2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Психолого-педагогический практикум_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогический практикум
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Сафина А.М. _________________
 
 
Психолого-педагогический практикум
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является - формирование способности осуществлять  профессиональную деятельность на основе специальных  научных  знаний о способах  анализа  педагогических  ситуаций, диагностических и педагогических формах,  методах, технологиях организации взаимодействия и сотрудничества в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представления об основных способах  достижения воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
1.4
сформировать умения организации  взаимодействия основных  участников образовательных отношений на основе принципов сотрудничества,в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе  
1.5
развивать профессиональное мышление, навыки педагогической рефлексии и анализа педагогических ситуаций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Педагогические технологии
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Теория обучения
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Профессиональная этика
2.2.2
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
2.2.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.9
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.10
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
внавыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога
3.1.2
основные понятия: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, конфликты, отношения, деятельность, поведение, дисциплина, самоорганизация, самообразование
3.1.3
основные современные методы диагностирования достижений учащихся
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.1.4
сущность современных методик и технологий обучения для работы с детьми с учетом социальных, возрастных, психофизических и в том числе с особыми образовательными потребностями обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием методов диагностирования
3.2.2
анализировать, проектировать, конструировать и оценивать образовательный процесс и его результаты
3.2.3
осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы
3.2.4
осуществлять контроль эффективности выполняемых мероприятий с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности
3.3.2
навыком осуществления основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, в организации дискуссий, проведении интерактивных форм занятий
3.3.3
приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития, а также с учетом особых образовательных потребностей обучающихся навыками анализа, рефлексии  проделанной работы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психолого-педагогический практикум как предмет изучения, его задачи и методы

 
1.1
Психолого-педагогический практикум как предмет изучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
1.2
Субъекты образовательного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
1.3
Учет психолого-физиологических различий у школьников при организации учебного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
1.4
Определение типа личности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
1.5
Развитие навыков общения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические задачи, сущность их проектирования. 

 
2.1
Понятие «задача». Соотношение: ситуация-проблема-задача.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
2.2
Классификация задач. Психолого-педагогические задачи. Сущность их проектирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
2.3
Подготовить упражнение по узнаванию эмоционального состояния /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.4
Смоделировать психолого-педагогические ситуации, направленные на пересмотр дезадаптивных убеждений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
2.5
Подготовить речь для выступления перед родителями на родительском собрании /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
 
Раздел 3. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций

 
3.1
Моделирование образовательных и педагогических ситуаций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
3.2
Моделирование для детей с особыми образовательными потребностями /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
 
Раздел 4. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования и накопления профессионального опыта

 
4.1
Подобрать и провести с учебной группой одну из игр, направленную на формирование мотивационно-профессионального потенциала личности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
4.2
Психологический тренинг /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
4.3
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

1. Психолого-педагогический практикум как предмет изучения, его задачи и методы.

2. Требования к деятельности педагога-психолога. Общая цель совместной деятельности педагога и педагога-психолога.

3. Проблемы в процессе взаимодействия педагога / педагога-психолога и ребенка в современных условиях.

4. Характеристика педагогического климата педагогического коллектива.

5. Психолого-педагогические задачи, сущность их проектирования.

6. Ригидность мышления. Три вида ригидности.

7. Охарактеризуйте методику А. Лачинса по исследованию влияния прошлого опыта на способ решения задач.

8. Создание условий для решения психолого-педагогических задач.

9. Формирование сценарного аппарата в детском возрасте у детей с особыми образовательными потребностями в том числе.+

10. Охарактеризуйте вариант программирования Д.С. Верещагина.

11. Сценарный аппарат, предлагаемый Э. Берном.

12. Основные виды педагогических задач, их характеристика.

13. Структура решения педагогических задач.

14. Ролевые игры. Особенности составления ролевых игр. Приведите пример, составленной вами ролевой игры.

15. Организация моделирования психолого-педагогических ситуаций, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

16. Алгоритм создания ролевой игры Д. Турнера.

17. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики с примерами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

18. Специфика педагогического общения, отличие педагогического общения от других видов общения.

19. Ролевые позиции в педагогическом общении.

20. Структура педагогического общения.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
21. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

22. Общая характеристика коллективных форм психолого-педагогической деятельности

23. Порядок подготовки и проведения общих собраний.

24. Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению.

25. Методы первичной профконсультации.

26. Целостная структура жизненного потенциала личности, характеристика ее частей.

27. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности.

28. Мотивационные методы, оказывающие влияние на формирование успешности в жизни индивида.

29. Понятие тренинг и многообразие его форм.

30. Этические нормы и правила работы педагога-практика.

Задание 1. Составьте план межличностного общения при знакомстве.

Задание 2. Составьте план индивидуальной консультации по выбору профессии для учащегося средней ступени образовательного учреждения.

Задание 3.Составьте сценарий ролевой игры, направленный на привитие навыков группового общения.

Задание 4. Подготовьте упражнение по узнаванию эмоционального состояния.

Задание 5. Подготовьте речь для выступления перед родителями на родительском собрании.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных докладов:

1.Тест Лири как возможность определения социальной роли личности.

2.Тест «Акцент», использование его при определении акцентуаций личности учащегося.

3.Проективная методика «Арт-тест», специфика ее применения.

4.Проективные методики «Дом», «Дерево», использование их в коррекции личностных установок учащегося.

5.Социометрия, ее особенности и возможности определения стратификации группы.

6.Деятельность и педагогическое общение.

7.Теории личности, их  влияние на развитие возрастной психологии.

8.ММРI, как возможность определения акцентуаций личности и ее асоциальных наклонностей.

9.Исследование личности, ее характерологических особенностей. Тест Кеттелла.

10.Инновационные образовательные процессы.

11.Современные модели организации учебного процесса.

12.Педагогическое тестирование.

13.Активные формы психологического воздействия на  личность.

14.Основные критерии проведения деловой игры.

15.Метод независимых характеристик как возможности объемного представления о личности учащегося.

16.Педагогическое наблюдение, его компоненты.

17.Психодиагностика и её возможности при изучении личности и коллектива.

18.Психологическое строение деятельности.

19.Педагогическое наблюдение, определение его результативности.

20.Приём педагогической компетентности в ситуации конфликта учителя-ученика.

21.Педагогическое взаимодействие, его формы в процессе моделирования  образовательных ситуаций.

22.Рассмотреть ситуацию педагогического решения, указать его эффективность.

23.Проективный тест Люшера, как возможность коррекции психических состояний учащихся.

24.Проекция тестов «Несуществующее животное», «Неполное предложение» при коррекции семейных отношений учащихся.

25.Методики диагностики образовательного процесса.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПД Фонд оценочных средств по учебной дисциплине.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вараксин, В.Н., Казанцева, Е.В.
Психолого-педагогический практикум учеб. пособие для академического бакалавриата. /Вараксин, В.Н., Казанцева, Е.В. -Москва: Издательство Юрайт, 2019 . - 283 с. URL: https://biblio-online.ru/book/psihologo-pedagogicheskiy-praktikum-428273:  учеб. пособие для академического бакалавриата
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
А. П. Панфилова, А. В. Долматов
Взаимодействие участников образовательного процесса, учебник и практикум для академического бакалавриата /А. П. Панфилова, А. В. Долматов. - М. : Издательство Юрайт, 2019. https://biblio-online.ru/book/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-432077: учебник и практикум для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Подымова Л.С. 
Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Гребенюк, О. С
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеолекция В.Ф.Базарный "О раздельном обучении мальчиков и девочек". - URL: https://www.youtube.com/watch?v=NNLCnJIb-Go 
 
Э2
Видеолекция «Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка». -  URL:ttps://infourok.ru/webinar/44.html 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -  URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -  URL:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-304а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.3
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания и материалы по видам занятий

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся  процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.