении инновационных технологий обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.5
Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе. Технологии организации образовательного процесса в инклюзивной среде /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
1.6
Проблемы и трудности внедрения педагогических технологий в образовательный процесс.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Педагогические технологии обучения: от теории к практике

 
2.1
Технологии развивающего обучения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
2.2
Сценирование уроков на основе применения деятельностных технологий /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
2.3
Теоретическое описание технологий развивающего обучения и способов их внедрения в практику /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
2.4
Проектирование уроков в логике технологии РКМЧП /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
2.5
Разработка материалов методического обеспечения образовательного процесса построенного на основе технологии развивающего обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
 
Раздел 3. Общая характеристика технологий педагогической деятельности

 
3.1
Особенности педагогических технологий, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.2
Технологии педагогического взаимодействия в образовательном процессе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.3
Сценирование уроков в логике проектной деятельности. Проектные задачи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.4
Технологии обучения на основе проектной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.5
Технология личностно-ориентированного обучения.Технологии саморазвития личности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.6
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучающимся в процессе развивающего обучения.Технология формирующей оценки. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.7
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуально- дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения.Технологии диагностики образовательных результатов обучающихся /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.8
Технологии саморазвития личности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.9
Технологии оценки учебных достижений обучающихся. Технология портфолио /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
3.10
Технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
 
Раздел 4. Поисковые и исследовательские технологии

 
4.1
Технология проблемного и  проблемного-модульного обучения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
4.2
Проектирование уроков в логике проблемной и проблемно-модульной технологии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
4.3
Теоретическое описание деятельностных технологий  обучения и способов их внедрения в практику /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
4.4
Теоретическое описание технологий развивающего обучения и способов их внедрения в практику /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
4.5
Дидактические условия реализации технологии проблемного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ОК-6
4
0
 
4.6
Проектирование технологий проблемного обучения (проблематизация содержания учебного материала, построение диалоговых методов, задачные способы обучения) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Соотношение понятий: педагогическая технология и технология обучения.

2. Инновационные технологии и инновационная деятельность.

3. Общая характеристика технологий педагогической деятельности.

4. Слагаемые педагогической технологии. Системообразующий фактор технологии обучения.

5.Классификация современных педагогических технологий (по Г.К. Селевко; по В.В. Гузееву; по  В.П. Беспалько).

6. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач и виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

7. Авторские программы и технологии обучения.

8. Технология личностно-ориентированного обучения.  

9. Технологии планирования и организации образовательного процесса.

10. Образовательная практика использования передовых педагогических технологий в деятельности педагога.

11. Технология развития критического мышления (РКМ) как одно средств достижения метапредметных результатов обучения.

12. Характеристика особенностей педагогических технологий, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

13. Организация и обеспечение внедрения педагогических технологий в образовательный процесс.

14.  Технологии организации и осуществления педагогического процесса.

15. Алгоритмы конструирования уроков разного типа в рамках технологии деятельностного подхода.

16.  Технологии педагогического взаимодействия в образовательном процессе

17. Формирование и диагностика метапредметных образовательных результатов обучающихся через реализацию технологии учебно-исследовательской деятельности.

18. Современные педагогические технологии  как средство оптимизации образовательного процесса (на выбор с учетом профиля подготовки)

19. Технология формирования метапредметных компетенций с учетом индивидуальных траекторий развития обучающихся.

20. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе

21.Современные технологии оценивания, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы.

22. Портфолио как технологии оценки достижений обучающихся

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
23. Технологии оценки учебных достижений обучающихся  

24. Технологии дифференцированного обучения. Виды и критерии дифференциации

25. Технологии инклюзивного образования.

26. Особенности формирующего оценивания. Технологии формирующего оценивания.

27. Технология проектирования учебных заданий.

28. Виды универсальных учебных действий. Технология формирования УУД обучающихся.

29. Структура деятельностного урока.

30. Критериальное оценивание. Технология критериального оценивания.

Задание.

Разработка сценария модельного учебного занятия в соответствии с предложенными темой, планируемыми результатами и возрастом обучающихся (классом). Сценарий должен включать следующие элементы: тема, цель, задачи, этапы, содержание деятельности учителя, содержание деятельности учеников, ожидаемые результаты, технологии обучения, способы контроля и оценки, используемые ИКТ-средства и другие дидактические средства.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Педагогическая технология как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий.

2. Современное образование как предпосылка новых педагогических технологий.

3. Сущность,основные характеристики педагогической технологии.

4. История вхождения педагогических технологий в образовательную практику.

5. Технологический подход в образовании.

6. Классификация педагогических технологий.

7. Технология педагогического регулирования и коррекции педагогического процесса в образовательных организациях.

8. Технологии контроля образовательного процесса.

9. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса в образовательных организациях.

10. Педагогическая техника как составляющая часть педагогического мастерства и технологии.

11. Реализация принципов технологии развивающего образования в процессе обучения в образовательных организациях.

12. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в образовательных организациях в условиях реализации различных технологий.

13. Технологии организации образовательного процесса в инклюзивной среде

14. Особенности построения педагогического процесса на основе инновационных технологий.

15. Психолого-педагогические трудности субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологического подхода.

Задание 1.

Спроектировать серию уроков на основе технологии деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий по профилю подготовки.

Задание 2. Провести анализ эффективности различных технологий по профилю подготовки и их внедрение в учебно-воспитательный процесс (обучающийся выбирает одну из предложенных технологий).

Проектное задание.

Разработайте  проект «Современная педагогическая технология в действии».

Подберите педагогические технологии и методики, ориентированные на проектирование и коррекцию развития детей (одаренных, педагогически запущенных, имеющих отклонения в развитии и др.). Проведите анализ и систематизацию отобранных педагогических технологий по работе с детьми различных категорий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в ФОС по дисциплине.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суртаева, Н.Н.
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/429978 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коротаева, Е.В.
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700: учебное пособие
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н.Г.
Педагогика: учебное пособие / Н. Г. Хакимова. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно- библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html.: учебное пособие
Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2010
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Онлайн технологии в обучении. Режим доступа:  https://stepik.org/course/5779
 
Э2
Самые необычные школы. Режим доступа:  https://biblio-online.ru/viewer/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-441628#/
 
Э3
Павлова, С.А. Педагогические технологии. Видео лекции. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0fRLlkNXJD4

 
Э4
Гэри Банч. Педагогические технологии инклюзивного образования в обучении школьников. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=I9c39T8y16Q

 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.