2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Организация культурно-просветительской деятельности_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация культурно-просветительской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Краснова Е.Л. _________________
 
 
Организация культурно-просветительской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся компетенций в области организации культурно-просветительской деятельности,также практической готовности к осуществлению педагогической  деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формирование у обучающихся личностного, эмоционально-ценностного отношения к культурно-просветительской деятельности педагога
1.4
формирование умений работать в команде
1.5
развитие толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
1.6
формирование представлений об особенностях психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
1.7
развитие умения разработки программы по формированию культурных потребностей различных социальных групп
1.8
формирование навыков разработки и реализации культурно-просветительской программы
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.5
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.6
Социальная психология
2.1.7
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.10
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.11
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.12
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.13
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.2
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.3
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.7
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Методика обучения информатике детей с особыми образовательными потребностями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
Основные принципы командной работы, понятие толерантности.
 
Методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий.
 
Технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий.
 
 
Уметь:
 
Определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий.
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия.
 
Реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
 
 
Владеть:
 
Навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности.
 
Навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий.
 
Навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий.
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
Основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Уметь:
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам.
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Владеть:
 
Навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды.
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды.
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
Основы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
Критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
Методику формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Уметь:
 
Анализировать культурные потребности различных социальных групп.
 
Выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп по заданным критериям.
 
Составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Владеть:
 
Навыками описания культурных потребностей различных социальных групп.
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп по имеющимся характеристикам.
 
Навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
Основы разработки и реализации культурно-просветительских программ.
 
Критерии оценки культурно-просветительских программ.
 
Методику разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
Описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ.
 
Оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям.
 
Определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи.
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации.
 
Навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям.
 
Навыками разработки и реализации культурно-просветительской программы
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и культурные потребности - различных социальных групп
3.1.2
основы просветительской деятельности
3.1.3
теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса
3.1.4
способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса
3.1.5
пути и формы осуществления культурно-просветительской деятельности в общеобразовательной организации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
3.2.2
осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений
3.2.3
использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов
3.2.4
разрабатывать  культурно-просветительские программы
3.2.5
организовывать внеучебную деятельность обучающихся
3.2.6
оказывать услуги культурно-просветительского характера в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности
3.2.7
осуществить культурно-просветительскую деятельность в общеобразовательной организации как важного элемента педагогической деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
3.3.2
навыками взаимодействия с различными социальными группами
3.3.3
навыками организации культурно-образовательного пространства и популяризации знаний в области отечественной культуры среди обучающихся и различных групп населения
3.3.4
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
3.3.5
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных и возрастных групп
3.3.6
навыками реализации культурно-просветительских программ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы культурно-просветительской деятельности

 
1.1
Теоретические основы развития культурно-просветительской деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
1.2
Основы развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
1.3
Методологические основы культурно-просветительской деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
1.4
Нормативно-правовая база культурно-просветительской деятельности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.5
Культурно-просветительская деятельность в учениях педагогов-новаторов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
1.6
Особенности культурных потребностей различных социальных групп /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
 
Раздел 2. Организация культурно-просветительской деятельности в образовательном пространстве

 
2.1
Специфика организации культурно-просветительной деятельности в образовательных учреждениях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.2
Особенности организации культурно-просветительской деятельности в условиях ОО /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.3
Содержание культурно-просветительской деятельности современного педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.4
Организация культурно-просветительской деятельности в рамках реализации ФГОС ОО  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.5
Особенности культурно-просветительской деятельности с родителями /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.6
Внеурочная и внеучебная работа с обучающимися в рамках реализации ФГОС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.7
Особенности организации внеурочной и внеучебной деятельности с обучающимися /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.8
Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.9
Теория и технология разработки и организации культурно-просветительской деятельности в условиях общего образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.10
Технология организации культурно-просветительской деятельности с обучающимися /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.11
Возрастные особенности использования технологий организации культурно-просветительской деятельности с обучающимися /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.12
Методическое обеспечение культурно-просветительской деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.13
Разработка программ организации культурно-просветительской деятельности в образовательной организации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.14
Особенности и потенциал региональной культурной образовательной среды  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
2.15
Музейные технологии в культурно-просветительской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-13 ПК-14 ОК-5 ОПК-3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы  и задание к зачету

1.Понятие культурно-просветительской деятельности.

2.Функции культурно-просветительской деятельности.

3.Развивающий характер функций культурно-просветительской деятельности, их взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности.

4.Предмет, значение и задачи истории культурно-просветительской деятельности,

5.Периодизация культурно-просветительской деятельности,

6.Создание языковой среды в ОО в условиях билингвизма.

7.Методологические предпосылки формирования теории культурно-просветительской деятельности.

8.Генезис теории культурно-просветительской деятельности.

9.Сущность и особенности теории культурно-просветительской деятельности как формы организации научного знания о культурно-просветительской деятельности.

10.Основные источники формирования теории культурно-просветительской деятельности: изучение опыта, экспериментальная работа, использование достижений других наук.

11.Методика культурно-просветительной деятельности как процесс определения целей, средств, методов и форм культурно -просветительной деятельности.

12.Закономерности функционирования общей методики культурно-просветительной деятельности.

13.Особенности частных методик культурно-просветительной деятельности. Особенности специальной методики культурно-просветительной деятельности.

14.Специфика методики и организации культурно-просветительной деятельности

15.Общая цель, тождественность задач как неразрывных компонентов единого технологического процесса культурно- просветительной деятельности.

16.Формы работы с родителями, как участниками образовательных отношений.

17. Критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп.

18.Понятие и сущность «методического руководства» и «методического обеспечения» культурно-просветительской деятельности.

19.Система методического обеспечения.

20.Содержание, характеристика и виды методических материалов.

21. Теоретические основы развития культурно-просветительской деятельности.

22. Основы развития культурно- просветительской деятельности в отечественном образовании.

23. Методологические основы культурно- просветительской деятельности.

25. Нормативно-правовая база культурно- просветительской деятельности .

26. Культурно-просветительская деятельность в учениях педагогов- новаторов.

27. Особенности культурных потребностей различных социальных групп.

28. Специфика организации культурно- просветительной деятельности в образовательных учреждениях.

29. Внеурочная и внеучебная работа с обучающимися в рамках реализации ФГОС.

30. Способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в культурно-просветительской деятельности.

31. Требования ФГОС к организации внеучебной деятельности.

32. Теория и технология разработки и организации культурно- просветительской деятельности в условиях общего образования.

33. Технология организации культурно- просветительской деятельности с обучающимися.

34. Возрастные особенности использования технологий организации культурно- просветительской деятельности с обучающимися.

35. Методическое обеспечение культурно- просветительской деятельности.

36. Разработка программ организации культурно-просветительской деятельности в образовательной организации.

37. Особенности и потенциал региональной культурной образовательной среды.

38. Музейные технологии в культурно- просветительской деятельности.

39. Основы психолого-педагогического сопровождения культурно-просветительской деятельности.

40. Основы разработки и реализации культурно-просветительских программ.

Задание

Разработать культурно-просветительскую программу для обучающихся (возраст и тема по выбору обучающегося).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Примерная тематика письменных сообщений

1.Требования к личности педагога, осуществляющего культурно- просветительскую деятельность.

2.Нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-просветительскую деятельность в образовательной организации.

3.Формы культурно-просветительской деятельности с родителями.

4.Отечественный опыт организации культурно-просветительской деятельности в образовательной организации.

5.Зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности в образовательной организации.

6.Культурно-просветительские программы ЮНЕСКО.

7.Особенности организации культурно-просветительской деятельности с учётом регионального компонента.

8.Педагогическое наследие педагогов Республики Татарстан.

9.Организация культурно-просветительской деятельности в рамках реализации ФГОС.

10.Планирование работы по культурно-просветительской деятельности с учетом возрастных особенностей в рамках реализации ФГОС.

11.Методика культурно-просветительной деятельности как процесс определения целей, средств, методов и форм культурно -просветительной деятельности.

12.Закономерности функционирования общей методики культурно-просветительной деятельности.

13.Особенности частных методик культурно-просветительной деятельности. Особенности специальной методики культурно-просветительной деятельности.

14.Специфика методики и организации культурно-просветительной деятельности

15.Общая цель, тождественность задач как неразрывных компонентов единого технологического процесса культурно- просветительной деятельности.

16.Формы работы с родителями, как участниками образовательных отношений.

17. Критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп.

18.Понятие и сущность «методического руководства» и «методического обеспечения» культурно-просветительской деятельности.

19.Система методического обеспечения.

20.Содержание, характеристика и виды методических материалов.

21. Теоретические основы развития культурно-просветительской деятельности.

22. Основы развития культурно- просветительской деятельности в отечественном образовании.

23. Методологические основы культурно- просветительской деятельности.

25. Нормативно-правовая база культурно- просветительской деятельности .

26. Культурно-просветительская деятельность в учениях педагогов- новаторов.

27. Особенности культурных потребностей различных социальных групп.

28. Специфика организации культурно- просветительной деятельности в образовательных учреждениях.

29. Внеурочная и внеучебная работа с обучающимися в рамках реализации ФГОС.

30. Способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в культурно-просветительской деятельности.

При подготовке письменных сообщений обучающимся необходимо выписать в тетрадь основные термины по теме сообщения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Канке, В. А.  
Теория обучения и воспитания  : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433240 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л1.2
Щуркова, Н. Е.
Щуркова, Н. Е.  Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453382
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Писарева, Т. А. 
Общие основы педагогики : учебное пособие / Т. А. Писарева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-9758-1759-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81035.html: учебное пособие
Саратов : Научная книга, 2019
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Муштавинская, И. В. 
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: Издательство  КАРО, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Теоретические основы культурно-просветительской деятельности Видепрезентация /Хазратова Ф.В.-  URL: https://www.youtube.com/watch?v=8IUe_3qwIxg
 
Э2
Направления воспитательной работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС Видеолекция -URL: https://www.youtube.com/watch?v=yjCaGkEBLW0 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа,

учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор,

доска.

 
7.2
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-303 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту

литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Организация культурно-просветительской деятельности» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (дебаты, учебно-творческое задание);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков, в целом компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, дебаты,  учебно-творческое задание.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Организация культурно-просветительской деятельности» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(уровень бакалавриата) в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей программы дисциплины. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменно по вопросам (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний, умений, навыков, а также формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения обучающимся 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.