2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Теория преобразований плоскости_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория преобразований плоскости
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Теория преобразований плоскости
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины :формирование у студентов геометрических понятий, представлений и умений в области теории геометрических преобразований на евклидовой плоскости; подготовка к изучению ряда смежных дисциплин; изучение инвариантов группы аффинных преобразований и ее подгрупп; формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.3
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.4
Дифференциальные уравнения
2.1.5
Начала алгебры
2.1.6
Основы математического анализа
2.1.7
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.8
Психолого-педагогический практикум
2.1.9
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.10
Общая и социальная психология
2.1.11
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.12
Теоретические основы информатики
2.1.13
История (история России, всеобщая история)
2.1.14
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.15
Основы мехатроники
2.1.16
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.17
Робототехника
2.1.18
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.19
Алгоритмы и структуры данных
2.1.20
Концепции современного естествознания
2.1.21
Философия
2.1.22
Основы мехатроники
2.1.23
Робототехника
2.1.24
Учебная практика по программированию
2.1.25
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дискретная математика
2.2.2
Конструктивная геометрия
2.2.3
Числовые системы
2.2.4
Проективная геометрия
2.2.5
Дифференциальная геометрия
2.2.6
История математики
2.2.7
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.8
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.9
Программирование Python
2.2.10
Разработка WEВ-приложений
2.2.11
Теория чисел
2.2.12
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.13
Высокоуровневые методы программирования
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.14
Вычислительная математика
2.2.15
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.16
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.17
Численные методы
2.2.18
Базы данных
2.2.19
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.20
Курсовая работа по математике
2.2.21
Технологии программирования
2.2.22
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.23
Информационные системы
2.2.24
Курсовая работа по информатике
2.2.25
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.26
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.27
Практикум по решению задач на ПК
2.2.28
Проектирование информационных систем
2.2.29
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.30
Специальные методы решения математических зада
2.2.31
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.32
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.33
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.34
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.35
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.36
Производственная педагогическая практика
2.2.37
Производственная преддипломная практика
2.2.38
Программирование Python
2.2.39
Разработка WEВ-приложений
2.2.40
Вычислительная математика
2.2.41
Численные методы
2.2.42
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.43
История математики
2.2.44
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.45
Специальные методы решения математических зада
2.2.46
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.47
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.48
Производственная преддипломная практика
2.2.49
Разработка WEВ-приложений
2.2.50
Вычислительная математика
2.2.51
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.52
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.2.53
Специальные методы решения математических зада
2.2.54
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основной аппарат математики,
3.1.2
основы использования возможностей образовательной среды геометрии для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.1.3
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса в области математического образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета,
3.2.3
на основе выявленной проблемы сформулировать исследовательскую задачу.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.3.2
педагогическими действиями, связанными с использованием ресурсов дисциплины (геометрии) и образовательной среды (работа с учебником, занятия предметного кружка,  использование ресурсов ЭОР, и т. д.),
3.3.3
навыками постановки и решения исследовательских задач в области математического образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Преобразования плоскости и пространства

 
1.1
Группа преобразований множества.Движения плоскости /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.2
Группа преобразований множества.Движения плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.3
Группа преобразований множества.Движения плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.4
Подобие плоскости /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.5
Подобие плоскости /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.6
Подобие плоскости /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.7
Аффинные преобразования /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.8
Аффинные преобразования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.9
Аффинные преобразования /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.10
Инверсия /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.11
Инверсия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.12
Инверсия /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.13
Преобразования пространства /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.14
Преобразования пространства /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.15
Преобразования пространства /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
1.16
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Отображения и преобразования множеств. Группа всех преобразований плоскости.

2. Движения плоскости.

3. Аналитическое задание движения.

4. Классификация движений плоскости.

5. Группа движений и ее подгруппы.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6. Произведение осевых симметрий.

7. Преобразования подобия на плоскости.

8. Классификация преобразований подобия на плоскости.

9. Группа подобия на плоскости.

10. Аффинные преобразования.

11. Аналитическое задание аффинного преобразования.

12. Родство.

13. Группа аффинных преобразований плоскости.

14. Инверсия плоскости и ее свойства

15. Приложение теории преобразований в решении задач курса элементарной геометрии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (комплект заданий находится в содержании ФОС)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Вариант1

1. Составить формулы осевой симметрии с осью  2х+у-1=0.

2. Составить формулы поворота плоскости вокруг точки с координатами (1,2) на угол 90 градусов.

3. Найти образ прямой 3х+4у+7=0 при симметрии относительно оси абсцисс.

Вариант 2

1. Составить формулы осевой симметрии с осью  3х-у+1=0.

2. Составить формулы поворота плоскости вокруг точки с координатами (3,4) на угол 60 градусов.

3. Найти образ прямой 5х+2у-4=0 при симметрии относительно оси ординат.

Вариант 3

1. Составить формулы осевой симметрии с осью  -4х+у+3=0.

2. Составить формулы поворота плоскости вокруг точки с координатами (-2,2) на угол 30 градусов.

3. Найти образ прямой 3х+4у-2=0 при симметрии относительно оси абсцисс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Вариант 1

1. Записать формулы преобразования гомотетии плоскости с центром в точке (-3,4) и коэффициентом 2.

2. Записать формулы аффинного преобразования плоскости, переводящего точки О(0,0), А(1,0), В(0,1) соответственно в точки С(2,1), D(3,2), E(3,4).

3.Определить тип движения плоскости в модели Пуанкаре в полуплоскости 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер В. А. 
Геометрия: планиметрические задачи на построение: Учебное пособие для прикладного бакалавриата //В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05758-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441676 
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Андреева З.И., Шеремет Г.Г.
Многообразие геометрии : Учебник// Андреева З.И., Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70642.html.— ЭБС «IPRbooks»
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
Л1.3
Шеремет Г.Г. 
Геометрические преобразования и фрактальная геометрия : учебник// Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32031..html.— ЭБС «IPRbooks» 
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
Л2.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 2): Учебное пособие //Атанасян Л.С., Базылев В.Т.Москва: КНОРУС, 2013.-400с.
М.: КНОРУС, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шеремет Г.Г.
Геометрические преобразования и фрактальная геометрия : Учебник// Шеремет Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32031.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.