2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями _Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения детей с особенностями развития, имеющих особые образовательные потребности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования детей с ООП;
1.4
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.5
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации детей с особенностями развития;
1.6
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
1.7
применение метода наблюдения и выявление поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.4
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.5
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.6
Психолого-педагогический практикум
2.1.7
Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.8
Теория и технология обучения
2.1.9
Общая и социальная психология
2.1.10
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.11
Теории и технологии литературного развития детей
2.1.12
Теория и технологии  музыкального развития детей
2.1.13
Теория и технологии  физического развития детей
2.1.14
Теория и технология  воспитания   
2.1.15
История (история России, всеобщая история)
2.1.16
Концепции современного естествознания
2.1.17
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.18
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.20
Теория и технологии  развития речи детей
2.1.21
Теория и технологии  экологического развития детей
2.1.22
Безопасность жизнедеятельности
2.1.23
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.24
Физическая культура и спорт
2.1.25
Философия  
2.1.26
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.1.27
Общая и социальная психология
2.1.28
Организация внеучебной деятельности
2.1.29
Теория и технология  воспитания   
2.1.30
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.2.3
Организация внеучебной деятельности
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.2.4
Производственная педагогическая практика (дошкольное образование)
2.2.5
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.4: Применяет различные подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности протекания психических процессов у детей с ООП
3.1.2
содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида
3.1.3
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные формы и методы, разрабатывать и реализовывать содержание специальных занятий с учетом нарушения у ребенка с ООП;
3.2.2
определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.
3.2.3
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения различных подходов в специальном обучении и воспитании детей с ООП;
3.3.2
навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
3.3.3
навыками выбора технологий коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Раздел 1. Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. 

 
1.1
Понятие о норме и отклонениях в развитии. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии. Определение понятия СОУ.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4
3
0
 
1.2
Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4
3
0
 
1.3
Принципы педагогического воздействия.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.4
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
1.5
Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с ООП /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
 
Раздел 2. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

 
2.1
Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения. Дифференцированное и интегрированное обучение. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
2.2
Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития. /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4
3
0
 
2.3
Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении учащихся с ограниченными возможностями и нормально развивающихся детей и подростков и интеграции их в социум. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
3
0
 
 
Раздел 3. Организация и содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

 
3.1
Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения. Педагогическое изучение детей и подростков с отклонениями в развитии в условиях детских образовательных учреждений.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2
Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в специальных учреждениях.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.3
Педагогическое изучение детей и подростков с отклонениями в развитии в условиях детских образовательных учреждений /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.4
Нормативно-правовое обеспечение обучения детей с ООП.  /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2
3
0
 
3.5
Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.  /Лек/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4
3
0
 
3.6
Задачи и содержание обучения и воспитания детей с ООП.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4 ОПК-3.5
3
0
 
3.7
/Зачёт/
Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-8.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-3.4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Понятие «дети с особыми образовательными потребностями».

2. Нормативно-правовая база обучения детей с ООП.

3. Понятийный аппарат обучения детей с ООП.

4. Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

5. Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.

6. Принципы работы с детьми с ООП.

7. Психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т. ч. с особыми образовательными потребностями.

8. Особенности протекания психических процессов у детей с ООП.

9. Формы и методы реализации содержания специальных занятий с учетом нарушения у ребенка с ООП.

10. Различные подходы в специальном обучении и воспитании детей с ООП.

11. Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида.

12. Психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

13. Направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей.

14. Технологии, применяемые в инклюзивном обучении в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам.

15. Технологии, применяемые при обучении в специальном (коррекционном) классе по адаптированным общеобразовательным программам.

16. Технологии, применяемые при обучении на дому ребенка с ООП.

17. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения и его роль при обучении детей с ООП.

18. Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.

19. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ООП в соответствии с образовательными стандартами.

20. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ООП в процессе обучения и социализации.

21. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

22. Технологии коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ.

23. Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС.

24. Подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
25. Формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

26. Дифференцированный отбор психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ООП.

27. Индивидуализация обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

28. Инновационные образовательные технологии («Интеллектуальная карта», «Кластер», «Синквейн», ТРИЗ_РВТ»).

29. Совместная деятельность учреждений образования, социальной защиты и общественности в помощь лицам со специальными нуждами.

30. Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

Вопросы к зачету

1. Понятие «дети с особыми образовательными потребностями».

2. Нормативно-правовая база обучения детей с ООП.

3. Понятийный аппарат обучения детей с ООП.

4. Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

5. Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития.

6. Принципы работы с детьми с ООП.

7. Психофизиологические, возрастные, познавательные особенности обучающихся, в т. ч. с ООП.

8. Особенности протекания психических процессов у детей с ООП.

9. Формы и методы реализации содержания специальных занятий с учетом нарушения у ребенка с ООП.

10. Различные подходы в специальном обучении и воспитании детей с ООП.

11. Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида.

12. Психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

13. Направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие ООП детей.

14. Технологии, применяемые в инклюзивном обучении в общеобразовательном классе по АОП.

15. Технологии, применяемые при обучении в специальном (коррекционном) классе по АОП.

16. Технологии, применяемые при обучении на дому ребенка с ООП.

17. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения и его роль при обучении детей с ООП.

18. Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.

19. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ООП в соответствии с образовательными стандартами.

20. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ООП в процессе обучения и социализации.

21. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

22. Технологии коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ.

23. Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС.

24. Подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

25. Формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в т.ч. с ООП

26. Дифференцированный отбор психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ООП.

27. Индивидуализация обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ООП.

28. Инновационные образовательные технологии («Интеллектуальная карта», «Кластер», «Синквейн», ТРИЗ_РВТ»).

29. Совместная деятельность учреждений образования, социальной защиты и общественности в помощь лицам со специальными нуждами.

30. Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений с

Темы письменных работ

1) Развитие специального образования в отечественной и зарубежной педагогической науке.

2) Основные категории (понятия) специального образования. Их краткая характеристика.

3) Профилактическая работа, как основополагающий фактор эффективного преодоления нарушений развития в разных возрастных группах. Виды профилактик.

4) Леворукость. Физиологические аспекты леворукости.

5) Особенности профилактической работы с различной категорией детей.

6) Акцентуации характера. Классификация. Особенности коррекционной работы

7)Причины нарушений развития.

8) Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
9)Система коррекционной помощи детям с ОВЗ.

10)Первичный дефект и вторичные нарушения.

11) Компенсаторные возможности ребенка.  Л.С. Выготский об аномальном детстве.

12)Правовые основы отношения государства к детям с ООП.

13)Реабилитация. Абилитация. Компенсация.

14)Общая характеристика детей с ООП.

15)Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением поведения.

16)Особенности обследования и коррекционной работы.

17)Философия и методология инклюзии

Темы письменных сообщений

1) Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

2) Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

3) Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

4) Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

5) Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.

6) Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

7) Роль слуха и зрения в формировании речи и познавательном развитии детей.

8) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями слуха в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.

9) Индивидуальный педагогический подход к детям с нарушениями зрения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа.

10) Педагогический подход к детям с нарушениями зрения (слуха) в образовательных учреждениях общего типа.

11) Косоглазие и амблиопия у детей. Организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения.

12) Задержка психического развития у детей.

13) Организация обучения и воспитания учащихся с ЗПР в специальной школе VII вида.

14) Организация обучения и воспитания учащихся с ЗПР в образовательных учреждениях общего типа (коррекционные группы при ДОУ, классы компенсирующего обучения I и II ступени, классы КРО).

15) Современные концепции коррекционно-развивающего обучения.

16) Олигофрения у детей. Система коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями интеллекта.

17) Условия формирования правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

18) Общее недоразвитие речи (ОНР), его влияние на общий ход познавательного развития ребенка. Психолого- педагогические аспекты оказания помощи детям с ОНР.

19) Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

20) Преодоление негативных поведенческих реакций у детей с реактивными состояниями.

21) Аутичные дети. Психологические и педагогические аспекты коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом.

22) Психопатия у детей. Система работы по преодолению и профилактике психопатических расстройств у детей.

23) Детский церебральный паралич. Организация психолого-педагогической помощи детям с ДЦП.

24) Особенности обучения и воспитания детей с задержками (отставанием) в развитии.

25) Особенности обучения и воспитания детей со сложным дефектом (комплексные нарушения развития).

26) Организация психологической и педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

27) Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

28) Роль сенсорного восприятия и речи в формировании личностной готовности к обучению в школе.

29) .Особенности обучения и воспитания детей и подростков со сложным дефектом (комплексные нарушения развития)

30) Особенности технологий, применяемых в работе с детьми с ООП.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Липунова О.В
Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные
: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» , 2019
 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Липунова О.В
Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.—   — URL:  http://www.iprbookshop.ru/86450.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» 2019.  , 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. В. Прищепова
Прищепова, И. В.  Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для вузов / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11095-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517393 :  учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Н. В. Микляева
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444721
Москва. Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи  у дошкольников с ОВЗ: методическое пособие для бакалавров/ Текст: электронный// ЭОР НГПУ [сайт]. — URL: 
Набережные Челны, НГПУ, 2018, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями - URL::  https://www.youtube.com/watch?v=NLpRWlCLuPQ
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных докладов (с обсуждением), эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получитьдополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 12
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.