2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Методика обучения физической культуры _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения  физической культуры   
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 7 зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
156
аудиторные занятия
168
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
10 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
360
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
18 4/6
16 4/6
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
10
10
44
44
Практические
36
36
48
48
40
40
124
124
Итого ауд.
54
54
64
64
50
50
168
168
Кoнтактная рабoта
54
54
64
64
50
50
168
168
Сам. работа
54
54
44
44
58
58
156
156
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
144
144
360
360
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Гумеров Р.А. _________________
 
 
Методика обучения  физической культуры   
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании профессиональных компетенций в области преподавания физической культуры  в образовательных учреждениях  различным  группам обучающихся, также подготовка  выпускника к педагогической деятельности на основе знаний общих основ методики обучения предмету физическая культура.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
Овладение системой знаний о сущности управления процессом физкультурного образования на основе учета особенностей возрастного развития различных групп населения;
1.4
Усвоение знаний и педагогических умений в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
1.5
Создание представления об интегрирующей роли дисциплины теории и методики физического воспитания и спорта в системе дисциплин предметной подготовки;
1.6
Комплексное рассмотрение современных подходов и технологий физического воспитания детей и подростков.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Концепции современного естествознания
2.1.4
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.5
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Физиология человека
2.1.7
Анатомия человека
2.1.8
Русский язык и культура речи
2.1.9
Философия  
2.1.10
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.11
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.14
Учебная ознакомительная практика
2.1.15
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.16
Общая и социальная психология
2.1.17
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.18
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.19
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.20
Учебная ознакомительная практика
2.1.21
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.2
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.3
Пожарная безопасность
2.2.4
Система гражданской защиты населения
2.2.5
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.6
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.7
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
2.2.8
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.2.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Требования ФГОС ООО к образовательным (предметным и метапредметным (УУД) результатам освоения предмета физическая культура;
3.1.2
планируемые результаты обучения в предметной области физическая культура;
3.1.3
методы оценивания достигнутых результатов обучения в предметной области физическая культура, в том числе с использованием ИКТ.
3.1.4
методы педагогического контроля и контроля качества обучения, технологии педагогического контроля и коррекции;
3.1.5
методики проведения учебных занятий по физической культуре и внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися в общеобразовательных учреждениях;
3.1.6
средства, методы и методики обучения двигательной деятельности;
3.1.7
методы оценки физических способностей и функционального состояния обучающихся;
3.1.8
требования к результатам урочной и внеурочной деятельности по  ФГОС ООО;
3.1.9
принципы и методы физического воспитания;
3.1.10
методы педагогического контроля и контроля качества обучения, технологии педагогического контроля и коррекции, средства и методы управления состоянием человека.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Анализировать учебные занятия в урочной и внеурочной деятельности  на основе использования нормативных документов в своей деятельности (ФГОС ООО, НОО);
3.2.2
разрабатывать сценарии  и планы-конспекты учебных занятий урочной и внеурочной деятельности;
3.2.3
самостоятельно проводить внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися, организовывать и проводить спортивные соревнования.
3.2.4
Осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по физической культуре.
3.2.5
оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся.
3.2.6
адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
3.2.7
осуществлять контроль и оценку сформированности образовательных результатов обучающихся, а также их коррекцию.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Методикой планирования, разработки и проведения учебных занятий по физической культуре и внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися в общеобразовательных учреждениях.
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.3.2
методикой проведения учебных занятий по физической культуре с обучающимися в общеобразовательных учреждениях, внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися с целью достижения образовательных результатов;
3.3.3
методикой контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, а также  их коррекции;
3.3.4
методикой оценки физических способностей и функциональных состояний обучающихся.
3.3.5
технологиями и методами анализа, контроля и коррекции педагогической ситуации, средствами и методами управления состоянием человека, профессиональной рефлексией.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы преподавания физической культуры

 
1.1
Педагогическая система предмета «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.2
Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.3
«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.4
Педагогическая система предмета «Физическая культура»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.5
Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.6
«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.7
Цели предмета «Физическая культура» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.8
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
5
0
 
1.9
Формы построения занятий,  планирование и контроль  в  физическом воспитания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

23
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.10
Методика физического воспитания в различных возрастных группах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

22
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.11
Разработка план-конспекта урока  ФК по типам (комплексные и  целевые):

• уроки с образовательно-познавательной направленностью,

• уроки с образовательно-обучающей направленностью,

• уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.12
Разработка положения и сценария физкультурно-массового мероприятия и спортивного соревнования; /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.13
Типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.14
Функциональная единица, или «шаг», дидактических процессов в предмете «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.15
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.16
Формы построения занятий,  планирование и контроль  в  физической культуре /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.17
Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.18
Составление годового  плана учебной работы по  физической культуре (рабочей программы по  ФК),  по  спортивным тренировкам; /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.19
Составление годового  плана воспитательной работы по  спортивно-оздоровительному направлению;  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.20
Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.21
Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.22
Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.23
Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.24
Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.25
Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.26
Анализ урока физической культуры в школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.27
Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физическая культуры

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.28
Разработка  тренировочных  занятий и планов построения подготовки  спортсмена,  осуществление оценки уровня физического  развития и подготовленности  спортсменов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
1.29
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету 5 семестр

1 Взаимосвязь культуры, физической культуры и спорта.

2 Признаки, характеризующие область физической культуры общества: содержание деятельности в области физической культуры; совокупность ценностей, накапливаемых в области физической культуры, результаты деятельности в области физической культуры.

3 Система исходных понятий теории физической культуры и спорта: физическое развитие, физическое воспитание, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
физическое совершенство, физическая подготовка.

4 Проблематика «Теории и методики физической культуры и спорта» как науки и ее структура как учебной дисциплины.

5 Историческое формирование «Теории и методики физической культуры и спорта» как области знаний.

6 Разновидности направлений использования факторов физической культуры в современном обществе: базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно реабилитационная, рекреационно-бытовая физическая культура.

7 Спорт как специфическое социальное явление и его функциональные особенности.

8 Общекультурные и специфические функции физической культуры и спорта.

9 Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляющие специфическое содержание физического воспитания.

10 Основные характеристики системы физического воспитания, ее идейные, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы.

11 Педагогический характер и специфическая направленность физического воспитания.

12 Сущность задач, решаемых в процессе формирования физической культуры личности и формы их конкретизации.

13 Общепедагогические и специфические средства, используемые в процессе физического воспитания.

14 Взаимосвязь формы и содержания физических упражнений. Характеристика понятия «техника» физических упражнений, правила их техничного выполнения.

Вопросы к экзамену 7 семестр

1 Предмет теории и методики физической культуры.

2 Основные документы планирования и виды педагогического контроля в физическом воспитании.

3 Возможности использования методики «круговой тренировки» в физическомвоспитании.

4 Принцип непрерывности физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха.

5 Скоростные способности, их структура и методика воспитания.

6 Формы построения занятий в физическом воспитании.

7 Особенности реализации принципа сознательности и активности в физическом воспитании.

8 Методика воспитания выносливости.

9 Этап углубленного разучивания двигательных действий (задачи, особенности, методические принципы и методы).

10 Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой.

11 Возможности использования игрового метода в процессе физического воспитания.

12 Нагрузка и отдых как компоненты физического воспитания.

13 Система принципов, регламентирующих процесс формирования физической культуры.

14 Скоростно-силовые способности и методика их воспитания.

15 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Взаимосвязь с другими видами воспитания личности.

16 Методика воспитания собственно-силовых способностей.

17 Средства, используемые в процессе физического воспитания.

18 Принцип постепенного повышения развивающих воздействий в физическом воспитании.

19 Этап углубленного разучивания двигательных действий задачи, особенности,методические принципы и методы.

20 Силовая выносливость и методика ее воспитания.

21 Особенности реализации принципа систематичности.

22 Форма и содержание физических упражнений.

23 Силовая выносливость и методика ее воспитания.

24 Принцип всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию личности в системе физического воспитания.

25 Методы строго регламентированного упражнения.

26 Использование явления «переноса» тренированности, умений и навыков в физическом воспитании.

27 Специфические функции физической культуры в обществе.

28 Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

29 Координационные способности и методика их воспитания.

30 Соотношение и взаимосвязь физического развития и физического воспитания.

31 Организационные формы и условия функционирования системы физического воспитания в стране.

32 Общая выносливость и методика ее воспитания.

33 Игровой метод в физическом воспитании.

34 Соотношение и взаимосвязь физической культуры и спорта.

35 Основы регулирования массы тела.

36 Особенности применения общепедагогических методов в физическом воспитании.

37 Понятие «физическое совершенство».

38 Методика воспитания выносливости, проявляемой при выполнении упражнений в различных зонах мощности.

39 Структура обучения двигательным действиям.

40 Цель и основные задачи формирования физической культуры.

41 Принцип непрерывности и цикличности в физическом воспитании.

42 Совершенствование двигательного действия как завершающий этап обучения в физическом воспитании.

43 Физическая культура и ее основные аспекты.

44 Методы, используемые в процессе обучения двигательным действиям.

45 Гибкость и методика ее воспитания.

46 Базовая физическая культура, ее общая характеристика.

47 Физические упражнения – основное специфическое средство, используемое в процессе физического воспитания.

48 Сила и факторы, обусловливающие ее проявление.

49 Система физического воспитания и ее основные компоненты.

50 Техника физических упражнений, ее основные характеристики. Классификация физических упражнений.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
51 Методика формирования осанки.

52 Соответствие педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся как специфическая закономерность физического воспитания.

53 Этап начального разучивания двигательных действий (задачи, особенности, методические приемы и методы).

54 Профессионально – прикладная физическая культура, ее общая характеристика.

55 Общекультурные функции физической культуры в обществе.

56 Использование сенситивных периодов физического развития в физическом воспитании.

57 Возможности использования соревновательного метода в процессе физического воспитания.

58 Особенности реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании.

59 Методика совершенствования элементарных форм проявления быстроты.

60 Причины возникновения ошибок при выполнении двигательных действий и методика их устранения.я.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов 5 семестр

1.Проведите педагогический анализ проведенного урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

3.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

4.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.

5.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.

6.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.

7.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.

8.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.

9.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.

10.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.

11.Составьте список заданий по достижению предметных результатов на уроках обучения основам двигательных действий (по разделам в соответствии с КТП).

Тематика рефератов 6 семестр  

1.Проведите исследование пульсометрии уроков физической культуры различного типа и составьте график динамики пульса.

2.Проведите хронометрию уроков  физической культуры различного типа и определите общую и моторную плотности.

3.Разработайте рекомендации по итогам проведенного исследования пульсометрии уроков физической культуры различного типа.

4.Разработайте рекомендации по итогам проведенной хронометрии уроков физической культуры различного типа.

5.Составьте схему метапредметных результатов реализуемых на уроках физической культуры различного типа.

6.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек).

7.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)подвижные игры по физической культуре в школе (10 карточек).

8.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)эстафеты для уроков физической культуре в школе (10 карточек).

9.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений тренировочной направленности для основной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек, по 2 на каждое физическое качество).

10.Планирование  воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.  

11.Организация и проведите воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.  

Тематика рефератов 7 семестр

1.Проведение анализа (рефлексия)проведенного воспитательного внеурочного спортивно-оздоровительного мероприятия.

2.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

3.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

4.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).

5.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).

6.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах(5-8 класс).

7.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
8.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

9.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

10.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алхасов, Д. С. 
Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч.: учебное пособие для вузов / Д. С. Алхасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06116-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492748
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Алхасов, Д. С.
Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для вузов / Д. С. Алхасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 441 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06125-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492771
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кадыров, Р.М.
Теория и методика физической культуры студентов СПбГАСУ: учебное пособие/ Кадыров Р.М., Гетьман В.Д., Караван А.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 150 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63643.html
СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2015
 
Л2.2
Быченков, С.В.
Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие/ Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70999.html
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 12
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

 
стр. 15
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.