(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М. Захарова
ции
Понятие графики. Виды графики.
Понятие графики.
По характеру выполнения: ручная, печатная.
По технике: карандаш, уголь, сангина, соус, пастель, гризайль.
По назначению: станковая, книжная, прикладная, плакатная.
По художественно-образному строю: реалистичная, декоративная или стилизованная, абстрактная. /Лек/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
По технике: карандаш, уголь, сангина, соус, пастель, гризайль.
По назначению: станковая, книжная, прикладная, плакатная.
По художественно-образному строю: реалистичная, декоративная или стилизованная, абстрактная. /Пр/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Рисунок как основное выразительное средство графики:
По использованию изобразительно- выразительных средств: линейный, тональный.
По технике выполнения: оригинальный, печатный.
/Ср/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
По способам рисования: рисования по восприятию, рисования по оригиналам или копии, рисование по представлению. /Ср/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Точка как средство графики. Упражнение на переход пятна в точку. Штрих как средство графики. Упражнение на различные виды штриха.
/Лек/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Виды линий. Линия – след движения руки с карандашом. Мерность линии по величине и форме. Линейный рисунок по своему замыслу.
Прямые и угловатые разомкнутые линии. Округлые разомкнутые линии. Угловатые замкнутые линии. Округлые замкнутые линии.
/Пр/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
своего варианта буквицы с использованием орнамента определенной
эпохи. /Ср/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
выполненных пером и тушью. Понятие афишно-плакатной цветной графики. Особенности композиции и выразительности образа, изучение лекционно-
показательного материала (авторская презентация). /Лек/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Элементы книжной графики- виньетки, буквицы и проч. Создание
своего варианта буквицы с использованием орнамента определенной
эпохи. Создание сюжетной композиции книги из серии иллюстраций,
выполненных пером и тушью. Понятие афишно-плакатной цветной графики. Особенности
композиции и выразительности образа, изучение лекционно-
показательного материала ( авторская презентация). Афиша (с различными цветовыми вариантами решения).
/Ср/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
композиция в геометрической плоской фигуре. Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная
композиция в геометрической плоской фигуре /Лек/
/Лек/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
композиция в геометрической плоской фигуре. Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная
композиция в геометрической плоской фигуре.
/Ср/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
В твоей мастерской.
Учимся у мастеров.
/Лек/
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Вопросы и задания на зачет
1. Дайте определение графики. Назовите виды графики. Коротко расскажите о каждом из них.
2. Что из себя, представляет книжная графика?
3. Дайте определение иллюстрации.
4. Назовите художников-иллюстраторов детской книги. Перечислите требования к детской иллюстрации.
5. Какие виды рисунка вы знаете в зависимости от их назначения и по продолжительности их выполнения.
6. Приемы штриховки и декоративной штриховки?
7. Как выполняется постепенные переходы тонов (примеры для практики)
8. Назовите произведения русских и татарских художников-графиков, рекомендованных программой воспитания и обучения в начальных классах.
9. Назовите виды графики. Коротко расскажите о каждом из них.
10. Какие виды плакатов и афиш вы знаете?
11. Что входит в промышленную графику?
12. Какие виды рисунка вы знаете в зависимости от их назначения?
13. Как различают рисунки по продолжительности их выполнения?
14. Каково назначение учебного рисунка?
15. Назовите выразительные средства рисунка, охарактеризуйте их.
16. Перечислите художественные материалы, которые используют для со¬здания рисунков.
17. Скажите, пастель — это материал для живописи или для графики? Поясните свой ответ.
18. Зачем необходимо производить гео¬метрический анализ формы предмета?
19. Какую роль в строении формы пред¬мета играет его конструкция?
20. По каким внешним признакам раз¬личают формы предметов?
21. С чего следует начинать построение формы предмета в рисунке?
22. Что необходимо изображать в ри¬сунке для передачи объемной формы?
23. Каково значение фона в рисунке?
25. Какие виды оптических иллюзий вы знаете? Как эти знания могут вам при¬годиться в творческой работе над ком-позицией?
Выберите правильный ответ из предложенных.
26. Какие виды относятся к печатной графике: а) ксилография; б) офорт; в) рельеф; г) контррельеф; д) литография; е) эстамп; ж) линогравюра; з) гравюра на картоне?
27. Какие виды искусства относятся к графическим: а) декоративно-прикладное искусство; б) скульптура; в) рисунок; г) книжная иллюстрация;
д) гравюра; е) балет?
28. В чем, на ваш взгляд, специфика плаката, его отличие от станковой картины: а) в большом размере; б) лаконичности и обобщенности; в) декоративности; г) гротескной выразительности; д) тиражируемости; е) ориентации на заказ общества?
29. Какие виды рисунка можно выделить: а) учебный рисунок; б) заготовка; в) набросок; г) копия; д) эскиз; е) академический рисунок; ж) трафарет; з) творческий рисунок; и) психологический рисунок?
Задание 1. Изучение особенностей графической деятельности младших школьников.
Задание 2. Изучение умения удерживать цель рисования.
Задание 3. Изучение рисования в графике по замыслу.
Задание 4. Изучение особенностей регуляции рисовальных движений руки.
Задание 5. Изучение влиянии слова на восприятие и воспроизведение графического образа.
Задание 6. Изучение отражения детьми в рисунке характерных свойств предмета.
Задание 7. Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в графической рисунке.
Задание 8. Изучение умения подчинять тоновое решение рисунка задаче выражения его содержания.
Задания 9. Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности
Подготовить письменное сообщение, по материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).
1. Диагностика художественно-творческого развития младших школьников
2. Выразительные средства графики.
3. Раскрыть сущность понятие графики, виды графики.
4. Объясните, что означает по характеру выполнения графики.
5. Объясните, что означает по художественно-образному строю графики.
6. Рисунок как основное выразительное средство графики.
7. Перечислите графические материалы.
8. Виды рисунка: По использованию изобразительно-выразительных средств. По технике выполнения. По целевому назначению. По способам рисования
9. Перечислите виды графики, используемые в педагогическом процессе начального образования.
10. Методическая работа по графической деятельности в начальной школе.
11. Охарактеризуйте методы развития детского творчества в рисовании.
12. Педагогические условия совершенствования творческого воображения младших школьников в графической деятельности.
13. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста
14. Приемы обучения детей составлению узоров в графике по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
15. Какова причина спада детского творчества к началу школьного периода?
16. Назовите виды и жанры живописи, доступные для восприятия младшими школьниками.
17. Особенности изображения человека и животных детьми 1 класса в карандаше.
18. Знакомство младших школьников с жанром пейзажа в технике графики.
19. Исторические этапы становления теории и методики графической деятельности.
20. Педагогические условия развития детского художественного творчества.
21. Методологические основы теории и методики художественного воспитания.
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающиеся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.