(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету:
1. Психолого-педагогический практикум как предмет изучения, его задачи и методы.
2. Требования к деятельности педагога-психолога. Общая цель совместной деятельности педагога и педагога-психолога.
3. Проблемы в процессе взаимодействия педагога / педагога-психолога и ребенка в современных условиях.
4. Характеристика педагогического климата педагогического коллектива.
5. Психолого-педагогические задачи, сущность их проектирования.
6. Ригидность мышления. Три вида ригидности.
7. Охарактеризуйте методику А. Лачинса по исследованию влияния прошлого опыта на способ решения задач.
8. Создание условий для решения психолого-педагогических задач.
9. Формирование сценарного аппарата в детском возрасте у детей с особыми образовательными потребностями в том числе.+
10. Охарактеризуйте вариант программирования Д.С. Верещагина.
11. Сценарный аппарат, предлагаемый Э. Берном.
12. Основные виды педагогических задач, их характеристика.
13. Структура решения педагогических задач.
14. Ролевые игры. Особенности составления ролевых игр. Приведите пример, составленной вами ролевой игры.
15. Организация моделирования психолого-педагогических ситуаций, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.
16. Алгоритм создания ролевой игры Д. Турнера.
17. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики с примерами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
18. Специфика педагогического общения, отличие педагогического общения от других видов общения.
19. Ролевые позиции в педагогическом общении.
20. Структура педагогического общения.
21. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
22. Общая характеристика коллективных форм психолого-педагогической деятельности
23. Порядок подготовки и проведения общих собраний.
24. Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению.
26. Целостная структура жизненного потенциала личности, характеристика ее частей.
27. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности.
28. Мотивационные методы, оказывающие влияние на формирование успешности в жизни индивида.
29. Понятие тренинг и многообразие его форм.
30. Этические нормы и правила работы педагога-практика.
Задание 1. Составьте план межличностного общения при знакомстве.
Задание 2. Составьте план индивидуальной консультации по выбору профессии для учащегося средней ступени образовательного учреждения.
Задание 3.Составьте сценарий ролевой игры, направленный на привитие навыков группового общения.
Задание 4. Подготовьте упражнение по узнаванию эмоционального состояния.
Задание 5. Подготовьте речь для выступления перед родителями на родительском собрании.
Тематика письменных докладов:
1.Тест Лири как возможность определения социальной роли личности.
2.Тест «Акцент», использование его при определении акцентуаций личности учащегося.
3.Проективная методика «Арт-тест», специфика ее применения.
4.Проективные методики «Дом», «Дерево», использование их в коррекции личностных установок учащегося.
5.Социометрия, ее особенности и возможности определения стратификации группы.
6.Деятельность и педагогическое общение.
7.Теории личности, их влияние на развитие возрастной психологии.
8.ММРI, как возможность определения акцентуаций личности и ее асоциальных наклонностей.
9.Исследование личности, ее характерологических особенностей. Тест Кеттелла.
10.Инновационные образовательные процессы.
11.Современные модели организации учебного процесса.
12.Педагогическое тестирование.
13.Активные формы психологического воздействия на личность.
14.Основные критерии проведения деловой игры.
15.Метод независимых характеристик как возможности объемного представления о личности учащегося.
16.Педагогическое наблюдение, его компоненты.
17.Психодиагностика и её возможности при изучении личности и коллектива.
18.Психологическое строение деятельности.
19.Педагогическое наблюдение, определение его результативности.
20.Приём педагогической компетентности в ситуации конфликта учителя-ученика.
21.Педагогическое взаимодействие, его формы в процессе моделирования образовательных ситуаций.
22.Рассмотреть ситуацию педагогического решения, указать его эффективность.
23.Проективный тест Люшера, как возможность коррекции психических состояний учащихся.
24.Проекция тестов «Несуществующее животное», «Неполное предложение» при коррекции семейных отношений учащихся.
25.Методики диагностики образовательного процесса.
учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор,
доска.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Подготовка к лабораторным занятиям. При подготовке к лабораторным занятиям обучающимся рекомендуется, используя список литературы, по каждой теме составить краткий конспект в специально отведенной для этих целей тетради. Конспект ни в коем случае не представляет собой механического переписывания текста. Для изучения каждого из вопросов необходимо проработать предложенный список литературы (или другие источники, в том числе Интернет-ресурсы), чтобы получить максимально четкое, полное и ясное представление о рассматриваемой проблеме. Необходимо подчеркнуть, что вопрос надо готовить строго в тех рамках, которые обозначены его формулировкой в планах лабораторных занятий. При подготовке конспекта следует составить развернутый план ответа на вопрос, содержащий четкие определения понятий, краткое описание сути того или иного процесса, явления, феномена.
Подготовка к проверочным работам по разделам дисциплины. Для подготовки к проверочным работам необходимо повторить пройденный на лабораторных занятиях материал, изучить составленные конспекты, вопросы и задания, вынесенные на самостоятельное изучение обучающимся. Ответы на проблемные вопросы с опорой на учебный текст. При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется, читая литературу, искать ответы на поставленные вопросы. Вопросы для обсуждения также дают представление о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.