(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
• уроки с образовательно-познавательной направленностью,
• уроки с образовательно-обучающей направленностью,
• уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету 5 семестр
1 Взаимосвязь культуры, физической культуры и спорта.
2 Признаки, характеризующие область физической культуры общества: содержание деятельности в области физической культуры; совокупность ценностей, накапливаемых в области физической культуры, результаты деятельности в области физической культуры.
3 Система исходных понятий теории физической культуры и спорта: физическое развитие, физическое воспитание,
4 Проблематика «Теории и методики физической культуры и спорта» как науки и ее структура как учебной дисциплины.
5 Историческое формирование «Теории и методики физической культуры и спорта» как области знаний.
6 Разновидности направлений использования факторов физической культуры в современном обществе: базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно реабилитационная, рекреационно-бытовая физическая культура.
7 Спорт как специфическое социальное явление и его функциональные особенности.
8 Общекультурные и специфические функции физической культуры и спорта.
9 Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляющие специфическое содержание физического воспитания.
10 Основные характеристики системы физического воспитания, ее идейные, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы.
11 Педагогический характер и специфическая направленность физического воспитания.
12 Сущность задач, решаемых в процессе формирования физической культуры личности и формы их конкретизации.
13 Общепедагогические и специфические средства, используемые в процессе физического воспитания.
14 Взаимосвязь формы и содержания физических упражнений. Характеристика понятия «техника» физических упражнений, правила их техничного выполнения.
Вопросы к экзамену 7 семестр
1 Предмет теории и методики физической культуры.
2 Основные документы планирования и виды педагогического контроля в физическом воспитании.
3 Возможности использования методики «круговой тренировки» в физическомвоспитании.
4 Принцип непрерывности физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха.
5 Скоростные способности, их структура и методика воспитания.
6 Формы построения занятий в физическом воспитании.
7 Особенности реализации принципа сознательности и активности в физическом воспитании.
8 Методика воспитания выносливости.
9 Этап углубленного разучивания двигательных действий (задачи, особенности, методические принципы и методы).
10 Принцип связи физического воспитания с трудовой практикой.
11 Возможности использования игрового метода в процессе физического воспитания.
12 Нагрузка и отдых как компоненты физического воспитания.
13 Система принципов, регламентирующих процесс формирования физической культуры.
14 Скоростно-силовые способности и методика их воспитания.
15 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Взаимосвязь с другими видами воспитания личности.
16 Методика воспитания собственно-силовых способностей.
17 Средства, используемые в процессе физического воспитания.
18 Принцип постепенного повышения развивающих воздействий в физическом воспитании.
19 Этап углубленного разучивания двигательных действий задачи, особенности,методические принципы и методы.
20 Силовая выносливость и методика ее воспитания.
21 Особенности реализации принципа систематичности.
22 Форма и содержание физических упражнений.
23 Силовая выносливость и методика ее воспитания.
24 Принцип всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию личности в системе физического воспитания.
25 Методы строго регламентированного упражнения.
26 Использование явления «переноса» тренированности, умений и навыков в физическом воспитании.
27 Специфические функции физической культуры в обществе.
28 Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
29 Координационные способности и методика их воспитания.
30 Соотношение и взаимосвязь физического развития и физического воспитания.
31 Организационные формы и условия функционирования системы физического воспитания в стране.
32 Общая выносливость и методика ее воспитания.
33 Игровой метод в физическом воспитании.
34 Соотношение и взаимосвязь физической культуры и спорта.
35 Основы регулирования массы тела.
36 Особенности применения общепедагогических методов в физическом воспитании.
37 Понятие «физическое совершенство».
38 Методика воспитания выносливости, проявляемой при выполнении упражнений в различных зонах мощности.
39 Структура обучения двигательным действиям.
40 Цель и основные задачи формирования физической культуры.
41 Принцип непрерывности и цикличности в физическом воспитании.
42 Совершенствование двигательного действия как завершающий этап обучения в физическом воспитании.
43 Физическая культура и ее основные аспекты.
44 Методы, используемые в процессе обучения двигательным действиям.
45 Гибкость и методика ее воспитания.
46 Базовая физическая культура, ее общая характеристика.
47 Физические упражнения – основное специфическое средство, используемое в процессе физического воспитания.
48 Сила и факторы, обусловливающие ее проявление.
49 Система физического воспитания и ее основные компоненты.
50 Техника физических упражнений, ее основные характеристики. Классификация физических упражнений.
52 Соответствие педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся как специфическая закономерность физического воспитания.
53 Этап начального разучивания двигательных действий (задачи, особенности, методические приемы и методы).
54 Профессионально – прикладная физическая культура, ее общая характеристика.
55 Общекультурные функции физической культуры в обществе.
56 Использование сенситивных периодов физического развития в физическом воспитании.
57 Возможности использования соревновательного метода в процессе физического воспитания.
58 Особенности реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании.
59 Методика совершенствования элементарных форм проявления быстроты.
60 Причины возникновения ошибок при выполнении двигательных действий и методика их устранения.я.
Тематика рефератов 5 семестр
1.Проведите педагогический анализ проведенного урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
2.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
3.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
4.Разработайте план-конспект урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС.
5.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.
6.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.
7.Выделите метапредметные результаты реализуемые на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.
8.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-познавательной направленностью.
9.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-обучающей направленностью.
10.Смоделируйте проблемную ситуацию на уроке физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.
11.Составьте список заданий по достижению предметных результатов на уроках обучения основам двигательных действий (по разделам в соответствии с КТП).
Тематика рефератов 6 семестр
1.Проведите исследование пульсометрии уроков физической культуры различного типа и составьте график динамики пульса.
2.Проведите хронометрию уроков физической культуры различного типа и определите общую и моторную плотности.
3.Разработайте рекомендации по итогам проведенного исследования пульсометрии уроков физической культуры различного типа.
4.Разработайте рекомендации по итогам проведенной хронометрии уроков физической культуры различного типа.
5.Составьте схему метапредметных результатов реализуемых на уроках физической культуры различного типа.
6.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек).
7.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)подвижные игры по физической культуре в школе (10 карточек).
8.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал)эстафеты для уроков физической культуре в школе (10 карточек).
9.Разработайте и оформите в дидактические карточки (раздаточный материал) комплексы общеразвивающих упражнений тренировочной направленности для основной части урока в соответствии с КТП и примерными рабочими программами по физической культуре в школе (10 карточек, по 2 на каждое физическое качество).
10.Планирование воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.
11.Организация и проведите воспитательное внеурочное спортивно-оздоровительное мероприятие.
Тематика рефератов 7 семестр
1.Проведение анализа (рефлексия)проведенного воспитательного внеурочного спортивно-оздоровительного мероприятия.
2.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
3.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
4.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в младших классах (1-4 класс).
5.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-познавательной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).
6.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах(5-8 класс).
7.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в средних классах (5-8 класс).
9.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).
10.Разработка план-конспекта урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в соответствии с требованиями ФГОС в старших классах (9-11 класс).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающимся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.