Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для подготовки к зачету
2 семестр
1.История спортивной борьбы
2.Правила соревнований по спортивной борьбе
3.Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе
4.История возникновения и развития баскетбола в мире.
5.Становление и развитие баскетбола в России.
6.Средства обучения в баскетболе.
7.Методы обучения в баскетболе.
8.Принципы обучения в баскетболе.
9.Способы организации занимающихся на занятиях по баскетболу
10.Этапы процесса обучения технике игровых приемов.
11.Классификация техники игры в баскетбол.
12.Классификация техники нападения.
13.Виды передвижений в нападении. Последовательность изучения.
14.История возникновения и развития волейбола в нашей стране.
15.История возникновения и развития волейбола за рубежом.
16.Эволюция правил игры в волейболе.
17.Функции игроков в волейболе, их модельные характеристики.
18.Игровая площадка, оборудование для игры в волейбол (размеры, линии разметки, зоны, сетка, стойки, мячи).
19.Выигрыш очка, партии, встречи в волейболе.
20.Расстановка команды (позиции), правила перехода в волейболе.
21.Подача. Определение и ошибки при подаче в волейболе.
22.Атакующий удар. Определение и ошибки при атакующем ударе.
23.Блокирование. Определение и ошибки при блокировании.
24.Где и когда появилась игра в ручной мяч(гандбол)?
25.Что означает слово «гандбол»?
27.Какая чешская игра была прообразом ручного мяча?
28.В каком году федерация ручного мяча нашей страны была принята в Международную федерацию гандбола?
29.Когда впервые клубная женская команда нашей страны победила на крупных европейских соревнованиях по ручному мячу?
30.Когда зальный гандбол стал олимпийской дисциплиной для мужчин и женщин?
31.В каком украинском городе игра в ручной мяч была очень популярна, начиная с начала XX в.?
32.В чем состоит цель игры в гандбол?
33.Сколько раз наши гандбольные команды побеждали на Олимпийских играх?
34.Цели, задачи и принципы тренировки в футболе. Режим футболиста.
35.Травматизм в футболе. Оказание первой помощи при различных травмах.
36.Виды подготовки футболистов. Краткая характеристика видов.
37.Физическая подготовка в футболе, ее основные разделы.
38.Характеристика физического качества «быстрота».
39.Характеристика физического качества «выносливость».
40.Характеристика физического качества «сила».
41.Характеристика физического качества «ловкость», «гибкость».
42.Техническая подготовка в футболе, ее основные разделы.
43.Способы передачи и остановки мяча.
44.Способы ударов по воротам. Способы отбора мяча.
45.Способы ведения мяча, обманные движения (финты).
46.Тактическая подготовка и ее основные понятия.
47.Индивидуальные тактические действия.
48.Командные, групповые тактические действия.
49.Основные принципы тактики игры в нападении.
50.Основные принципы тактики игры в защите.
51.Техника и тактика игры вратаря.
52.Правила игры в мини-футбол. Методика судейства
53.Место и значение гимнастики в системе физического воспитания(определение понятия “гимнастика”, задачи, которые решаются на занятиях по гимнастике).
54.Значение, характеристика строевых упражнений и их классификация.
55.Методы и методика обучения строевым упражнениям.
56.Методические указания при проведении строевых упражнений.
57.Требования, предъявляемые к терминологии.
58.Правила сокращений в гимнастической терминологии.
59.Способы образования терминов.
60.Правила применения терминов (общие, конкретные и дополнительные термины).
61.Формы записи гимнастических упражнений.
62.Запись ОРУ.
63.Запись вольных упражнений.
64.Запись упражнений на гимнастических снарядах.
65.Правила применения терминов.
66.Атлетическая гимнастика в системе физического воспитания.
67.Атлетическая гимнастика в общеобразовательной школе.
68.Атлетическая гимнастика в СУЗах.
69.Состояние атлетической гимнастики на современном этапе.
70.Возникновение и развитие атлетической гимнастики в России.
71.Возникновение и развитие атлетической гимнастики за рубежом.
72.Основные дидактические принципы при обучении упражнениям атлетической гимнастики.
73.Учебная работа по атлетической гимнастике с использованием методических приемов.
74.Травмы, наиболее часто встречающиеся во время тренировок по атлетической гимнастике. Оказание первой медицинской помощи. Предупреждение травматизма.
75.Виды классификаций упражнений, используемых в процессе занятий.
2 семестр
Тематика рефератов по спортивной борьбе
1.Гигиенические требования к занятиям спортивным рукопашным боем.
2.Понятия: «знание», «умение», «навык». Способы передачи знаний.
3.Принципы обучения, при занятиях служебно-прикладными единоборствами
4.Средства и методы обучения, при занятиях служебно-прикладными единоборствами.
5.Понятие классификации и систематики. Требования к построению систем
6.Понятия общей и специальной силы. Методы воспитания силы в спортивной борьбе
7.Понятия общей и специальной выносливости. Методы воспитания выносливости в спортивной борьбе
8.Понятия общей и специальной быстроты. Методы воспитания быстроты в спортивной борьбе.
9.Понятия физических качеств. Особенности воспитания физических качеств у различного контингента занимающихся спортивной борьбой.
Тематика рефератов по баскетболу.
1.тактическая подготовка баскетболиста (персональная и зонная защита, позиционное нападение, развитие тактики баскетбола на разных этапах его становления, быстрый отрыв и раннее нападение, защита в специальных ситуациях).
2.Психологическая подготовка баскетболиста на разных этапах подготовки.
3.Специальное питание баскетболистов.
4.Совершенствование физических качеств баскетболиста (гибкости, силы, выносливости, прыжковой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости) на разных этапах подготовки.
5.Техника игры (техника нападения и защиты).
6.Совершенствование учебно-тренировочного процесса на основе современных подходов к обучению и тренированности.
7.История и развитие баскетбола в Мире и в отдельных регионах.
Тематика рефератов по волейболу.
1.История развития волейбола
2.Тактическая подготовка волейболиста.
3.Психологическая подготовка волейболиста на разных этапах подготовки.
4.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом.
5.История развития волейбола в России.
6.Нестандартное оборудование на занятиях волейболом.
7.Характеристика техники игры в волейбол.
8.Характеристика тактики игры в волейбол
Тематика рефератов по гандболу:
1.История развития гандбола в России.
2.Подготовка мест учебно-тренировочных занятий различной направленности с юными и квалифицированными гандболистами.
3.Сенситивные (благоприятные) возрастные периоды развития приоритетных физических качеств гандболистов и гандболисток.
4.Состав судейской бригады и функции каждого участника в соревнованиях по гандболу.
5.Психическая напряженность игровой деятельности в гандболе.
6.Классификации техники игры полевого игрока.
7.Классификация техники игры вратаря.
8.Общеразвивающие, общеподготовительные и подводящие упражнения в тренировке гандболистов.
Тематика рефератов по футболу:
1.История футбола
2.Правила игры
3.Международные соревнования
4.Тактика в футболе
5.Футбол в мире
6.Футбольные структуры
7.Молодёжный футбол
8.Профессиональный футбол
Тематика рефератов по атлетической гимнастике:
1.Атлетическая гимнастика, ее история и место в системе физического воспитания.
2.Методика обучения технике упражнений со штангой, гантелями, гирями.
3.Методика обучения технике упражнений на тренажерах.
4.Форма построения учебного занятия по атлетической гимнастике. Техника безопасности на занятиях.
5.Общая и специальная физическая подготовка на занятиях атлетической гимнастикой.
6.Методика выбора и использования упражнений с отягощениями, в целях развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.
7.Методика эксплуатации спортивных снарядов, тренажёров, приспособлений при выполнении упражнений в процессе учебных занятий.
8.Возрастные этапы развития детей и подростков. Учёт возрастных особенностей на занятиях атлетической гимнастики.
9.Особенности организации и проведения занятий по атлетической гимнастике с лицами женского пола.
10.Педагогическое тестирование уровней теоретической, технической, физической подготовленности в ходе учебного процесса. Управление учебным процессом на занятиях атлетической гимнастики.
Тематика рефератов по гимнастике:
1.Использование гимнастических упражнений для развития собственно силовых способностей занимающихся.
2.Развитие скоростно-силовых способностей гимнастическими упражнениями .
3.Развитие средствами гимнастики двигательно-координационных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4.Развитие двигательно-координационных способностей на занятиях гимнастикой с учащимися средних и старших классов.
5.Развитие гибкости с помощью гимнастических упражнений.
6.Профилактика плоскостопия и формирование рациональной осанки у школьников на уроке гимнастики.
7.Воспитание общей выносливости у женщин, занимающихся гимнастикой.
8.Методика коррекции избыточного веса с использованием гимнастических упражнений.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.