2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Графическая деятельность младших школьников_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Графическая деятельность младших школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Павлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Графическая деятельность младших школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М. Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается формировании  у обучающихся профессиональных компетенции, необходимых для руководства техническим и художественным творчеством учащихся начальных классов в графической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выработка понимания о выразительных средств графики как вида искусства; по характеру выполнения, по технике, по художественно-образному строю;
1.4
выделять виды рисунка: по использованию изобразительно-выразительных средств, по технике выполнения, по целевому назначению, по способу рисования;
1.5
освоение методических приемах развития у обучающихся графической грамотности; научить определять эффективность применения методических приемов с целью развития графической грамотности у младших школьников.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.2
Литературное развитие детей
2.1.3
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.4
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.1.5
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.6
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.7
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.1.8
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.9
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.10
Технологии начального литературного  образования
2.1.11
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.12
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.13
Формирование УУД у младших школьников
2.1.14
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.15
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.16
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.17
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.18
Теория начального литературного образования
2.1.19
Технологии начального математического образования
2.1.20
Технологии начального языкового образования
2.1.21
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.22
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.23
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.24
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.25
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.26
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.27
Теория начального математического образования
2.1.28
Теория начального языкового образования
2.1.29
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.30
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.31
2.1.32
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.33
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.34
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.1.35
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.36
Геометрические фигуры на плоскости
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.1.37
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.38
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая процедуру ее защиты.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Графическая деятельность младших школьников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 1. Теоретические основы обучения графической деятельности младших школьников

 
1.1
Цели и задачи. Вводная беседа.

Понятие графики. Виды графики.

Понятие графики.

По характеру выполнения: ручная, печатная.

По технике: карандаш, уголь, сангина, соус, пастель, гризайль.

По назначению: станковая, книжная, прикладная, плакатная.

По художественно-образному строю: реалистичная, декоративная или стилизованная, абстрактная. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
1.2
По характеру выполнения: ручная, печатная.

По технике: карандаш, уголь, сангина, соус, пастель, гризайль.

По назначению: станковая, книжная, прикладная, плакатная.

По художественно-образному строю: реалистичная, декоративная или стилизованная, абстрактная. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-4
10
0
 
1.3
Знакомство с графическими материалами.

Рисунок как основное выразительное средство графики:

По использованию изобразительно- выразительных средств: линейный, тональный.

По технике выполнения: оригинальный, печатный.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

6
ПК-4
10
0
 
1.4
По целевому назначению: академический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок, набросок, этюд, эскиз.

По способам рисования: рисования по восприятию, рисования по оригиналам или копии, рисование по представлению. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 2. Выразительные средства графики как вида искусства 

 
2.1
Выразительное средство рисунка – форма.

Точка как средство графики. Упражнение на переход пятна в точку. Штрих как средство графики. Упражнение на различные виды штриха.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
2.2
Линии как средство графики.

Виды линий. Линия – след движения руки с карандашом. Мерность линии по величине и форме. Линейный рисунок по своему замыслу.

Прямые и угловатые разомкнутые линии. Округлые разомкнутые линии. Угловатые замкнутые линии. Округлые замкнутые линии.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.3
Общая штриховка. Иллюстрация по средствам штриха (доработка наиболее удачной иллюстрации из предыдущих). Работа с пером и тушью. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
2.4
Элементы книжной графики- виньетки, буквицы и проч. Создание

своего варианта буквицы с использованием орнамента определенной

эпохи. /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

6
ПК-4
10
0
 
2.5
Создание сюжетной композиции книги из серии иллюстраций,

выполненных пером и тушью. Понятие афишно-плакатной цветной графики. Особенности композиции и выразительности образа, изучение лекционно-

показательного материала (авторская презентация).   /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
2.6
Серия быстрых зарисовок-иллюстраций. Творческая работа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

8
ПК-4
10
0
 
2.7
Работа с пером и тушью.

Элементы книжной графики- виньетки, буквицы и проч. Создание

своего варианта буквицы с использованием орнамента определенной

эпохи. Создание сюжетной композиции книги из серии иллюстраций,

выполненных пером и тушью. Понятие афишно-плакатной цветной графики. Особенности

композиции и выразительности образа, изучение лекционно-

показательного материала ( авторская презентация). Афиша (с различными цветовыми вариантами решения).

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
2.8
Цветочная симметричная

композиция в геометрической плоской фигуре. Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная

композиция в геометрической плоской фигуре /Лек/

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-4
10
0
 
2.9
Серия быстрых зарисовок-иллюстраций. Творческая работа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-4
10
0
 
2.10
Серия быстрых зарисовок-иллюстраций. Цветочная симметричная

композиция в геометрической плоской фигуре. Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная

композиция в геометрической плоской фигуре.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
 
Раздел 3. Методика графической деятельности младших школьнгиков

 
3.1
В мастерской художника-графика

В твоей мастерской.

Учимся у мастеров.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2
Творческая работа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ПК-4
10
0
 
3.3
Разработка технологической карты. Урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-колнференция (на выбор обучающегося) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ПК-4
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания на зачет

1. Дайте определение  графики. Назовите виды графики. Коротко расскажите о каждом из них.

2. Что из себя, представляет книжная графика?

3. Дайте определение иллюстрации.

4. Назовите художников-иллюстраторов детской книги. Перечислите требования к детской иллюстрации.

5. Какие виды рисунка вы знаете в зависимости от их назначения и по продолжительности их выполнения.

6. Приемы штриховки и декоративной штриховки?

7. Как выполняется постепенные переходы тонов (примеры для практики)

8. Назовите произведения русских и татарских художников-графиков, рекомендованных программой воспитания и обучения в начальных классах.

9. Назовите виды графики. Коротко расскажите о каждом из них.

10. Какие виды плакатов и афиш вы знаете?

11. Что входит в промышленную графику?

12. Какие виды рисунка вы знаете в зависимости от их назначения?

13. Как различают рисунки по продолжительности их выполнения?

14. Каково назначение учебного рисунка?

15. Назовите выразительные средства рисунка, охарактеризуйте их.

16. Перечислите художественные материалы, которые используют для со¬здания рисунков.

17. Скажите, пастель — это материал для живописи или для графики? Поясните свой ответ.

18. Зачем необходимо производить гео¬метрический анализ формы предмета?

19. Какую роль в строении формы пред¬мета играет его конструкция?

20. По каким внешним признакам раз¬личают формы предметов?

21. С чего следует начинать построение формы предмета в рисунке?

22. Что необходимо изображать в ри¬сунке для передачи объемной формы?

23. Каково значение фона в рисунке?

25. Какие виды оптических иллюзий вы знаете? Как эти знания могут вам при¬годиться в творческой работе над ком-позицией?

Выберите правильный ответ из предложенных.

26. Какие виды относятся к печатной графике: а) ксилография; б) офорт; в) рельеф; г) контррельеф; д) литография; е) эстамп; ж) линогравюра; з) гравюра на картоне?

27. Какие виды искусства относятся к графическим: а) декоративно-прикладное искусство; б) скульптура; в) рисунок; г) книжная иллюстрация;

д) гравюра; е) балет?

28. В чем, на ваш взгляд, специфика плаката, его отличие от станковой картины: а) в большом размере; б) лаконичности и обобщенности; в) декоративности; г) гротескной выразительности; д) тиражируемости; е) ориентации на заказ общества?

29. Какие виды рисунка можно выделить: а) учебный рисунок; б) заготовка; в) набросок; г) копия; д) эскиз; е) академический рисунок; ж) трафарет; з) творческий рисунок; и) психологический рисунок?

Задание 1. Изучение особенностей графической деятельности младших школьников.

Задание 2. Изучение умения удерживать цель рисования.

Задание 3. Изучение рисования в графике по замыслу.

Задание 4. Изучение особенностей регуляции рисовальных движений руки.

Задание 5. Изучение влиянии слова на восприятие и воспроизведение графического образа.

Задание 6. Изучение отражения детьми в рисунке характерных свойств предмета.

Задание 7. Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в графической рисунке.

Задание 8. Изучение умения подчинять тоновое решение рисунка задаче выражения его содержания.

Задания 9. Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Подготовить письменное сообщение, по  материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

1. Диагностика художественно-творческого развития младших школьников

2. Выразительные средства графики.

3. Раскрыть сущность понятие графики, виды графики.

4. Объясните, что означает по характеру выполнения графики.

5. Объясните, что означает по художественно-образному строю графики.

6. Рисунок как основное выразительное средство графики.

7. Перечислите графические материалы.

8. Виды рисунка: По использованию изобразительно-выразительных средств. По технике выполнения. По целевому назначению. По способам рисования

9. Перечислите виды графики, используемые в педагогическом процессе начального образования.

10. Методическая работа по графической деятельности в начальной школе.

11. Охарактеризуйте методы развития детского творчества в рисовании.

12. Педагогические условия совершенствования творческого воображения младших школьников в графической деятельности.

13. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста

14. Приемы обучения детей составлению узоров в графике по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

15. Какова причина спада детского творчества к началу школьного периода?

16. Назовите виды и жанры живописи, доступные для восприятия младшими школьниками.

17. Особенности изображения человека и животных детьми 1 класса в карандаше.

18. Знакомство младших школьников с жанром пейзажа в технике графики.

19. Исторические этапы становления теории и методики графической деятельности.

20. Педагогические условия развития детского художественного творчества.

21. Методологические основы теории и методики художественного воспитания.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Барциц, Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования. : Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Барциц Р.Ч.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 200 c .— ЭБС «IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/79060.html
ЭБС «IPRbooks» , 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Воробьева, С. В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 740 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. https://biblio-online.ru/bcode/427499
Юрайт, Воробьева, С. В.
 
Л2.2
Бухарова, И. С
Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08212-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454019 
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кривцун, О. А.
Психология искусства : Психология искусства : Психология искусства : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Бакалавр и магистр курс). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. https://biblio-online.ru/bcode/433229
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/ 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э4
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  - Режим доступа:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

 
Э5
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа».  [Электронный ресурс]. URL:http://www.akademkniga.ru
 
Э6
Официальный сайт журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ».  [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/
 
Э7
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. URL:  http://nsc.1september.ru/
 
Э8
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
Э9
Образовательная система «Школа 2100».  [Электронный ресурс].  URL:  http://school2100.com/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с  ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.